Шпаргалка по "Международному бизнесу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Международный бизнес".

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 135.70 Кб (Скачать файл)

Поддержка со стороны государственного аппарата может иметь как форму  прямого воздействия, так и косвенного. Примером косвенного воздействия является подписание в 2007 году президентом России В. Путиным указа об образовании  новой компании на базе «Совкомфлота» и «Новошипа». Образование стратегического альянса двух крупнейших судоходных компаний России должно способствовать повышению конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке. Другим примером может служить подписание в 2007 году АК «АЛРОСА» совместно с Алмазной палатой России обновленного Соглашения о сотрудничестве с Антверпенским мировым алмазным центром.

К мерам прямого воздействия  можно отнести выделение государством фондов на поддержание государственных  компаний и банков, а также проводимая монетарная и валютная политика. В  декабре 2008 года Правительственной  Комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики был  утвержден перечень 295 системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение и которым при необходимости будет оказана поддержка на федеральном уровне. К числу мер, которые могут быть предприняты в целях поддержания их устойчивости, относятся: государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация. К настоящему времени системообразующие предприятия уже получили кредиты от «Сбербанка», «ВТБ» и «Внешэкономбанка» на сумму свыше 2 трлн. рублей. По состоянию на 10 марта 2009 года кредитный ресурс, выданный «Сбербанком России» этим предприятиям, оценивается в сумму свыше 1 трлн. 599 млрд. руб., «ВТБ» - свыше 530 млрд. руб., «Внешэкономбанком» - свыше 500 млрд. руб. В частности, «Русал», получив осенью 2008 года кредит от «Внешэкономбанка», смог выплатить синдикату иностранных банков 4,5 млрд. долл., освободив из залога 25% акций «Норникеля». В это же время «Внешэкономбанком» была выделена кредитная линия в 1,8 млрд. долларов «Евразу» на погашение займов, взятых на покупку «ИПСКО» и «Орегон Стил».

Российские компании, имеющие  доступ к технологиям, автор делит  на две группы:

1. Компании, унаследовавшие  технологии и производственные  связи от Советского Союза  («ИНТЕР РАО ЕЭС», «Объединенные  машиностроительные заводы», АК  «АЛРОСА»);

2. Компании, приобретшие технологии  благодаря партнерству с западными  компаниями («Вымпелком» и «Теленор», «МТС» и «Дойче Телеком»).

Наличие значительных запасов  минерального сырья и доступ к  глобальному финансовому рынку  предопределили завышенные объемы вывоза ПИИ фирмами добывающих отраслей.

 

  Отраслевая структура зарубежных  активов ведущих российских ТНК

(по данным 20 крупнейших  ТНК за 2009 г.)

39,8% - нефтегазовые компании

32,9% - черные и цветные  Ме

11,6% - прочие

15,7 - конгломераты

 

  Мотивы российских прямых зарубежных  инвесторов

Для крупнейших российских ТНК  и ряда средних компаний, осуществляющих ПИИ, характерны три основных мотива транснационализации и один дополняющий:

1. Расширение присутствия  на зарубежных рынках;

2. Повышение эффективности;

3. Получение доступа к  ресурсам;

4. Улучшение имиджа компаний  в преддверии первичного размещения  акций на западных фондовых  рынках. Данный мотив является  дополняющим и присутствует в  решениях всех компаний, приобретающих  зарубежные активы, хотя имеются  примеры целенаправленного приобретения  зарубежных активов в преддверии  первичного размещения акций  на западных фондовых рынках.

 

Участие на мировом рынке капитала

Оценивая зарубежную деятельность российских ТНК автор приходит к выводу о том, что их развитие через интернационализацию в целом носит инерционный, энергосырьевой характер, основывающийся на дальнейшем наращивании прямых инвестиций в области энергетики и сырьевых секторов экономики. В то время как масштабы ПИИ в инновационные отрасли экономики носят ограниченный характер. Более половины зарубежных активов приходится на нефтегазовый сектор, четверть – на металлургическую и горнодобывающую промышленность, 11 % - на транспорт, 8% - на телекоммуникации и розничный бизнес, 1% - машиностроение, 1% - агрохимию и менее 1% - электроэнергетику. Иными словами более половины ПИИ приходится на добывающую промышленность, на втором месте находятся компании сферы услуг, на третьем – компании обрабатывающих отраслей. Другим не менее важным выводом, вытекающим из анализа географии осуществления ПИИ российскими компаниями, является то, что в условиях замедления темпов развития европейской экономики угрозу представляет чрезмерно высокая концентрация российского капитала в странах ЕС и Юго-Восточной Европы. На страны Европы приходится более 60% совокупного объема зарубежных активов 25 крупнейших российских ТНК против 20% в странах СНГ. Ослабление позиций России как инвестора в странах СНГ может привести к дезинтеграционным процессам в СНГ. В то время как по расчетам ученых из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, одна только экономическая интеграция со странами СНГ может ускорить темпы роста экономики России почти на треть.

 

География зарубежной инвестиционной экспансии  российских ТНК

Оценивая зарубежную деятельность российских ТНК автор приходит к выводу о том, что их развитие через интернационализацию в целом носит инерционный, энергосырьевой характер, основывающийся на дальнейшем наращивании прямых инвестиций в области энергетики и сырьевых секторов экономики. В то время как масштабы ПИИ в инновационные отрасли экономики носят ограниченный характер. Более половины зарубежных активов приходится на нефтегазовый сектор, четверть – на металлургическую и горнодобывающую промышленность, 11 % - на транспорт, 8% - на телекоммуникации и розничный бизнес, 1% - машиностроение, 1% - агрохимию и менее 1% - электроэнергетику. Иными словами более половины ПИИ приходится на добывающую промышленность, на втором месте находятся компании сферы услуг, на третьем – компании обрабатывающих отраслей. Другим не менее важным выводом, вытекающим из анализа географии осуществления ПИИ российскими компаниями, является то, что в условиях замедления темпов развития европейской экономики угрозу представляет чрезмерно высокая концентрация российского капитала в странах ЕС и Юго-Восточной Европы. На страны Европы приходится более 60% совокупного объема зарубежных активов 25 крупнейших российских ТНК против 20% в странах СНГ. Ослабление позиций России как инвестора в странах СНГ может привести к дезинтеграционным процессам в СНГ. В то время как по расчетам ученых из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, одна только экономическая интеграция со странами СНГ может ускорить темпы роста экономики России почти на треть.

 

Инвестиционная  стратегия на рынках стран СНГ; инвестиционная стратегия на рынках Европы, США  и других стран.

Создавая дочерние структуры  в странах ЕС и США,  российские   ТНК  расширяют возможности по привлечению дешевых финансовых ресурсов, которые не доступны в России из-за неразвитости фондовых рынков. Вместе с тем доминирующие  инвестиционные  мотивы отечественных  ТНК , входящих в состав интегрированных бизнес-групп, совпадают с тем, что можно наблюдать при анализе  ТНК  других стран. Например, многие  российские  компании стремятся с помощью ПИИ закрепиться или расширить свое присутствие на  зарубежных  рынках. Из последних крупных приобретений можно отметить соглашение 2007 г. о поэтапной покупке «Газпромом» 50% акций компании «Белтрансгаз», контролирующей экспортные магистральные газопроводы, проходящие через территорию Белоруссии в страны ЕС (в 2007 г. уже выплачено 625 млн. долл., к 2010 г. полный объем инвестиций составит 2,5 млрд. долл.). Постоянно расширяют капиталовложения и другие экспортеры российского сырья и продуктов его переработки. В частности, в начала 2007 г. «Лукойл», уже владеющий приблизительно 4 тысячами АЗС за рубежом, приобрел за 560 млн. долл. сеть из 376 АЗС в Чехии, Словакии, Бельгии, Польше, Венгрии и Финляндии. В силу специфики сферы услуг с поддержкой сбыта связана и основная часть ПИИ  российских  сервисных компаний. Так, в 2007 г. продолжилась  экспансия  телекоммуникационных компаний в страны СНГ. В частности, фирма «МТС» только за первых три квартала 2007 г. инвестировала на Украине около 370 млн. долл. в дальнейшее развитие своей крупнейшей  зарубежной  дочерней структуры. В Узбекистане в июне 2007 г. компания «МТС» выкупила оставшиеся 26% фирмы «Уздунробита» за 250 млн. долл., став единственным владельцем крупнейшего оператора мобильной связи в стране. В сентябре 2007 г. «МТС», представленная также в Белоруссии и Туркмении, пришла и в Армению, купив за более чем 400 млн. долл. 80% акций компании – собственника ведущего в стране оператора телефонной связи. У многих  российских  промышленных компаний важным мотивом осуществления ПИИ является расширение доступа к сырьевым ресурсам. Можно привести примеры целого ряда нефтяных компаний, однако в 2007 г. рекордными стали инвестиции металлургической  ТНК  «Норникель» в канадскую компанию «Лайон-Ор майнинг», ведущую добычу никеля и золота в таких странах, как Ботсвана, ЮАР, Австралия (ПИИ превысили 5 млрд. долл.). Нередко доступ к сырью сочетается с расширением рынков сбыта, когда ПИИ способствуют достраиванию и оптимизации глобальных производственно-сбытовых цепочек. Хорошими иллюстрациями служат капиталовложения компаний «РУСАЛ», «Евраз» и «Лукойл», охватывающие несколько континентов. Наконец, все чаще  российские  компании осуществляют ПИИ, приобретая стратегические активы в высокоразвитых странах ради доступа к технологиям. Например, холдинг «Русские машины» (бизнес-группа «Базовый элемент») в 2007 г. за 1,54 млрд. долл. купил в Канаде 35% акций ведущего в мире производителя автокомпонентов «Магна», а бизнес-группа «Ренова» за 720 млн. долл. стала владельцем 31,4% акций известного швейцарского производителя оборудования для нефтяной, нефтехимической и целлюлозно-бумажной промышленности «Зульцер». Однако необходимо отметить, что интернационализацию деятельности начинает все большее количество  российских  компаний, не относящихся к крупным интегрированным бизнес-группам (так называемым «олигархическим структурам»).


Информация о работе Шпаргалка по "Международному бизнесу"