Шпаргалка по "Профессиональная этика и служебный этикет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 00:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Профессиональная этика и служебный этикет»

Файлы: 1 файл

Otvety_etika.docx

— 110.49 Кб (Скачать файл)

Эмоционально-чувственное  моральное сознание определяет отношения  человека:

а) к другим людям (чувства  симпатии или антипатии, доверия  или недоверия, ревности, ненависти;

б) к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность и т. д.);

в) к обществу в целом (чувство  общественного долга, патриотизм, национальная гордость и др.)

Нравственное самосознание. Это осознание человеком себя к личности и своего места в  общественной деятельности людей.

Самосознание является важнейшим  компонентом структуры морали. Самосознание в основе своей несет нравственное начало, так как, во-первых, пронизано  присутствием (значимостью) другого  или других. А во-вторых, образ "Я" изначально содержит в себе "идеал-Я" или стремление к совершенству.

  1. Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, являются результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры.

 

  1. Нравственная практика. Включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражает моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность. Критикуя других, оценивая себя, мы как бы сравниваем конкретный поступок с неким образом, нормой, идеалом. Степень соответствия или несоответствия образцу позволяет нам вообще кого-то критиковать и оценивать, способствует с точки зрения морали приемлемому уровню построения взаимоотношений между людьми.

Поступок — центральный  момент нравственного поведения, характеризующий  способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих  средств и самостоятельному внутренне  свободному, морально ответственному действию. Кроме поступка в нравственном поведении личности важное место  занимают мотивация и оценка. Мотивация играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения.

Оценка в системе нравственной регуляции выражает осуждение или  одобрение поступка человека, его  поведения, образа мысли или жизни  на основе требований морали. Основанием для оценок выступают моральные  принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному

4. Моральные отношения — центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности  с   точки     зрения   ее    моральной   оценки. Наиболее значимыми    в   нравственном смысле    являются   такие   виды   отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

Основные функции  морали

Регулятивная  функция (главная): мораль – это форма регуляции поведения и жизни человека. Средства регулирования: нормы, идеалы, принципы, традиции, обычаи, заповеди, общественное мнение, ценности, авторитеты и др.

Оценочная функция. Предметом оценки с точки зрения нравственных норм и моральных понятий являются поступки людей, их намерения, мотивы, личные качества, действующее право, политика государства и многое другое. Человек постоянно оценивает всё, что входит в поле его жизни.

 

Ориентирующая функция. Сам факт существования морали предполагает человека как существо «греховное», постоянно склонное к нарушениям заведенного порядка. Учитывая неизбежность тяги к «греху», нравственность и мораль позволяют выработать систему приоритетов, предпочтения одних норм другим, сформировать стратегию и тактику поведения. Эта функция — «компас», позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения.

Понятие морального сознания

Сознание по своей природе  целостно, каким бы видом деятельности не занимался человек. Каждый человеческий поступок, каждый акт общения подразумевает  то, что человек способен осознавать их внутреннюю проблематику, соотносить их с собственным представлением добра и зла, представлениями  о должном и справедливом, подчинять  их голосу собственной совести.

Моральное сознание – человеческое сознание с его внутренними механизмами, смысловым и ценностным содержанием, в форме этических понятий  и определений.

Моральное сознание рассматривает  явления и поступки людей не в  плане их причинной обусловленности (почему человек сделал что-либо), а  со стороны их достоинства, ценности. Моральное сознание оценивает действия и общественные явления, мораль дает возможность выбора между добром и злом, который человек делает в силу своего понятия о должном (о том, как должно быть). Совокупность определенных норм, запретов и требований, которые регулируют человеческую деятельность и поведение и составляют содержание морального сознания.

Моральные нормы. Мораль и право.

Мораль и право тесно  переплетены. С одной стороны, формализованная  мораль может становиться правом. Десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность  норм права для создания правового  государства настолько же важна  как и их единство[11].

В праве отражено понятие  «морального вреда», однако мораль остается сферой высших идей, делом  совести, которая служит критерием  для исторических правовых реформ. Кроме того, практика тоталитарных режимов показала, что иногда мораль может вступать в противоречие с  правом.

И моральные, и правовые нормы  являются социальными. Общим для  них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различиям  можно отнести:

  • право вырабатывается государством, мораль — обществом;
  • право закреплено в государственных актах, мораль — нет;
  • за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение.

Моральные принципы - это основные, фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали:

  • Принцип коллективизма
  • Принцип индивидуализма
  • Принцип гуманизма
  • Принцип альтруизма
  • Принцип толерантности, с терпимостью нельзя путать равнодушие, которое иногда может превращаться в принцип нейтрального поведения, ведущий к подлости и предательству.

 

 

5. Нравственность. Нравственная деятельность.

Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения  и своих поступков с точки  зрения добра. Нравственное - то, что  в своих действиях человеком  видится не просто как допустимое, а доброе и благое. Безнравственное - нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека.

Нравственности противостоит не столько прагматизм, сколько недалекость.

НРА́ВСТВЕННАЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ - одна из основных сторон морали; общественная деятельность человека, поскольку она подчинена осуществлению нравственных целей. Понятие нравственная деятельности в этике представляет собой определенную абстракцию, с помощью которой из всего многообразия общественной практики выделяется ее нравственная сторона – поступки, поскольку они продиктованы моральными мотивами (чувством долга, стремлением к добру, направленностью на осуществление обществ. и нравственных идеалов) и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

Нравственная деятельность, - деятельность исходящая и соответствующая нравственным законом и принципам, регулируемая и саморегулиремая ими. Мотивы такой деятельности носят только высоконравственный характер. Нравственная деятельность не может возникать ни из какого другого побуждения, кроме идеального, а идеальное побуждение возникает из идеала и веры. Нравственная деятельность есть критерий нравственности человека.

 

 

6. Нравственные отношения и их характеристика. Нравственные чувства.

НРАВСТВЕННЫЕ  ОТНОШЕНИЯ - особый вид общественных отношений, когда они рассматриваются с точки зрения их нравственного качества, моральной ценности их мотивов и результатов. Такие отношения возникают не только между личностями (членами семьи, трудового коллектива или иной социальной группы), но и между личностью и обществом, государством и между крупными социальными образованиями — классами, сословиями, конфессиями, поколениями, между ветвями государственной власти, наконец, между государствами, этносами, цивилизациями. Однако в межличностном общении нравственный элемент составляет главное содержание отношений или даже их сущность.

В более широком смысле нравственной оценке подлежит любое  межчеловеческое отношение, при  этом на первый план выдвигается моральная  ценность тех поступков, их мотивов  и результатов, в которых это  отношение проявляется. Любые по содержанию отношения — экономические, политические, правовые и т.д. — могут  быть подвергнуты и моральной  оценке, как нравственные или безнравственные, в зависимости от ценностных ориентации человека, высказывающего свое мнение. Например, взаимоотношения между  людьми в условиях так называемой свободной рыночной экономики, смыслом  и целью которых является нажива, в утилитаризме считаются вполне нравственными, если соблюдаются «правила игры». В политике будто бы все  оправдывает успех в борьбе за власть. Фактически в приведенных  примерах критерием нравственности общественных отношений выступают  экономическая эффективность и  политическая целесообразность, т.е. критерии внеморальные, но выражающие идеологию  и психологию индивидуального или, чаще, группового эгоизма. Эгоизм —  моральное понятие с ясно выраженным отрицательным нравственным содержанием. Таким образом, любое общественное отношение имеет также характер положительного или отрицательного нравственного отношения.

Моральные (нравственные) чувства — высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и к своим общественным обязанностям.

Моральные чувства испытывает человек при восприятии явлений  действительности с точки зрения нравственных ценностных ориентаций, выработанных обществом. Такие чувства  возникают при наличии у человека не только представлений о долге, но и потребности соответствовать  нравственным требованиям общества. Развитое чувство долга творит совесть  — нравственную ответственность  за свое поведение перед другими  людьми, обществом.

К области моральных чувств относится все то, что определяет общение людей: отношение к самому себе, к другим. Сюда относятся: сочувствие, чувство доверия и расположения к людям, чувство товарищества, дружбы. Особое чувство, складывающееся между  людьми, — любовь. Это чувство, возникающее  между мужчиной и женщиной, между  родителями и детьми и т. д.

К моральным чувствам относятся  и чувства национальной гордости, интернациональные чувства, любовь к родине и к людям, представляющим другие культуры и традиции.

Среди моральных чувств выделяются морально-политические — это переживания, связанные с эмоциональным отношением человека к социальным учреждениям, к государству, строю и т. д.».

Очень важно, чтобы человек  умел отстаивать во взаимоотношениях с другими свое нравственное «я»  и умел солидаризироваться, обретать чувство «мы» с теми, кто придерживается ценностных ориентаций, имеющих общественную значимость.

 

 

7. Основные этапы исторического  развития этических учений.

1) ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО  ВОСТОКА, АНТИЧНАЯ ЭТИКА

Этика возникла более двух с половиной  тысяч лет назад. Первые этические  системы сформировались на Древнем  Востоке: в Древней Индии и  Древнем Китае.

Главное - религиозно-мифологическая направленность. Предметом философско-этических размышлений древнеиндийских мудрецов стал мистический аспект человеческого бытия.

В Древней Индии в VI в. до н.э. сформировалось учение брахманизма. Основополагающая идея -представление о Брахме как абсолютной божественной первооснове. Брахма рассматривается как активное творческое начало, мировая душа, духовная субстанция, из которой все порождается и во что все превращается.

Смысл существования человека состоит  в том, чтобы на основе праведной  жизни получить возможность объединить индивидуальную душу.

По учению брахманизма, слияние  человеческого начала с божественным невозможно в течение одной жизни.

Понятие дхармы выражает некую безличную  закономерность Вселенной, которая  находится в самих вещах и  явлениях. Все подчинено этой закономерности: боги, природа, люди.

Информация о работе Шпаргалка по "Профессиональная этика и служебный этикет"