Шпаргалка по "Этике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Этика"

Файлы: 1 файл

Вопросы_ПЭиСЭ.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

4) специфика моральной санкции,  которая действует в рамках  рассредоточенного социального  контроля, общественного мнения, а также с помощью механизмов психологической саморегуляции;

5) приоритет моральных ценностей  перед другими ценностями и  нормами в случае конфликта  их между собой; этот приоритет не есть нечто однозначно и полностью объективно заданное.

Таким образом, чтобы ценность была моральной, достаточно, чтобы она была прескриптивной, категоричной, универсальной, санкционированной общественным мнением, обладающей приоритетом перед другими ценностями и порождающей мотив и максимальную волю к исполнению.

Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается здание нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), общественное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта — его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осознается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость. 

 

  1. внутриличностные регуляторы человеческих поступков.

 

  1. моральное содержание принципа талиона.

Принцип Талиона являлся регулятором социальных взаимоотношений ранних исторических эпох. Он характеризуется необходимостью ответных действий и задается размером нанесенного человеку морального или материального ущерба. Регулятивная функция Талиона заключалась в угрозе, которая нависала над человеком, поправшим законы общества. Он выражал потребность древних людей в реализации чувства мести, которая была в то время идеалом высшей справедливости. Кроме справедливости Талион становился выразителем принципа равенства, все члены общества, несмотря на сословную и социальную принадлежность попадали под действие этого принципа.

Талион хоть иногда и действовал в рамках одного человека, был выражением коллективных нравственных принципов, на котором строилась общественная жизнь. Индивид воспитывался обществом на этом моральном принципе и был выразителем его воли.

Принцип Талиона прочно вошел в  историю и культуру человечества и оставил в ней глубокий след. Он воплощал собой уравнительную справедливость, которая была отличительной чертой того общества и был первым правовым и законодательным принципом, закрепившем насилие. Принцип Талиона развивали многие философы античности, к их числу относятся Анаксимандр и Пифагор.

С развитием моральных и нравственных категорий, с появлением новых религиозных учений принцип талиона постепенно начинает трансформироваться. С одной стороны он становится нормой уголовной ответственности, предусматривающей размер воздаяния, который соответствует размеру нанесенного ущерба, а с другой стороны, в моральном плане Талион заменяет «Золотое правило». Правда, до сих пор у некоторых народов существует принцип кровной мести, требующей необходимости воздаяния за совершенное преступление. В таких культурах кровная месть оправдывается принципом справедливости.

 

  1. государство как механизм ограничения насилия.

Важным качественным скачком в  ограничении насилия стало возникновение  государства. Отношение государства к насилию, в отличие от первобытной практики талиона, характеризуется тремя основными признаками.

Государство монополизирует насилие, институционализирует его и заменяет косвенными формами.

Государство означает такую стадию развития общества, когда предоставление его безопасности становится особой функцией в рамках общего разделения труда.

С этой целью право на насилие сосредоточивается в руках группы некоторых лиц и осуществляется по установленным правилам. Примерно так же, как появляются ремесленники, земледельцы, купцы и т. д., появляются стражи (воины, полицейские), которые призваны оберегать жизнь и собственность людей как от их взаимных посягательств, так и от внешних врагов.

Безопасность человека в первобытном обществе является делом всего рода: здесь каждый взрослый мужчина — воин. Право кровной мести всеми признается, и каждый сородич в соответствии с определенным обычаем и очередностью воспринимает ее как свою неотъемлемую обязанность.

Но с появлением государства  безопасность делается обязанностью особой структуры, которая является монопольным держателем права на насилие. Принцип «не убий», рассмотренный в конкретном историческом содержании, как раз был направлен на то, чтобы изъять право насилия у самого населения (соплеменников) и передать его государству. Он прежде всего был призван блокировать действия требующих справедливого возмездия людей, гарантировать в обмен то, что государство накажет и защитит.

Насилие, которое практикует государство, основывается на аргументах разумных и характеризуется беспристрастностью, таким образом, оно достигает по сравнению с талионом качественно более высокого уровня институционализации. Государство сделало также еще один важный шаг в ограничении насилия.

 

  1. Роль искусства в формировании нравственного облика личности.

Роль искусства в обществе двойственна: с одной стороны, оно, отражая  и представляя действительные противоречия общественного бытия, заставляет человечество искать пути их действительного разрешения, ведущие к усовершенствованию и очеловечиванию способа жизнедеятельности общества в целом. С другой стороны, оно развивает в человеке чувство прекрасного, следовательно, играет значительную роль в процессе воспитания его нравственного облика. Ведь без развитого эстетического чувства не может быть и высокой нравственности. Во-первых, потому, что развитое эстетическое восприятие включает в себя настолько же развитое чувство меры и целесообразности. Не овладев этими качествами, человек никогда не станет высоконравственным. Потому что без них он неминуемо будет, образно говоря, палить из пушек по воробьям, раздувать из мух слонов и совершать множество подобных несуразностей, что, в конечном счете, не позволит ему быть человечным по отношению к другим, а соответственно, и к себе. Во-вторых, поскольку красота — это соответствие предмета с представлением человека о нем, получается, что человек с неразвитым чувством прекрасного будет всегда находить красивыми предметы и явления, строго соответствующие неразвитости его представления о них. Примеры подобного отношения разбросаны в буржуазном обществе на каждом шагу, потому что неразвитое или извращенное чувство прекрасного воспитывается в этом обществе не случайно. Именно массовая неразвитость и извращенность эстетических представлений помогает буржуазии продлевать время своего господства. Когда люди считают прекрасной кричащую роскошь, они тем самым дают согласие на существование вопиющей нищеты. Пока женщины восхищаются героями Шварценегера, а мужчины — обликом порнодив, капиталисты могут спать спокойно, потому что люди, которые считают окружающее их безобразие красивым, никогда не признают, что безобразен, породивший его способ общественного производства.

 

  1. мораль и религия.

Религия всегда была символом духовного  поиска, служения добру и утверждения  христианской морали. В то же время религия утешает, успокаивает тех, кому одиноко и плохо в этом мире, дает примеры жизни подвижников церкви (Сергей Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петербургская), поднявшихся над житейской суетой и посвятивших себя служению высшему идеалу, Богу, бескорыстной помощи людям.

Таким образом, религия неразрывно связана с моралью. Однако при  этом совершенно не следует делать вывод, что верующие всегда были нравственными людьми, а атеисты - наоборот. Среди тех и других были и есть и безнравственные, и высоконравственные люди. Дело в том, что человек по своей природе и добр, и зол, и прекрасен, и ужасен. Все зависит от того, каким путем в жизни он пойдет, ему предоставлен свободный выбор.

Нравственные идеалы, достойные  человека, были подробно изложены Христом  в Нагорной проповеди. То, что он сказал, было неожиданным и удивительным для слушателей. Если раньше считалось вполне справедливым действовать по принципу "око за око, зуб за зуб" или "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего", то Христос апеллировал к высшим мотивам поведения человека, к более высокой степени духовности. В Нагорной проповеди он говорит не столько о справедливости, сколько любви.

Нравственное совершенство требует  решения еще более сложной  моральной задачи: любить не только ближних, но и врагов своих. Любить любящих  вас и приветствовать братьев  ваших - что тут особенного? Но любить врагов, молиться за обижающих и гонящих вас, прощать ненавидящих вас - выполнение этой заповеди предусматривает большую работу над собой на пути морального совершенствования. Это очень сложно, но стремиться к этому как к высшему идеалу необходимо. В любви к другому человек становится нравственнее, чище. Либо на земле установится царство любви, душевная красота и любовь спасут мир, либо человечество погибнет.

Когда появилась мораль? Мораль родилась вместе с человеческим обществом, как  одна из черт отличающая человека от животного. Мораль или нравственность черта присущая только человеку-общественному, и возможна только в социуме. Вне социума нет и морали. Живя в обществе, люди вынуждены вырабатывать, те или иные, правила общественного поведения.

Религия возникла гораздо позднее чем, появилась мораль, поэтому она никоим образом не может служить прародительницей нравственности. Причем мораль, не есть застывшая форма, она меняется вместе с развитием общества. Определенные производственные отношения формируют и свою мораль. С каждой новой общественно-политической формацией возникала и новая соответствующая ей нравственность. Первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная и т.д. Рабовладелец, аристократ, капиталист проповедовали совершенно разную мораль.

 

  1. Мораль, политика и правоохранительная деятельность.

Высшие моральные ценности всегда были и остаются исторически и  социально обусловленными явлениями. Они воплощают в себе не только общечеловеческое, но и профессиональное содержание морального сознания. В них выражается внутренняя и внешняя культура человека. Нормы морали складываются из правил поведения и общения, принятых в данной социальной среде . С другой стороны, право также представляет собой социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества. Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества. Как указывает Ю.В. Наумкин, сотрудник милиции зачастую оказывается первым представителем государственной власти, с которым сталкивается правонарушитель. Милиционер первым дает оценку антиобщественным, безнравственным действиям и от имени государства применяет принудительные санкции к нарушителям общественного порядка, выполняя требования Закона. И только в случае безошибочности этой оценки, вынесения ее в строгом соответствии с нормами права и морали деятельность сотрудника милиции отвечает своему высокому призванию . Органам внутренних дел доверяются такие моральные ценности, как честь и достоинство человека, его доброе имя, свобода, а иногда и жизнь. Авторитет закона в значительной степени зависит от авторитета сотрудников ОВД, людей, олицетворяющих закон, от их профессионального мастерства и нравственных качеств, знания профессионального этикета и умения проявлять такт, тактичное, уважительное отношение к гражданам, окружающим. 

 

  1. Дуализм морали и права в деятельности сотрудников.

Моральный выбор – осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками. Любой выбор зависит от тех целей, которые поставлены перед человеком, обществом. Цели, стоящие перед сотрудниками правоохранительных органов, обусловлены задачами борьбы с преступностью, носят социально значимый характер, имеют глубоко гуманистическое содержание. Но это не означает, что любая цель, которую преследуют правоохр.сотрудники, автоматически приобретает положительное нравственное содержание. Это содержание зависит от соблюдения законности в средствах, применяемых для достижения цели, уровня правосознания и многих других факторов. Поэтому в каждом конкретном случае требуется всякий раз по-новому оценивать возникающую роль. 

 

  1. Понятие профессиональной деонтологии.

Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальных работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижение физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества. Учение о долге является центральным звеном системы профессиональной этики. Профессиональная деонтология представляет собой учение о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и перед людьми, на которых в конечном счете направлена деятельность.

Применительно к социальной работе деонтология — это комплекс профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника. Деонтология социальной работы — это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

Таким образом, профессиональный долг специалиста — это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.

Информация о работе Шпаргалка по "Этике"