Шпаргалка по "Профессиональная этика и служебный этикет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 00:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Профессиональная этика и служебный этикет»

Файлы: 1 файл

Otvety_etika.docx

— 110.49 Кб (Скачать файл)

Тот, кто всегда ревностно и усердно  исполняет истинную дхарму и прошел всю лестницу превращений, достигает  освобождения из потока сансар и сливается  с Брахмой.

Как и всякая религиозно-нравственная концепция, этика брахманизма на первое место выставляет религиозные  ценности: уважение и почитание богов  и их служителей, брахманов, содержание брахманов, принесение богам жертвоприношений, культивирование добродетелей смирения, ненасилия и покорности; общечеловеческие нравственные нормы: почитание предков и сохранение обычаев, уважение к родителям и вообще старшим, гостеприимство, доброжелательное отношение ко всему живому, правдивость, благочестие, щедрость, воздержание от гнева и стремлений к удовольствиям.

2) АНТИЧНАЯ ЭТИКА: ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СОФИСТОВ И СОКРАТА, ПЛАТОНА, ЭПИКУРЕЙЦЕВ И СТОИКОВ

Главным стало интенсивное и динамичное разложение родового общества, становление классового общества, появление частной собственности, государственной власти, формирование политических, демократических по своей сути институтов управления.

Моральное учение формировалось как  житейская мудрость, требовавшая  определенной гармонии, порядка, меры.

Идея гармонии, частным случаем  которой является гармония духовного  и телесного. Аскетизм и монашество не относятся к отличительным  чертам классической античности, хотя они ей и известны. Она не стремится, как это было принято в Древней  Индии, радикальным путем избавиться от иллюзорной материальной оболочки для слияния с Абсолютом.

Главной характеристикой античного этического мировоззрения является его рациональность. Для соединения с высшим Благом, с трансцендентным, потусторонним миром античному человеку не надо было преодолевать материю или создавать совершенное общество: он осуществлял это при помощи разума.

Первые попытки философского обобщения моральных процессов  мы находим в ранних литературных памятниках европейской культуры - поэмах Гомера, Гесиода, изречениях Семи мудрецов.

Формирование нравственных норм получает дальнейшее развитие в изречениях так  называемых семи мудрецов (Фалеса, Солона, Периандра, Клеобула, Хилона, Бианта, Питтака}. Мудрецы имеют дело уже не с  реальными людьми и их отношениями, но с нравственными нормами, существующими  как бы сами по себе. Предписания  мудрецов требуют от человека самоограничения («ничего слишком», «мера - лучше  всего» и т.п.), служения интересам государства.

Учение софистов отражает их сомнения в самом предмете этики - нравственности, поскольку они на основе богатого эмпирического материала отметили существенное различие законов, обычаев и нравов как в самой Греции, так и в других странах. Возникла проблема морального критерия. Традиционные нравственные нормы становятся объектом критики.

Чтобы объяснить разнообразие и  изменчивость обычаев, один из первых (старших) софистов, Протагор, утверждает: «Человек есть мера всех вещей».

3) РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Переход от античности к средневековью  ознаменовался в этике переворотом, суть которого в том, что этика  стала религиозной.

Нравственность связана не столько  с разумом, сколько с верой.

Человек был вынужден отказаться от своей нравственной автономии - одного из важнейших достижений античной философии.

Античная этика - стремление к счастью, нравственные рекомендации. Естественные стремления и желания стали рассматриваться как греховные. Телесное было противопоставлено духовному и требовало «очищения».

Основные положения христианской этики сформулированы в священной книге христиан Библии,.

Духовная связь между человеком  и Богом основывается в христианстве не на страхе, не на долге а на любви. Нравственная сила христианской любви  особенно ярко проявляется в требовании любить врагов.

4) ГУМАНИЗМ ЭТИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Особенность их мировосприятия в отождествлении Бога и природы и как следствие  в обожествлении природы. Бог  Возрождения безличен, его требования сливаются с естественными - законами. Смысловой упор в учениях делается на природу, а не на Бога.

Еще одной важной чертой данной эпохи  стал гуманизм. Происходит нравственная реабилитация отдельного «земного» индивида. Центральная проблема этики - статус человека. Духовные качества индивида состоят в его возможности преодолеть свое животное состояние, варварство, в способности к нравственному самосовершенствованию.

В этике эпохи Возрождения происходит реабилитация человеческой плоти. Для  человека имеет значение не только духовная жизнь. Человек - это телесное существо, и тело. Телесная жизнь сама по себе самоценна. Одна из ключевых идей этики эпохи Возрождения - естественность земных радостей и чувственных наслаждений.

Этические ценности и добродетели - это уже не потусторонние сущности, постигаемые на спекулятивном уровне, они входят в совершенно иную целостность, а именно в развитие природы, включая  человеческую практику.

Политика (учреждение, организация  и деятельность государства) рассматривалась  как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые  должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из Священного писания.

5) ЭТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (IX-XV ВВ.)

Наиболее плодотворный этап в развитии этической мысли в Центральной  Азии приходится на период IX-XI и XIII-XV вв. Этот период получил в Центральной  Азии также название Возрождения.

IX-ХII вв. Традиционно в качестве  основных проблем этики рассматривались  проблемы счастья человека и  пути его достижения; проблемы  смысла жизни и его содержание; добро и его понимание; справедливость, нравственные качества личности: мужество, храбрость, честность,  правдивость, скромность, вежливость  и др., а также их антиподы; соотношение  личного и общественного.

XIV-XV вв. характеризуются тем, что  наблюдается рост светской культуры, процветают философское вольнодумие  и утонченное наслаждение жизнью, наука и искусство становятся  высшей ценностью, происходит  некоторое раскрепощение личности.

Воспитание человека приобретает массовый всеобщий характер и люди в нём постоянно должны стремиться к совершенству, благу, которое можете быть достигнуто только при их добровольном объединении на основе взаимной помощи и единства целей.

6) ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Эпоха Нового времени ознаменовала собой очередной этап в развитии человечества. Мировоззрение Нового времени формируется на основе своеобразного  синтеза духовных достижений античности и Средневековья. Этот синтез обусловлен новыми социально-экономическими условиями. Развитие капитализма вело к доминированию  в этической теории таких нравственных принципов, как индивидуализм, рационализм  и утилитаризм.

Рационализм представлен в творчестве Рене Декарта (1596-1650), изложившего свое этическое учение в сочинениях «Страсти души» и «Рассуждения о методе». Применение этим философом механики для объяснения телесных и психических  функций человека привело к решительному повороту в понимании нравственности, ее естественнонаучному истолкованию.

Сочинение «Страсти души» намечает механистическую модель субъекта и  его деятельности. Декарт выделяет в человеке две функциональные области: телесную и чисто духовную, которые  противостоят друг другу. Между ними расположено «поле» эмоций, состоящее  из чувств, которые образуют одновременно систему рычагов, соединяющих дух  с телом и с окружающим миром. Во второй части «Страстей души»  дается механико-материалистическая систематизация человеческих чувств в единстве с  их телесными выражениями. Человек  изображается как автомат, который  благодаря психическим процессам  приспосабливается к внешнему миру или вступает с ним в конфликт.

В этике Декарта господствует принцип  эффективности. Разум так регулирует аффекты (чувства радости, печали, гнева, удовольствия и т.д.), чтобы при  минимуме затрат получить максимально  полезный эффект. Так, даже любовь, по мнению мыслителя, хороша потому, что полезна  для здоровья. Нравственность с такой  механической точки зрения выполняет  с помощью разума роль инженера при  машине-человеке. Человек развивает  собственную добродетель как  некий метод самоконтроля для  выживания в мире. Не будь ее, человек  пошел бы по пути страстей - наслаждений, гнева и т.д. - и погиб. Отсюда восприятие телесно-чувственного бытия как  неэффективного, не ведающего своей  частной выгоды, а следовательно, безнравственного. Таким образом, кроме  рационализма в этике Декарта  присутствует и элемент утилитаризма. Следует отметить, что человек  в учении Декарта рассматривается  вне общественного контекста, изолированно.

Этическая концепция Томаса Гоббса (1588-1679) характеризуется тем, что  она утверждает сугубо буржуазные моральные  ценности: эгоизм, утилитаризм, холодный рационализм. Этические проблемы этот философ изложил в произведениях  «Левиафан, или материя, форма и  власть государства церковного и  гражданского», «О свободе и необходимости», «Основы философии».

Исходя из идеи, что природа создала  людей равными по физическим и  умственным способностям, Гоббс показывает эгоистичного индивида, расчетливо ориентированного на власть и личную пользу. Человек, стремясь к самосохранению, вступает в конфликт с другими людьми. По мнению Гоббса, нравственность является результатом целесообразного соглашения, договора между людьми. Правда, многие мыслители, принимая во внимание представления  Гоббса об эгоистической природе  человека, видели в нем представителя  сенсуализма, т.е. приверженца чувственного источника нравственности.

Являясь сторонником механистического подхода, Гоббс считал, что законы человеческого поведения в обществе так же строги и необходимы, как  законы естественные, природные. Атомизируя социум, философ рассматривал отношения  между людьми как объективно-причинные  и, таким образом, доступные научному познанию. В таком представлении, когда изучаемый предмет рассматривается  как структура элементов с  предсказуемой системой отношений, ярко проявился характерный для  эпохи Просвещения тип мышления.

В этике Гоббс придерживается теории Макиавелли, утверждая наличие изначального зла в человеке. Он оценивает естественное состояние индивидов как состояние  войны каждого против всех. Из закона самосохранения индивида следует его  стремление к пользе. Так как человек  живет в обществе, то для реализации своей частной пользы ему необходима власть. Борьба за власть, присущие человеку ненависть и страх требуют  неких правил, иначе отношения  между людьми могут закончиться  их взаимным уничтожением. Вырабатываемые правила - суть негласного общественного  договора. Разум помогает в установлении этих правил, научный подход делает их оптимальными (на основе этой идеи Гоббса впоследствии будут созданы буржуазные конституции, в частности Всеобщая декларация прав человека). Нравственность рассматривается философом как  система норм, выражающих реальные изменчивые отношения полезности. Отсюда ее релятивизм. По мнению Гоббса, раньше люди не знали естественных причин своего поведения (власти и пользы), поэтому утверждали абсолютные (неизменные, вечные) нравственные идеи.

7) ЭТИКА XIX-XX ВВ.

В основе этических направлений XIX-XX вв. лежали тенденции, оппозиционные  классической этике. Основоположники  этих направлений создавали свои учения на материале избирательной  критики или односторонней интерпретации  немецкой философской классики. В  возникающих философских учениях  подвергаются ревизии те или иные фундаментальные для классической философии принципы - идеализм, рационализм и др.

Трансформация предмета философии  оказывает сильнейшее влияние на этическую составляющую постклассических учений, в числе которых в XIX-XX вв. являются следующие

1) философия жизни;

2) исторический материализм  (марксизм);

3) позитивизм;

4) философия существования  (экзистенциализм).

Предметом философии жизни является некая активная духовная сущность.

 

 

  1. Понятие и содержание основных категорий этики.

 

Основные  понятия

 

Благо – этическое понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений.

Добро – ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к стандарту, или сам этот стандарт. В обыденном понимании употребляется для обозначения самых разных благ.

Долг – понятие, обозначающее нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость; выражает императивность морали.

Достоинство – характеристика человека с точки зрения внутренней ценности, соответствия собственному предназначению.

Зло – противоположность добра и блага; моральное зло определяет то, чему противодействует мораль, что она стремится устранить и исправить.

Категории этические – наиболее общие понятия нравственной системы, с помощью которых оценивается поведение человека людьми и им самим.

Любовь – в общем смысле отношение к чему- или кому-либо как безусловно ценному, воспринимаемому как благо.

Равенство – принцип, утверждающий тождество индивидов как нравственных существ.

Смысл жизни – понятие, раскрывающее самоценное значение человеческой жизни, ее нравственную оправданность.

Совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство.

Справедливость – понятие, обозначающее то, что создает и сохраняет благо (счастье) общества (Аристотель); основная добродетель общественных институтов (Дж. Ролз); общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренная по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Профессиональная этика и служебный этикет"