Шпаргалка по "Профессиональная этика и служебный этикет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 00:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Профессиональная этика и служебный этикет»

Файлы: 1 файл

Otvety_etika.docx

— 110.49 Кб (Скачать файл)

Ответы

к зачету

по дисциплине «Профессиональная этика и служебный  этикет»

 

  1. Объект, предмет, цели и задачи этики как науки.

Объектом  изучения этики является мораль.

Мораль (от лат. moralis - нравственный, mores-нравы) - это система  норм и принципов, которые возникают  из потребности согласования интересов  индивидов друг с другом и обществом (классом, социальной группой, государством), направлены на регулирование поведения  людей в соответствии с понятиями  добра и зла и поддерживаются личными убеждениями, традициями, воспитанием, силой общественного мнения.

Предмет изучения этики — нравственность.

Нравственность  можно определить как особый духовно-практический, а именно ценностный способ освоения мира; деятельность, обусловленную  мировоззрением. Ведь именно совокупность идеалов, принципов, взглядов и убеждений  определяет поведение личности, делая  его в высшей степени осмысленным.

Мировоззрение человека формируется прежде всего обществом, поэтому истоки нравственности следует  искать в отношениях между людьми. Человек — существо социальное. Совместная жизнедеятельность людей  требует различных способов регуляции  их поведения, что явилось причиной возникновения и развития религии, права и т.д. Нравственность —  один из таких регулятивов, который  определяет поведение людей с  помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и  должном (обязанностях, ответственности  и т.п.).

Задачи  этики.

Термин "этика", также введенный в употребление Аристотелем, изначально приобрел двоякую  направленность:

1) обозначение совокупности  добродетелей, правил и норм достойного (должного) поведения человека;

2) фиксацию особой  теоретической дисциплины (науки,  отрасли знания), традиционно занимающийся  исследованием специфических качеств  людей, названных выше "добродетелями"; сложных законов человеческого  поведения, порождающих как положительные,  так и отрицательные этические  качества (добродетели и пороки); а также условий, причин, возможностей  развития и совершенствования  добродетелей в индивидуальной  и общественной жизни человека  на протяжении всего его исторического  бытия.

Цель  этики — не знания, а поступки.

Как говорил Аристотель, юноша — неподходящий слушатель  для лекций по этике. При этом основным признаком «юноши» он считал не возраст, а незрелость характера, когда человека ведет по жизни прихоть страстей, что может случиться и со взрослыми  людьми. Чтобы от этики была польза, необходимы две предпосылки: умение владеть страстями и желание  направить их на прекрасные цели.

 

 

  1. Профессиональная этика как наука о профессиональной морали.

Одним из направлений развития прикладной этики является акцентирование в современных обществах «открытых  моральных проблем», при определении  морального содержания которых существует широкий разброс мнений. Поэтому  возникновение прикладной этики  характеризует важную особенность  современной этической мысли - преодолеть абстрактный характер традиционной этики.

Важным направлением в  развитии прикладной этики является её обращение к вопросам профессиональной морали.

Профессиональная этика - это вид прикладного знания, фиксирующий повышенные поведенческие  нормы и требования, вытекающие из особенностей той или иной профессии. Под словом «профессия» понимают род трудовой деятельности, занятий, требующих особой подготовки и являющихся источником существования. Любая профессия объединяет людей, имеющих особые интересы, специфические теоретические знания, определённые практические навыки, необходимые для выполнения их трудовой деятельности. Поэтому для регулирования взаимоотношений внутри профессиональной группы, между профессиональной группой и обществом, между профессиональной группой и теми людьми, на которых направлена их деятельность, существует необходимость в профессиональных кодексах.

Понятие «профессиональная  этика» в узком смысле слова является обозначением профессиональных моральных  кодексов. В настоящее время этические  кодексы созданы для многих профессий: врача, педагога, юриста, военнослужащего, социального работника. Для некоторых  профессий создаются международные  этические кодексы. Создание моральных кодексов обусловлено тем, что перед специалистами часто встают вопросы, которые невозможно решить, опираясь только на профессиональные знания. Профессионализм без нравственных критериев может быть для общества и отдельного человека опасным. Нормы профессиональной морали в процессе их созидания имеют целью регламентировать, рационально обосновать, сделать «технологически целесообразными» моральные стороны профессиональной деятельности.

Однако часто отдельные  положения моральных кодексов создаются  под воздействием заинтересованных организаций, объединений. Это обстоятельство несёт опасность подмены моральных  кодексов внеморальными инструкциями, уставами. Моральные кодексы должны воплощать общечеловеческие принципы морали. Профессиональная этика не вводит новые принципы морали, а  «приспосабливает» уже известные  принципы к специфическим видам  профессиональной деятельности. Профессиональная этика помогает следовать моральным  ценностям, реализовывать их часто  в необычных и сложных условиях, возникающих в различных видах  профессиональной деятельности. Несмотря на специфические черты профессиональной морали, в ней находят выражение принципы трудовой морали и общечеловеческой. В силу этого обстоятельства профессиональная нравственная характеристика человека не может ограничиваться отношениями сугубо профессионального свойства, а должна рассматриваться под углом зрения места и роли каждой профессии в жизни общества.

Хотя возникновение отдельных  профессиональных кодексов можно обнаружить в «глубине веков», формирование профессиональной этики как особой науки происходит последние 40-50 лет. Длительная увлечённость абстрактным анализом этических  понятий уводила философов долгое время от обыденной моральной  повседневности. Однако последние 10-20 лет процесс формирования профессиональной этики становится более интенсивным. Ориентация на абстрактную теорию морали сменяется интересом к прикладным отраслям этики: педагогической, медицинской, экологической, юридической, этике  науки, этике социальной работы и  др.

 

 

 

  1. Мораль: понятие, происхождение, функции, исторические типы.

Мораль - это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему.

Мораль она служит основой  духовной культуры личности и показателем  меры человеческого в человеке; вся  практическая деятельность человека и  его поведение определяется сложившимися в обществе моральными представлениями. Мораль, нравственность - первооснова  духовной жизни людей», являющаяся единственным условием человеческой духовности и сущности.

Мораль действует не в  какой-то определенной области, а носит  универсальный характер.

Мораль вырабатывает предписания, требующие от людей особенного - морального типа поведения, в чем  проявляется ее императивный характер.

Мораль - исторический первый способ социальной регуляции, обеспечивающий согласованность действий индивидов  и оптимальное сочетание индивидуальных интересов с интересами социального  целого. Любое общество нуждается  в механизмах регулирования. Зависимость  индивидов друг от друга и от общества в целом осознанно. Мораль помогает человеку в выборе линии поведения, корректирует его поступки и отношения. Поэтому моральные устои общества необходимы как для общественного, так и для индивидуального  благополучия. Таким образом, объективная  сущность морали состоит в том, чтобы  обеспечить баланс личного и общественного  блага, внести гармонию в процесс  человеческого общения с помощью  системы моральных принципов, норм и идеалов.

Происхождение морали.

В вопросе о происхождении  и развитии морали наиболее распространенными  являются три подхода:

  1. религиозный, возводящий мораль к божественному началу;
  2. натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции;
  3. социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социальных;

 

 

  1. В первом случае понятия добра и зла определяются в их отношении к божеству, во втором – к природе и в третьем – к обществу. Это не значит, что содержательно добро и зло непременно понимаются различно.
  2. Другой подход к вопросу о происхождении морали состоит в том, что она рассматривается как выражение и развитие природных тенденций, как выражение на более высоком уровне тех же самых закономерностей, которые складываются в процессе эволюции в животном мире. Согласно такой, натуралистической точке зрения, мораль иными средствами (социальными, культурными) решает те же задачи, которые решаются благодаря биологическим механизмам на более низких ступенях развития жизни. Продолжение рода, забота о слабых и больных, взаимопомощь, сотрудничество, солидарность, самоотверженность, – все эти черты широко встречаются в мире животных, в особенности высших и «общественных» (то есть живущих в стаде, стае).

Функции морали

Регулятивная  функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

Ценностно-ориентирующая  функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

Воспитательная  функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

Исторические  типы морали.

Исторический тип морали определяется целой совокупностью  признаков: соотношением моральных  норм и обычаев, характером санкций, соотношением поступка и его мотива, в конечном итоге - степенью автономности субъекта нравственности, зрелостью  личности.

  1. Первобытная мораль: непосредственный коллективизм, безусловная взаимная поддержка, уравнительное равенство. Нормы поведения еще не обособились как самостоятельная форма сознания. Их соблюдение - результат естественно-родовой необходимости (это еще не мораль).
  2. Раннеклассовая мораль: набор добродетелей, формирующих совершенную личность; возникает антитеза сущего (то, что есть) и должного (то, что должно быть); абстрагирование норм; противостояние реально практикуемым нравам. Мораль - высокие идеалы и строгие императивы. Нравственность - житейские принципы со смягченными императивами. Обожествление норм морали.
  3. Средневековая мораль: центр тяжести моральной регуляции перенесен с внешних, принудительных норм на внутренние (совесть). Религиозность - христианская мораль. Представление о нравственной автономии и ответственности личности. Сословно-корпоративный характер и ритуализированно-этикетная форма морали, применения отношения отцов и детей как основного ценностного шаблона.
  4. Буржуазная мораль: светская и всемирная - первая универсальная мораль. Яркий индивидуализм, эгоизм (самореализация непременно за чужой счет). Смысловой стержень - культ разума.

 

 

  1. Структура морали. Основные функции морали.  Моральное сознание. Нормы и принципы морали.

Структура морали.

1. Моральное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству. Моральное сознание — духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.

Моральное сознание функционирует  на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика).

Информация о работе Шпаргалка по "Профессиональная этика и служебный этикет"