Шпаргалка по "Этике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 17:12, шпаргалка

Описание работы

1.Этика как нормативная наука и практическая философия
Этика – философская наука о морали и должном поведении.
Мораль – способ социальной регуляции, опирающийся на критерии добра и зла.
Нравственность – уровень развития морали конкретного человека или общества в конкретно-исторический период.
Особенности этики (по Аристотелю):
1. Практическая философия– целью этики являются поступки, она рассматривает проявление блага в поступках человека и в общественной жизни.
2. Основная задача этики – формулирование ценностей, а не знаний.
3.Неточность этики.

Файлы: 1 файл

otvety_na_ekzamen_etika.docx

— 57.43 Кб (Скачать файл)

1.Этика как нормативная наука и практическая философия

Этика – философская наука о морали и должном поведении.

Мораль – способ социальной регуляции, опирающийся на критерии добра и зла.

Нравственность – уровень развития морали конкретного человека или общества в конкретно-исторический период.

Особенности этики (по Аристотелю):

1. Практическая философия– целью этики являются поступки, она рассматривает проявление блага в поступках человека и в общественной жизни.

2. Основная задача этики –  формулирование ценностей, а не  знаний.

3.Неточность этики.

Концептуальная эволюция этики.

Первый период в развитии этики – классический. С XVIII века стало вырабатываться более строгое понимание науки этики. В начале XX века эти позиции были существенном образом пересмотрены. Дж.Э. Мур положил начало целому периоду в существовании этики. В русле мета этики были подвергнуты строго логическому анализу все важнейшие этические понятия: добро, идеал, долг, правильное и неправильное и др.

Второй периодв развитии этики на западе ознаменовался поиском прорыва к реальной жизни – к социологии и психологии морали. Этот период продолжался не слишком долго. Именно здесь человек уже становится главным предметом изучения, а науку начинают интересовать все детали, все конкретные подробности его поведения с моральной точки зрения.

Третий периодв развитии западной этики представляет собой период прикладной этики. Он является закономерным, органическим результатом процесса развития этики в течение всего двадцатого века.

Функции этики:

1.Эмпирически-описательная-это  фиксация моральных правил и  отношений в реальной жизни.

2. .Философско-теоретическая функция-это понимание морали.

3.Ценностно-ориентирующая-это этика не только описывает реальность, но и оценивает её с позиции этической теории.

2.Основные категории  этики.

Категория-это наиболее общее понятие конкретной области знаний.

Благо-это это положительное для человека и общества в материальной и духовной сферах.

Добро-это основная категория: это моральное благо как идеал и мотив поведения.

Добро-противоположность злу.

Зло-это основная категория: это намеренный отказ от добра как идеала и мотива поведения.

Добро и зло понимается как ценностные категории сознания. (результат оценки людьми).

Справедливость-это соразмерность деяния и воздаяния благ и тягот.

Полиция-это общественная сила для поддержания действующего понимания справедливости.

Долг-это нравственные обязательства по отношению к обществу и др. людям.

Совесть-это способность к нравственному самоконтролю и самооценке.

Честь-это общественное признание заслуг человека.

Достоинство-это признание самоценности любого человека.

Счастье-это ощущение полноты и осмысленности жизни.

3.Мораль: сущность, структура и функции.

Структура морали:

1.Нравственное сознание-может быть индивидуальным и общественным. Это отражение моральной жизни общества в форме принципов правил и норм.

Имеет 3 компонента:

А. Рациональный-это понятие добра и зла, справедливости и т.д.

Б. Нравственные чувства-это личное отношение к конкретным категориям.

В. Волевой-это готовность действовать в соответствии со знанием и эмоциональным состоянием.

2. Нравственные отношения: Главная особенность-не существует в чистом виде. Существуют в общении.

3. Нравственное поведение-реализуется в форме поступка или проступка, является результатом свободного выбора человека.

Функции морали:

  1. Оценочная-это оценка людей, ситуаций с позиций добра и зла.
  2. Позитивная-это через оценивание человек познаёт и себя и других.
  3. Воспитательная-это через моральные отношения формируется опыт ценностного отношения к действительности.
  4. Мировоззренческая-это мораль неизбежна обозначает место человека в мире.

4.Моральная регуляция  и ее элементы.

Особенности моральной регуляции:

А. Субъективно-заинтересованное отношение к миру.

Б. Деятельный характер.

В. Регуляция осуществляется через нравственное требование.

Компоненты МГ:

А. Нормы-предписание-это правила поведения определяющие переживание и поступки человека.

Б. Высшие ценности-это моральное содержание норм.

Между нормами и ценностями есть отличия:

----выполнение норм одобряется, а служение ценностям восхищает.

----нормы создаются как система  выполняемых требований.

---в отношении норм чётко говорят  об их выполнении или невыполнении.

В. Идеал-это высшие ценности обращённые к индивиду и выступающие как высшие цели личностного развития:

----наслаждение, стремление к самосовершенствованию, прагмастические идеалы-направлены на пользу.

Г. Принципы-это рациональная форма выражения моральных требований.

Наиболее известны такие принципы как:

---гуманизм, альтруизм, коллективизм.

5.Способы обоснования  морали в этике.

А. Утилитаризм-выводит мораль из принципов полезности,

Б. Мораль-это не цель, а средство достижения счастья.

Принцип общественной жизни:

Чем больше счастливых людей, тем более счастливо общество в целом.

Джон Стюарт Милль- ввёл идею разнокачественности удовольствий.

Плюс теории: описывает обычного земного человека.

Недостатки:

А. отсутствие общеобязательного масштаба.

Б. ограниченная применимость(пример героизма и самопожертвования).

Абсолютизм-рассматривает мораль как главнейшее основание человеческой жизни. Представители были Конфуций и Кант.

Плюсы теории: моральный максимализм, самопожертвование.

Недостатки:

А. абстрактность морали свободный от личного интереса.

Б. безэмоциональностьчеловека.

Социальный детерминизм. При социально-детерминистическом подходе общество рассматривается именно в качестве базовой, основной реальности, из которой выводится необходимость морали, обращение к общественным отношениям, прежде всего к базовым – производственным, полагается достаточным и для объяснения процесса возникновения моральных норм и для характеристики специфики моральной мотивации.

Преимущество теории определяется ее интегративно- коллективистской направленностью, которая способствует интеграции общества на основе любой исторически конкретной формы морали.

Недостатки теории.

1) Проблема «истинности морали

2) Идея возрастания моральности в истории. Справедливость мораль

3) Ограниченность социологического подхода в морали.

Особенности моральной регуляции.

1) Она представляет собой определенное  ценностное отношение к миру, – точнее – субъективно-заинтересованное.

2) Нравственность является выражением  активности человеческого сознания.

3) Нравственные взгляды и представления  даны в единстве с практическими  отношениями.

4) Основным средством освоения  действительности является нравственное  требование.

В систему моральной регуляции обычно включают:

  • нормы;
  • высшие ценности;
  • идеалы;
  • принципы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Профессиональная  этика как наука о профессиональной  морали.

Соотношение проф. морали и проф. этики:

Как наука и изучаемая его область реальности.

Проф. мораль возникает как результат специализации труда(появление профессий) и формулировки обязательств профессионалов перед обществом. Изначальная форма профессиональных этических требований-это клятва.

Структура и значение:

2 категории профессии: 

А. Операционная профессия не несущая нравственной нагрузки(кассир, продавец).

Б. Элементы нравственности неотделимы от профессии(человек к человеку, врач, продавец, управленец, журналист, юристы).

Элементы проф. этики:

А. отношение к объекту труда или человеку.

Б. отношение с коллегами по профессии.

В. Отношение с представителями родственных проф. групп.

Г. Отношение к обществу(в форме ответственности.)

Выделим 2 черты проф. этики:

А. корпоративность-это представление об общности проф. группы, о их взаимной ответственности и проф. солидарности.

Б. институциональность-подкреплённая правилами и нормами поведение.

Функции проф. этики:

А. регулятивная-ожидаемая. Нормы проф. этики упорядочивают поведение специалистов.

Б. мировоззренческая-помогает понять и осознать проф. предназначение.

В. Воспитательная-формирует отношение к определённым ситуациям.

Г. защитная-оградить специалиста от необоснованного вмешательства общества в его деятельность.

 

7.Профессиональная  мораль и ее место в системе  морали. Особенности профессиональной  морали сотрудников ОВД.

Проф. мораль-это нормы и ценности представителей профессий типа человек человек(врач, журналист, сотрудники ОВД.)

Проф. мораль-это часть общей, но с определённой спецификой:

А. наличие дополнительных требований, часто не имеющих аналогов общей морали.

Б. расстановка ценностей.

Определяющая роль общей морали по отношению к профессиональной проявляется в:

А. моральное сознание и нравственные отношения  конкретно исторический период определяют нравственное содержание профессиональной деятельности.

Б. общая структура морали повторяется проф. морали.

В. Имеет одинаковые функции. 

Специфика проф. морали:

А. поведение и даже частная жизнь сотрудника часто регламентированы.

Б. моральные нормы подкрепляются правовыми нормами.

В. Действия сотрудников ОВД должны быть понятными для граждан и носить гуманный характер.

При контакте с людьми сотрудники часто узнают подробности их личной и духовной жизни, что требует индивидуального и бережного подхода к людям. Сотрудники ОВД должны быть максимально объективны в своих поступках и решениях. Проф. мораль существует как объективный факт и как результат работы индивидуального сознания.

Особенности проф. морали сотрудников ОВД:

А. характеризуются особыми понятиями, но опираются на этическую теорию.

Б. проф. честь-определяется и во многом зависит от индивидуального поведения.

В. Служебный долг-существует в объективном и субъективном варианте.

Г. Моральная ответственность-готовность принять на себя обязательства и тяготы связанные со службой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Принципы профессиональной  морали сотрудников ОВД.

Статья 5-11 ФЗ «о полиции»-соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданин.

Принципы:

-------законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественно  доверие и поддержка, взаимопонимание  и сотрудничество.

Доктринальные принципы деятельности полиции:

---гуманизм-это ценность  жизни, свободы, чести и достоинства  человека. Современная власть действует  более гуманными технологиями чем раньше.

---патриотизм-любовь к  своей малой Родине и Родине  РФ.

---законность- требует от сотрудника ОВД точного и неукоснительного соблюдения законов.

---справедливость- соответствие тяжести правонарушения и ответственности. Справедливость – это определенный порядок удовлетворения интересов взаимосвязанных индивидов и групп.

---оптимизм-результат собственной деятельности.

---толерантность-отношение  к представителям иных культур  и образов жизни.

9.Фундаментальные  нормативные документы в области  профессиональной этики сотрудника  полиции.

---Самые  ранние документы в сфере регулирования  деятельности полиции 1979 год-это  кодекс поведения должностных  лиц по поддержанию правопорядка. Полиция постоянно выполняет  возложенные законом обязанности, служит общине и защищает всех  лиц.

Информация о работе Шпаргалка по "Этике"