Теоретические аспекты развития сельского туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что сельский туризм это рекреационные путешествия в сельскую местность как реакция на «экологическое давление» в городах. Это один из видов малого бизнеса, который поднимает роль краеведения, усредняет элементы активной деятельности и отдыха, создает жизненную среду, приближенную к природе. Этот вид туризма все более распространяется в развитых странах.

Файлы: 1 файл

Дипл.Разработка бизнес-плана сельского гостевого дома 96%.docx

— 223.23 Кб (Скачать файл)

Далее отметим, что стратегия развития туризма в регионе должна включать три направления: SWOT-анализ, прогноз развития и организацию мероприятий. Первое направление включает анализ факторов, препятствующих и способствующих развитию туризма в Свердловской области и в Красноуфимском районе.

К позитивным факторам можно отнести чистую экологическую среду, включая множество озер, рек, лесов, довольно высокий историко-культурный потенциал. К негативным факторам, как правило, принадлежит удаленность объектов от основных потребительских групп и недостаточная «раскрученность» региона. Преодоление негативных моментов относится к отдельным разработкам маркетинговой программы, включая: рекламную кампанию, проведение выставок, фестивалей, конференций (рис. 2.2.1).

 

Рис. 2.2.1 Анализ сильных и слабых сторон рекреационного туристского потенциала Красноуфимского района (карта дифференциации)

 

Также опишем прогноз развития сельского туризма Свердловской области и организацию мероприятий

Программа развития сельского туризма Свердловской области и Красноуфимского района должна включать в себя:

1.Создание  основных блоков региональной  программы развития туризма. По мнению автора, в основе управления региональным туризмом должна лежать комплексная программа, представляющая общие подходы к экономической политике региона и учитывающая материальные, трудовые и финансовые потребности развития туризма на территории. Будучи рекомендованным документом, она содержит комплекс мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, срокам реализации и исполнителям.

Программа должна быть направлена на выявление и использование региональных резервов для улучшения обслуживания потребителей туристскими услугами в масштабе определенной территории с учетом специфики данного региона, его природно-климатических, демографических, ресурсно-сырьевых, экологических особенностей.

Отметим, что актуальным представляется разработка такой программы развития туризма в регионе, которая обеспечит возможность совместного эффективного функционирования сферы туризма на основе государственно-частного партнерства и станет важным элементом регионального планирования. Такая программа должна формироваться на основе анализа состояния объектов достопримечательностей, видов деятельности и туристских рынков с учетом действующих факторов развития туризма. Региональные органы власти играют определяющую роль в эффективном развитии туризма, но ответственность лежит на всех структурах, вовлеченных в программу.

По нашему мнению, путем программирования можно добиться баланса между кратко- и долгосрочными целями; в этом случае можно обойти негативные проявления и получить наибольшую отдачу от вложенных ресурсов в развитие сферы туризма в регионе. В Свердловской области актуальным является разработка такой программы развития сферы туризма, которая бы создавала предпосылки для наиболее эффективного использования регионального туристического продукта, к которому относятся уникальные для России природно-климатические условия области, объекты культурного и исторического наследия, а также ландшафтные памятники природы.

Туристско-рекреационный комплекс Свердловской области является достаточно крупным по своим размерам, обеспечивая занятость в регионе примерно 380 тыс. человек, что составляет 17% от общей численности занятого населения области. Санаторно-курортный и туристский комплекс Свердловской области состоит из 1030 средних и крупных средств размещения, представленных 839 санаторно-курортными организациями и организациями отдыха с числом мест 198,3 тыс. единиц, 191 гостиницей с числом мест 21,4 тыс. единиц. Функционирование санаторно-курортного и туристского комплекса Свердловской области характеризуется сезонностью. Так, число мест в период максимального развертывания в 2,7 раза превышает число круглогодичных мест. И если в организациях санаторного типа число мест в период максимального развертывания превышает число круглогодичных мест в 1,3 раза, то в организациях отдыха и турбазах число мест в этот же период превышает круглогодичный показатель более чем в 5 раз.

Задача развития сферы туризма в Свердловской области может быть решена лишь с помощью эффективно действующей инфраструктуры рыночного хозяйства, основанной на многообразном, комплексном и длительном взаимодействии между различными субъектами рынка. Региональная туристская инфраструктура подразделяется на предприятия и организации отраслей производственной, социальной и институциональной инфраструктуры. При этом под социальной инфраструктурой в работе понимается комплекс предприятий, структур, связанных с воспроизводством рабочей силы: учреждения здравоохранения, образования в сфере туризма, розничная торговая сеть, предприятия массового питания, пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сферы организации досуга и другие. Производственная инфраструктура сферы туризма - туристские фирмы, агентства, средства размещения и т.д. Институциональная туристская инфраструктура - существующая нормативно-правовая база, государственные органы управления в сфере туризма и туристические ассоциации.

По мнению автора, в целях усиления социально-экономического аспекта регионального регулирования сферы туризма целесообразно создание в регионах, в частности в Свердловской области, корпоративного объединения, которое включает в свой состав заинтересованные в развитии регионального туризма предприятия туристического бизнеса, а также другие организации, в том числе представляющие органы власти. Данное объединение может быть создано в форме Туристского Совета как открытого акционерного общества, в котором контрольный пакет акций принадлежит государству. Основными функциями Туристского Совета могут стать:

  • корректировка представлений и изменение отношения потенциальных туристов к возможности посещения области  с туристскими целями;
  • лоббирование интересов туристской сферы на региональном уровне (включая вопросы налогообложения, инвестирования, информирования и т.д.);

- пропаганда области  как привлекательного и безопасного для туризма;

  • организация туристских представительств за пределами региона;
  • концентрация финансовых ресурсов и использование их на продвижение и развитие регионального туристического продукта.

Общий объем туристской добавленной стоимости в Свердловской области составил в 2011 г. почти 90 млрд. рублей (табл. 2.2.1).

Объем валового регионального продукта по Свердловской области за 2009 год составил 650136 млн. рублей. Туристская добавленная стоимость – 89542 млн. рублей. Таким образом, удельный вес туристской добавленной стоимости в ВРП был: 89542 / 650136 х 100 = 13,8%

 

Таблица 2.2.1

Туристский выпуск и туристская добавленная стоимость в Свердловской области в 2011г. (млн. рублей)

№  п/п

Виды деятельности

Выпуск

Добавленная  
стоимость

Доля туристской добавленной стоимости  
в общей добавленной стоимости, %

всего

в т.ч.  
туристский

всего

в т.ч.  
туристская

1

Специфические виды  
туристской деятельности

84042

67037

42243

33963

80,4

2

Неспецифические виды  
туристской деятельности

840023

122661

390869

55579

14,2

3

Итого по всем видам  
деятельности

924065

189238

433112

89542

20,7


 

Полученное соотношение является искомой оценкой вклада туризма в формирование валового регионального продукта Свердловской области.

3. Выявление  целей согласованной региональной  туристской политики, учитывающей  интересы хозяйствующих субъектов.

В работе подчеркивается, что мировое туристское сообщество уделяет этим вопросам большое внимание. Согласованная региональная политика по отношению туризма с позиций его социальной и экономической значимости должна быть в целом ориентирована на:

- увеличение  инвестиций в человеческий фактор;

- сохранение  природных и культурных ресурсов  региона для использования как  сейчас, так и в будущем;

- решение  проблем адресного социального  туризма, его доступности для  малообеспеченных слоев населения;

- обеспечение  возможностей реализации потребностей  в туризме  для жителей региона;

- установление  тесных взаимосвязей между туризмом  и другими сферами экономики  региона;

- оптимизацию  экономических, экологических и  социальных выгод от туризма  с распределением этих выгод  внутри общества;

- координацию  деятельности органов государственной  власти и частного сектора  в области развития туризма.

В  Свердловской области в последние годы действует региональная целевая Программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Свердловской области на 2008 - 2012 гг.». В рамках второго этапа ее реализации (2009 – 2010 гг.) общий объем финансирования всех мероприятий Программы составил 792,580 млн. рублей.

В общем объеме инвестиций в основной капитал в целом по краю около 16% (более 22 млрд. рублей), по расчетам, связано с туристским потреблением (табл. 2.2.2).

Реализация мероприятий второго этапа Программы позволила:

- увеличить  число отдыхающих в 2010 году до 17 млн. человек, что на 75 процентов больше, чем в 2007 году;

- увеличить  приток инвестиций в основной  капитал, направленный на развитие  организаций санаторно-курортного  и туристского комплекса, в 3,3 раза, до 10 млрд. рублей;

- создать  дополнительно более 9,5 тысячи рабочих  мест.

 

Таблица 2.2.2

Инвестиции, связанные с туристским потреблением, млн. рублей

№ п/п

Виды деятельности

Объем инвестиций

Доля туристской ВДС в общей ВДС,%

Инвестиции, связанные с туристским потреблением

1

Специфические виды туристской деятельности – всего

 

11614,3

 

х

 

10259,0

2

в том числе:

Туристские организации (турфирмы)

 

 

1,5

 

 

100

 

 

1,5

3

Средства размещения

5677,3

100

5677,3

4

Общественное питание

69,7

38,4

26,8

5

Пассажирский транспорт

302,4

81,3

245,9

6

Культура

1158,0

76,0

880,1

7

Физическая культура и спорт

 

4405,4

 

77,8

 

3427,4

8

Неспецифические виды деятельности – всего

 

71975,5

 

х

 

11820,0

 

ИТОГО по специфическим и неспецифическим видам деятельности

 

 

83589,8

 

 

х

 

 

22079,0

 

Объем инвестиций – ВСЕГО

138689,9

15,9

22079,0


Автором отмечается, что среди первоочередных мер в области регулирования и поддержки развития туризма в рассматриваемом регионе выделяется разработка для Свердловской области нормативно-правовой базы, которая должна обеспечивать взаимодействие всех субъектов хозяйствования в регионе и одинаковые условия для развития туристских предприятий всех форм собственности, создавать возможности для эффективного инвестирования в сфере туризма.

Также необходимо решение ряда научных проблем, среди которых первоочередными являются:

-разработка  программы для сбора информационных  данных о туристских расходах;

-обоснование  возможностей развития и схемы  размещения туристских центров для кратковременного отдыха жителей Свердловской области;

-разработка  направления развития новых эффективных  форм туризма, туров и единых  маршрутов на территории области, в том числе для иностранных  туристов;

-прогнозирование  развития ситуации в туристской  сфере региона в зависимости  от изменения потребностей в  отдыхе населения Российской  Федерации в краткосрочной и  среднесрочной перспективе.

4.Обоснование  необходимости разработки и принятия  регионального закона «О поддержке развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области».

Мы считаем, что в законе должна быть предусмотрена разрешительная, а не заявительная система создания различных структур, предприятий и объектов на туристских территориях и в туристских центрах с целью сохранения и использования природных и историко-культурных туристских ресурсов. Также должны быть предусмотрены регулирующие рычаги, с помощью которых возможно контролировать и, при необходимости, ограничивать их функционирование в интересах недопущения ущерба природным и культурным ценностям данной территории или нанесения ущерба туристским предприятиям. Государственные органы регулирования туризма должны рассматривать, модифицировать или одобрять планы, касающиеся развития туристских территорий и туристских центров, планы землепользования, учитывая интересы лицензированных туристских организаций на приоритетной основе.

Итак, что приоритетной задачей социально-экономического развития санаторно-курортного и туристского комплекса Свердловской области, в том числе и Красноуфимского района должно стать формирование благоприятного инвестиционного климата. Для решения данной проблемы исключительное значение приобретает наличие законодательства Свердловской области, обеспечивающего эффективность процесса инвестирования, защиту прав инвестора и льготные условия функционирования туристских предприятий во время реализации инвестиционного проекта. В этой связи подчеркивается необходимость продолжения работы по совершенствованию законодательства Свердловской области, стимулирующего инвестиционную деятельность.

Информация о работе Теоретические аспекты развития сельского туризма