Теоретические аспекты развития сельского туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что сельский туризм это рекреационные путешествия в сельскую местность как реакция на «экологическое давление» в городах. Это один из видов малого бизнеса, который поднимает роль краеведения, усредняет элементы активной деятельности и отдыха, создает жизненную среду, приближенную к природе. Этот вид туризма все более распространяется в развитых странах.

Файлы: 1 файл

Дипл.Разработка бизнес-плана сельского гостевого дома 96%.docx

— 223.23 Кб (Скачать файл)

К конкурентным слабостям можно отнести такие до сих пор сохраняющиеся и сдерживающие развитие въездного и внутреннего туризма факторы, как:

- недостаточно  развитая туристская инфраструктура  в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных  средств размещения туристского  класса c современным уровнем комфорта;

- высокая  стоимость проживания в гостиницах,  питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;

- препятствия  для привлечения инвестиций в  туристскую инфраструктуру, состоящие  в отсутствии готовых инвестиционных  площадок, наличия административных  барьеров, невыгодных условий земельной  аренды;

- в целом  сохраняющийся дефицит квалифицированных  кадров, что определяет невысокое  качество обслуживания во всех  секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение  ситуации к лучшему за последние 2-3 года;

- сохранение  негативных стереотипов восприятия  образа России, создаваемого отдельными  зарубежными средствами массовой  информации и вместе с тем  недостаточная государственная  некоммерческая реклама туристских  возможностей страны как на  зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что затрудняет  деятельность по целенаправленному  формированию позитивного имиджа  России как страны, благоприятной  для туризма, что связано с  ограниченным бюджетным  финансированием

- остаются  нерешенными вопросы  упрощения  порядка  выдачи российских виз  туристам из таких миграционно  безопасных иностранных государств  как страны Европы, Япония,  Республика  Корея, Австралия, Швейцария, Канада  и др. Сохраняются дополнительные  сборы за срочность оформления  визы, что вызывает обоснованное  недовольство и ведет к уменьшению  въездного туристского потока.

Таким образом, системная проблема состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России на мировом туристском рынке возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.

Анализ конкурентных преимуществ и слабостей Российской Федерации на рынке въездного и внутреннего туризма, показывает на необходимость активных действий, прежде всего со стороны государства, направленных на создание условий для устойчивого развития туризма в России.

На основании изложенного целью развития туризма в  Poccийcкoй Фeдepaции является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.

Для достижения сформулированной цели необходимо обеспечение стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации как одного из элементов экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения посредством решения следующих задач:

- совершенствование нормативного  правового регулирования в сфере  туризма;

-  развитие и совершенствование  туристской инфраструктуры, в том  числе сопутствующей (транспорт,  общественное питание, индустрия  развлечений и др.);

  • создание новых приоритетных туристских центров;
  • рекламно-информационное  имиджевое продвижение России  как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;
  • повышение качества туристских и сопутствующих услуг;

- совершенствование визовой политики, в том числе в направлении  упрощения условий въезда в  нашу страну туристов из стран, безопасных в миграционном отношении;

-    обеспечение условий  для личной безопасности туристов.

Государственная поддержка развития туристской инфраструктуры должна осуществляться прежде всего в рамках федеральных целевых программ.  Однако этого явно недостаточно. Необходимо  развитие туристской инфраструктуры в историко-культурных центрах России, малых и средних исторических городах, что требует формирования раздела по развитию туристской инфраструктуры  ФЦП «Развитие историко-культурных зон  в России». В исторических городах, перспективных для привлечения туристов, целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др. Особенностью таких зон является их использование как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития малых исторических городов в целом. Таким образом, вопросы создания туристской инфраструктуры должны быть тесно взаимоувязаны с потребностями в развитии исторических городов.

Одним из перспективных направлений расширения культурно-познавательного туризма  является комплексное развитие пространства между Москвой и Санкт-Петербургом. Мощный транзитный туристский поток, проходящий между двумя столицами России, пока мало затрагивает Тверскую и Новгородскую области. Формирование единого туристического пространства, объединяющего все виды ресурсов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей станет существенным дополнением знаменитого туристического маршрута «Золотое кольцо России», интегрируемого за счет автомобильных и водных путей. Основой для развития на территории Тверской области могут стать  такие региональные маршруты, как «Пушкинское кольцо Верхневолжья»  (Тверь, Торжок, Старица), «Московское море» (Конаковский и Калининский районы), Селигер и исток Волги (Осташковский и Пеновский районы), «Русская Венеция» (Вышний Волочек, Вышневолоцкий, Бологовский и Фировский районы), «Жемчужная нить», включающая города Кашин, Калязин и Кимры. Перечисленные маршруты в сочетании с ресурсами Новгородской области (Валдай, Великий Новгород) позволяют сформировать разноплановую и насыщенную экскурсионную программу для транзитных потоков туристов, посещающих Москву, Санкт-Петербург и города Золотого кольца России.

Несомненно важным является развитие сельского туризма, способствующего сокращению безработицы в российских деревнях, развитию малого предпринимательства, созданию современной инфраструктуры, дорог, транспортного сообщения, повышения престижности повышения проживания в сельской местности.  Богатый опыт развития сельского туризма в европейских странах (Австрия, Ирландия, Испания, Швейцария, Венгрия и др.) показывает его высокую социальную эффективность, и в целом  развитие сельского туризма рассматривается как социальная программа для поддержки фермерских и крестьянских хозяйств в свободное от сельскохозяйственных работ время.  Так, в настоящее время более 40% фермерских хозяйств  в Венгрии задействованы в организации сельского туризма, предоставляя проживание туристам и формируя программы их пребывания. Доля сельских гостиниц по отношению к общему количеству средств размещения в Венгрии составляет 5%.  В Австрии, несмотря на незначительную роль сельского туризма по сравнению с горнолыжным, культурно-познавательным или оздоровительным, 10% фермерских хозяйств получают дополнительные доходы благодаря организации туризма в сельской местности.  В альпийских районах эта доля составляет 31,6%. Создание условий для развития сельского туризма в России требует государственной поддержки, которая может быть достигнута в  рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2015 г.».

Развитие современных туристских комплексов в регионах Дальнего Востока  и Забайкалья несет не только экономическую, но и социальную нагрузку.  В настоящее время туристы из этих регионов массово выезжают на отдых в КНР, где курорты характеризуются высоким уровнем  качества сервиса. С целью снижения объема выездного туризма в пользу внутреннего необходимо создание, модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Забайкалье, обладающих высоким туристским потенциалом. В связи с этим целесообразно ввести раздел  «Развитие туристско-рекреационного комплекса» в действующую ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1912-2015 гг. и до 2020 г.».

Дополнительный импульс  для въездного и внутреннего туризма  может придать  развитие индустрии развлечений, в том числе  создание  игорных зон. В настоящее время  уже подписаны распоряжения Правительства Российской Федерации о создании  игорных зон в Калининградской области, Алтайском крае и на границе Краснодарского края и Ростовской области.

Создание условий для развития круизного туризма возможно путем  разработки комплекса мер, включающих  реконструкцию и строительство морских вокзалов, портовых причалов, пристаней, а также закупку пассажирских судов. 

Для  повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма в России, в частности, улучшения ситуации с туристским транспортом, необходимо принятие комплексных мер по снижению или отмене таможенных пошлин на закупку круизных судов, туристических автобусов, непроизводимое в Российской Федерации оборудование гостиниц, ресторанов, горнолыжных комплексов и т.д. В настоящее время оборудование для горнолыжных подъемников (несущие опоры, двигатели, тормозные системы, опорные и направляющие башмаки, элементы подвижного состава: кресла, кабины и вагоны закрытого типа, натяжные устройства и системы безопасности и др.) не производится. Высокие ввозные пошлины на закупку канатных дорог и доставку в целом увеличивают сроки окупаемости и стоимость туристских услуг на отечественных горнолыжных комплексах. Кухонное (плиты, системы вентиляции, морозильные и холодильные шкафы, барное и прочее оборудование) и лифтовое гостиничное оборудование, соответствующее международным стандартам, предъявляемым к гостиницам высокого класса (4-5 «звезд»), также закупается у зарубежных поставщиков. Автобусы туристического типа в России не производятся. Это вынуждает транспортные и туристические компании брать в лизинг подержанные автобусы устаревшего образца, что часто делает автобусные туры небезопасными  для потребителей.

Итак, задача государства состоит в продвижении российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию всей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт,  а создание образа  России как страны, благоприятной для туризма, является исключительно государственной задачей. Это подтверждает мировая практика.

Все это требует разработки долгосрочной информационной кампании, направленной на формирование позитивного образа страны в целях содействия  развитию въездного и внутреннего туризма.

 

2. Сервисно - экономический потенциал рынка туризма г. Красноуфимска и Красноуфимского района

 

2.1. Исследование наличия рекреационных ресурсов г. Красноуфимска и Красноуфимского района

 

Концепция комплексного развития агротуризма в структуре территориального деления основывается на уже известных положениях и вновь выдвигаемых обоснованиях. Для этого анализируются существующие подходы. Так, первой составной частью нашего исследования являлся рекреационный подход, который включал ряд основополагающих моментов: культурно-исторический потенциал региона и развитие экскурсионного туризма, экономический потенциал региона,  оценка природно-ландшафтного комплекса.

Культурно-исторический потенциал региона и развитие экскурсионного туризма. При разработке историко-культурного потенциала региона окупаемость экскурсионного туризма (как дополнительной услуге агрутуризма) ставится под сомнение ввиду высоких затрат и низкой стоимости туров. Поэтому в ряде случаев идут на компромисс: проводят косметический ремонт архитектурных сооружений, а средства размещения специализируют на сегментах с невысокими доходами: школьники, молодежь, туристы «третьего» возраста.

С увеличением доходов по всей региональной программе средства отчисляются из общей прибыли на модернизацию объектов экскурсионного туризма. К ним можно отнести также храмовые сооружения, усадьбы, исторические памятники, природоохраняемые территории, предприятия народных промыслов и ремесел, музеи местного значения. При незначительном количестве накопленных средств финансирования выбирается «точечный» объект, например центральная улица города или главная площадь.

 Рассмотрев  ряд научных исторических  источников, мы выяснили, что в давние времена на берегах Невы росли огромные дубы. От них-то, говорят, и пошло название — Дубровка. Пять веков тому назад была и «Дуброва на Неве Гридковская на Корельской строне», и«Дуброва Сельцо наНеве» на стороне Лопской. Из Новгородских писцовых (окладных) книг за 1500 г. видно, что поселение Дуброва (Дубровка) на правом берегу Невы существовала уже в 1500 г. Она входила в состав Ореховского уезда и была причислена к Спас-Городецкому погосту (ныне Шлиссельбург) Дуброва отмечена на шведских картах 17 века! Дубровка это три населенных пункта до 1941 г. Московская — на левом берегу Невы, Выборгская — на правом и Невская — рабочий поселок XX века и одноименная ж/д. станция, Знаменитые 29 львов у особняка Кушелева-Безбородко — точные копии двух дубровских львов у барского дома. Русско-шведско-финское акционерное общество построило лесозавод в 1911–1912 гг. Дубровке в 1916 г. было начато строительство бумажной фабрики, в начале 30-х годов она работала и выпускала бумагу.В 1936 г. в Дубровке в Нардоме прошел первый съезд передовиков труда района по обсуждению проекта новой Конституции СССР.Дунаевский Исаак Осипович — известный и популярный композитор, депутат областного совета народных депутатов — частый гость Дубровки. Зощенко Михаил Михайлович — известный писатель проживал в деревне Пески на даче (Пески — деревня, приписанная к Дубровке; название, часто встречающееся в топонимике Санкт-Петербурга).До войны население 3-х Дубровок составляло 21 тыс. человек, в настоящее время в пос. Дубровка с окрестностями (Плинтовка, Пески) — проживает около 5.4 тыс. человек (на 2003 г).Первая школа для детей рабочих открылась в 1911 г., а средняя — в 1936 г.Первая железная дорога с названием станции «Невская Дубровка» была проложена в поселок в 1929 г.Первая попытка прорыва блокады была предпринята в ночь на 19 сентября 1941 г. с захвата плацдарма Невский пятачок.

Информация о работе Теоретические аспекты развития сельского туризма