Спрос на продукцию туриндустрии в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является изучение спроса на продукцию туристической индустрии в России, а так же определение приоритетных направлений в данной отрасли на современном этапе её развития.
Исходя из поставленной цели, задачами будут являться:
- рассмотрение общих положений о формировании спроса в туристической индустрии;
- исследование особенностей спроса на турпродукт;
- анализ спроса на туристический продукт в России на современном этапе развития отрасли;
Объектом исследования являются тенденции спроса на туристическую продукцию в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОСОБЕННОСТИ СПРОСА В ТУРИНДУСТРИИ…………...…………...5
1.1. Основные экономические понятия………………………………………...5
1.2. Сегментирование спроса в туризме………………………………………..9
1.3. Методы стимулирования спроса на продукцию туриндустрии………..14
2. СПРОС НА ТУРПРОДУКТ В РОССИИ…………………………………18
2.1. Спрос на рынке въездного туризма в РФ………………………………18
2.2. Спрос на рынке внутреннего туризма в РФ……………………………22
2.3. Спрос и предложение на рынке детского туризма………………………25
2.4. Спрос на рынке выездного туризма в РФ………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………31

Файлы: 1 файл

КурсоваяСпрос на продукцию туриндустрии в РФ.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

     В последние годы начал активно  развиваться горнолыжный туризм, однако для современного оснащения  горнолыжных комплексов необходимы не только гостиницы, но и наличие инженерной и транспортной инфраструктуры - водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого, сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда для строительства горнолыжных объектов. Учитывая климатические и ландшафтные особенности России, горнолыжный, как и другие зимние виды туризма, имеют большие перспективы.

       Надо отметить, что несмотря на  рост популярности внутреннего  туризма, существует немало проблем  тормозящих этот процесс.

     Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам. Во-вторых, уровень  цен на средства размещения достаточно высок при низкой комфортности. В-третьих, население России недостаточно информировано о туристско-рекреационных возможностях регионов страны. В-четвёртых, у  туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса.

     Как результат, ресурсная база внутреннего  туризма задействована на 10-15%. В  итоге в сфере внутреннего  туризма отсутствует полноценный  товарно-денежный обмен - основа экономического развития любой отрасли.

     Наблюдения  последнего времени показывают, что туристские фирмы России начали постепенно проявлять интерес к внутреннему и въездному туризму. Это связано с тем, что во многих странах уже давно поняли необходимость развития программ обслуживания внутреннего туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм способствует стабильному положению национальной экономики благодаря перераспределению национального дохода и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом. Постепенно понимают эту выгоду и в России.

     Создание  привлекательного внутреннего туристского продукта, насыщенного разнообразными основными и дополнительными услугами, является самой важной задачей развития российского туристского рынка. 
 
 

2.3. Спрос и предложение  на рынке детского  туризма 

     Особо надо отметить детский туризм, так как на сегодняшний день это один из самых устойчивых сегментов туристского рынка в России.

     Такая тенденция объясняется тем, что  в России, как ни в одной другой стране мира, именно детский туризм носит социальный статус, что означает полное или частичное финансирование данного вида деятельности за счет бюджетных средств государства.

     В Федеральном законе «Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации» социальный туризм («путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды») выделен как отдельный вид туризма наряду с внутренним, въездным и выездным.

     Рынок детского туризма характеризуется  такими направлениями, как отдых, оздоровление и лечение, экскурсионные туры для  школьных групп по России (Москва, Санкт-Петербург, «Золотое кольцо» и т.д.) и за рубежом (Чехия, Венгрия, Словения, Италия и другие страны Европы), а также отдых и обучение за границей (Турция, Италия, Греция, Кипр, Великобритания).

     Спрос на детский туризм, так же как  и предложение, носит ярко выраженный сезонный характер и зависит, как правило, от школьных каникул: одна неделя — осенью и весной, две недели — зимой и три месяца — летом. Летний период считается самым «высоким» сезоном, поскольку именно в этот период и спрос, и предложение в равной степени высоки и стабильны. На сегодняшний день на рынке детского туризма работает довольно значительное число туристских фирм, организующих летний детский отдых как в России, так и за рубежом. Наиболее глубокой специализацией и наработанными программами отличаются компании, уже не первый год работающие на рынке детского туризма, — такие, как «Согласие», «Ост-Вест», «Спектрум», «Апрель», «Аврора-Интур», «Орфей», «Спутник», «Криптонтур 2000», «КриСТ», «Ориент», «Каникулы», «Дельфин».

     Предложения по летнему детскому отдыху можно условно разбить на несколько групп: детские лагеря и оздоровительные центры в России и за рубежом; экскурсионные автобусные туры по городам России и Европы. Детские экскурсионные туры пользуются наибольшим спросом во время школьных каникул (зимних, весенних и осенних), майских праздников, а также в начале лета. На организации подобных программ в основном специализируются операторы по внутреннему туризму — «Аврора-интур», «Солвекс», «Согласие», «Дельфин» и др. Самым популярным видом детского туризма остаются летние лагеря. По виду отдыха их подразделяют на детские оздоровительные лагеря и центры (ДОЛ и ДОЦ), спортивно-оздоровительные лагеря и комплексы (СОЛ и СОК), международные детские лагеря и центры (МДЛ и МДЦ).

     Кроме того, выделяются лагеря санаторного типа, специализирующиеся на профилактическом лечении. Как отмечают специалисты, занимаясь такого рода бизнесом, трудно рассчитывать на высокую норму прибыли. Нормальная рентабельность может быть достигнута только за счет больших объемов продаж или работы с собственными лагерями. Поэтому в последнее время многие туроператоры по внутреннему туризму, как правило при расчете цены путевки, предусматривают минимальную единичную прибыль, а совокупная прибыль обеспечивается за счет больших объемов продаж.

     Туроператоры, вкладывая средства в восстановление и модернизацию основных фондов для  детского отдыха, стараются приобретать  эти лагеря в собственность или  арендовать их на длительное время. Но в то же время спрос на детский  отдых является самым стабильным. По статистике туристских фирм, занимающихся детским, семейным и молодежным туризмом, примерно 80% их клиентов — дети, 15% — семьи, 5% — молодежь. 
 

2.4. Спрос на рынке выездного туризма в РФ 

     Формирование  российского выездного туризма  началось с 1990 года. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт.

     Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению  российских туристов: безвизовый въезд  в страны бывшего социалистического  содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

     Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

     Выездной  характер российского туризма был  обусловлен следующими причинами:

- новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);

-упрощение  порядка выезда;

-расширение  внешних деловых контактов;

-увеличение  числа предприятий и отдельных граждан, располагавших

валютными средствами;

-доступность  цен на выездные туры;

-большая  конкурентоспособность иностранного  туристского продукта (лучшие условия  проживания и гостиничный сервис  в целом, комфортабельный транспорт  в турах и транстурах).

     В настоящее время ситуация на рынке  туристических услуг в России продолжает складываться таким образом, что рынок выездного туризма многократно превышает рынок въездного и внутреннего туризма. За 10 лет, начиная с 2000 года, рынок выездного туризма увеличился на 35%.

     Более 12,6 миллиона российских туристов совершили  поездки за рубеж в 2010 году, что на 32,1% больше, чем в 2009 году.

     Самым популярным направлением отдыха у россиян  осталась Турция, которая приняла  в 2010 году почти 2,37 миллиона гостей из России. На втором месте Египет, отставший  от Турции совсем ненамного, - около 2,2 миллиона российских туристов побывали в прошлом году в этой стране. Замыкает тройку лидеров Китай, который принял в 2010 году около 1,42 миллиона россиян.

     Согласно  экспертным оценкам Oxford Economics, которые  приводит Switzerland Tourism, совокупные расходы на выездной туризм в России в 2011 году составят $29,53 млрд. И они будут расти в среднесрочной перспективе – c $32,44 млрд в 2012 году до $38,4 млрд в 2015 году. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В ходе написания курсовой работы были определены основные особенности спроса в туризме, а так же проведён анализ спроса на продукцию туриндустрии в РФ.

     Из  проведённого анализа туристского  рынка в России можно сделать  следующие выводы:

     - рынок выездного туризма на  данный момент в России значительно превышает рынок внутреннего и въездного туризма;

     - несмотря на положительную динамику  роста популярности на отдых  в России, существует ряд проблем,  тормозящих этот процесс.

     Это такие проблемы, как:

       - недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса c современным уровнем комфорта;

     - высокая стоимость проживания  в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;

     - препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых инвестиционных площадок, наличия административных барьеров, невыгодных условий земельной аренды;

     - в целом сохраняющийся дефицит  квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2-3 года.

     С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.).

     Стимулом  для развития въездного и внутреннего  туризма в Российской Федерации  может стать принятая Правительством РФ концепция федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2016 годы". В рамках концепции почти две трети средств рассчитывается привлечь у частных инвесторов, а треть доплатит государство из федерального бюджета.

     Увеличение  внутреннего и въездного турпотоков будет осуществляться за счет: создания новых туристских объектов, маршрутов  и брендов, формирования современных  востребованных туристских продуктов  и расширения перечня туристских услуг. Кроме того, будет обеспечена доступность отдыха для широких слоев населения и привлекательности путешествий по России как для россиян, так и для иностранных туристов, говорится в концепции. Запланировано проведение рекламных мероприятий некоммерческой направленности по продвижению новых турпродуктов и курортно-рекреационных возможностей России на мировом и внутреннем туристских рынках.

     В результате реализации программы правительство  рассчитывает увеличить численность  иностранных туристов в семь раз, а российский туристов - в 1,4 раза. Также, по прогнозам, должен увеличиться объем платных туристских услуг, оказанных населению, в 4,4 раза, объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 3,9 раза. Также планируется увеличение работников, занятых в туристической отрасли в 1,4 раза. 
 
 
 
 

     Библиографический список

  1. Веткин  В.А., Технология создания туристского  продукта: учебное пособие, М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008
  2. Волков С.К., Маркетинговое управление продуктом на рынке туристских услуг РФ, 2010
  3. Голова О. Б., Менеджмент туризма: практический курс: учебно-методическое пособие, М: Финансы и статистика, 2007
  4. Дедусенко Е.А., Маркетинг национального туристского продукта и государственная политика в отношении туристского бизнеса. Опыт Великобритании, России и Китая / Маркетинг в России и за рубежом, 2007
  5. Ильина Е. Н., Туроперейтинг: продвижение туристского продукта : учебник для студентов высших учебных заведений туристского профиля, М: Финансы и статистика, 2008
  6. Исмаев Д. К., Организация въездного туризма в Российскую федерацию, М.: Книгодел, МАТГР, 2009
  7. Исмаев Д.К., Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации, М.: Издательский центр «Академия», 2004
  8. Колова И.А., Мартов Н.К Стратегические проблемы развития туризма в России, М.: РИБ «Турист», 2007
  9. Малолетко А.Н., Анализ эффективности продвижения Российского туристского продукта на направляющих зарубежных рынках / Сервис plus : науч. журн., 2010
  10. Овчаров А.О., Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы, М.: Интфра-М, 2008
  11. Остроумов О.В., Продвижение российского туристского продукта на международный рынок: комплексный подход к управлению, 2005
  12. Остроумов О.В., Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность: учебно-методическое пособие, М. : Финансы и статистика, 2007
  13. Рассохин О., Туристские ярмарки. Открытый вопрос/ Туризм: практика, проблемы, перспективы, 2005
  14. Руденко А.М., Психология социально-культурного сервиса и туризма: учебное пособие, Ростов: Феникс, 2005
  15. Русанова О.О., Маркетинговые коммуникации в активизации продвижения туристического продукта / Экономические науки, 2006
  16. Шарафутдинов В.Н., О проблемах формирования совокупных и интегральных российских туристских продуктов / Туризм: право и экономика, 2006
  17. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации – http://www.russiatourism.ru
  18. Интернет журнал «Турбизнес» - http:// www.turbus.ru. Номер 41, статья «Россия знакомая и незнакомая», 2006

Информация о работе Спрос на продукцию туриндустрии в РФ