Шпаргалка по «Этике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 08:28, шпаргалка

Описание работы

Дистанция в речевом общении определяется возрастом и социальным положением. Она выражается в речи употреблением местоимений ты и Вы. Речевой этикет определяет правила выбора одной из этих форм. В целом выбор диктуется сложным сочетанием внешних обстоятельств общения и индивидуальных реакций собеседников: степенью знакомства партнеров (ты - знакомому, Вы - незнакомому); официальностью обстановки общения (ты - неофициальное, Вы - официальное); характером взаимоотношений (ты - дружеское, "теплое", Вы - подчеркнуто вежливое или натянутое, отчужденное, "холодное"); равенством или неравенством ролевых отношений.

Содержание работы

1. Речевые дистанции и табу
5. Комплименты. Культура критики в речевом общении

Файлы: 1 файл

Речевые дистанции и табу.....docx

— 19.00 Кб (Скачать файл)

 

 Речевые дистанции и  табу

Дистанция в речевом  общении определяется возрастом и социальным положением. Она выражается в речи употреблением местоимений ты и Вы. Речевой этикет определяет правила выбора одной из этих форм. В целом выбор диктуется сложным сочетанием внешних обстоятельств общения и индивидуальных реакций собеседников: степенью знакомства партнеров (ты - знакомому, Вы - незнакомому); официальностью обстановки общения (ты - неофициальное, Вы - официальное); характером взаимоотношений (ты - дружеское, "теплое", Вы - подчеркнуто вежливое или натянутое, отчужденное, "холодное"); равенством или неравенством ролевых отношений (по возрасту, положению: ты - равному и нижестоящему, Вы - равному и вышестоящему).

Выбор одной из форм обращения  зависит не только от формального  положения и возраста, но и характера  отношений собеседников, их настроенности  на определенную степень формальности разговора, языкового вкуса и  привычек.

Таким образом, выявляется ты - родственное, дружеское, неформальное, интимное, доверительное, фамильярное; Вы - вежливое, уважительное, официальное, отчужденное.

В зависимости от формы  обращения на ты или Вы находятся грамматические формы глаголов, а также речевые формулы приветствия, прощания, поздравления, выражения благодарности.

Табу - это запрет на употребление определенных слов, обусловленный историческими, культурными, этическими, социально-политическими или эмоциональными факторами.

Социально-политические табу характерны для речевой практики в обществах с авторитарным режимом. Они могут касаться наименования некоторых организаций, упоминания некоторых лиц, неугодных правящему  режиму (например, оппозиционных политиков, писателей, ученых), отдельных явлений  общественной жизни, официально признанных не существующими в данном обществе.

Культурные и этические  табу существуют в любом обществе. Понятно, что запрещена к употреблению бранная лексика, упоминание некоторых  физиологических явлений и частей тела.

Пренебрежение этическими речевыми запретами является не только грубым нарушением этикета, но и нарушением закона. Оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, рассматривается уголовным законом как преступление (ст. 130 УК РФ).

 

 

 

5. Комплименты.  Культура критики в речевом  общении

Немаловажным достоинством человека в общении является умение делать красивые и уместные комплименты. Тактично и вовремя сказанный  комплимент поднимает настроение у  адресата, настраивает его на положительное  отношение к собеседнику, к его  предложениям, к общему делу.

Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве, расставании или во время беседы. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний или чрезмерно восторженный комплимент. Комплимент может относиться к внешнему виду, отличным профессиональным способностям, высокой нравственности, умению общаться, содержать общую положительную оценку:

  • Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно) выглядите.
  • Вы так (очень) обаятельны (умны, находчивы, рассудительны, практичны).
  • Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист (экономист, менеджер, предприниматель).
  • Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведете (свое) хозяйство (дело, торговлю, строительство).
  • Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их.
  • С вами приятно (хорошо, отлично) иметь дело (работать, сотрудничать).

Культура критики нужна для того, чтобы критические высказывания не испортили отношений с собеседником и позволили бы разъяснить ему его ошибку. Для этого следует критиковать не личность и качества собеседника, а конкретные ошибки в его работе, недостатки его предложений, неточность выводов.

Для того чтобы критика  не затрагивала чувства собеседника, желательно формулировать замечания  в виде рассуждений, привлечения  внимания к расхождению между  задачами работы и полученными результатами. Полезно строить критическое обсуждение работы как совместный поиск решения сложных проблем.

Критика доводов оппонента  в споре должна представлять собой  сопоставление этих доводов с  не вызывающими у собеседника  сомнений общими положениями, достоверными фактами, экспериментально проверенными выводами, надежными статистическими  данными.

Критика высказываний оппонента  не должна касаться его личных качеств, способностей, характера.

Критика совместной работы одним  из ее участников должна содержать  конструктивные предложения, критика  этой же работы посторонним человеком  может быть сведена к указанию недостатков, поскольку выработка  решений - дело специалистов, а оценка положения дел, эффективности работы организации - право любого гражданина.  
 


Информация о работе Шпаргалка по «Этике»