Спрос на продукцию туриндустрии в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является изучение спроса на продукцию туристической индустрии в России, а так же определение приоритетных направлений в данной отрасли на современном этапе её развития.
Исходя из поставленной цели, задачами будут являться:
- рассмотрение общих положений о формировании спроса в туристической индустрии;
- исследование особенностей спроса на турпродукт;
- анализ спроса на туристический продукт в России на современном этапе развития отрасли;
Объектом исследования являются тенденции спроса на туристическую продукцию в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОСОБЕННОСТИ СПРОСА В ТУРИНДУСТРИИ…………...…………...5
1.1. Основные экономические понятия………………………………………...5
1.2. Сегментирование спроса в туризме………………………………………..9
1.3. Методы стимулирования спроса на продукцию туриндустрии………..14
2. СПРОС НА ТУРПРОДУКТ В РОССИИ…………………………………18
2.1. Спрос на рынке въездного туризма в РФ………………………………18
2.2. Спрос на рынке внутреннего туризма в РФ……………………………22
2.3. Спрос и предложение на рынке детского туризма………………………25
2.4. Спрос на рынке выездного туризма в РФ………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………31

Файлы: 1 файл

КурсоваяСпрос на продукцию туриндустрии в РФ.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

     Цель  рекламы - привлечь внимание, возбудить  интерес, передать информацию потребителю, заставить действовать его определенным образом. Сделать туристский продукт еще недостаточно, нужно, чтобы он нашел своего клиента. И в этом очень большую роль играет реклама, которая разнообразна.

     Действуя  в системе маркетинга, реклама  превращается в мощное средство борьбы туристского агентства за влияние на партнеров-потребителей. В процессе развития маркетинга появляются новые возможности для рекламы. Рекламная деятельность становится все более сложной, многоструктурной.

     Сложность рекламы туристского продукта заключается  в том, что она должна одновременно отразить ряд моментов: разнообразие предложения по рыночным сегментам спроса, различие мест путешествий и поездок, различные виды туризма. Важной задачей является выбор наиболее эффективных и экономичных средств рекламы. При этом необходимо тщательно изучить информации, т.е. откуда получают информацию о стране, туристском центре или курорте предлагаемые потребители.

 

2. СПРОС НА ТУРПРОДУКТ  В РОССИИ

 

           2.1. Спроса на рынке въездного туризма в РФ 

     Анализ  статистики въездных потоков в Россию в 2003-2010 гг. (таблица 1), (диаграмма 1) показывает, что в сумме по двум, наиболее интересным в данном исследовании, сегментам рынка въездного туризма колебались от 2 до 4 млн. человек. Причем в последние 3 года наблюдается снижение этого показателя, а прибытия с целью туризма за последние 8 лет не превышали 3,2 млн. человек.

Въезд иностранных туристов в РФ по целям поездок (тысяч  поездок).

Год: 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Всего туристов: 22514 22051 22176 22452 22892 23676 21339 22086
Цели поездок: служебная 2568 2723 3226 3234 3270 4112 3880 4346
туризм 3152 2861 2385 2433 2213 2295 2101 2154
остальное 16794 16467 16565 16785 17409 17269 15358 15587

Таблица 1.  

Колебание показателей въезда иностранных туристов в РФ (тыс. чел.).

Диаграмма 1. 

     По  оценкам экспертов  Всемирной  Туристской Организации к 2020 году Россия станет одной из самых посещаемых стран мира (таблица 2).

     Ведущие страны мира, принимающие  иностранных туристов 
в 2020 году по прогнозу ВТО.

№№

п/п

Страна Количество  прибытий (млн.) Доля рынка (%)
1. Китай 137,1 8,6
2. США 102,4 6,4
3. Франция 93,3 5,8
4. Испания 71,0 4,4
5. Гонконг[1] 58,3 3,7
6. Италия 52,9 3,3
7. Великобритания 52,8 3,3
8. Мексика 48,9 3,1
9. Россия 47,1 2,9
10. Чехия 44,0 2,7
       

([1]-в составе Китая, туристская статистика ведется отдельно)   Таблица 2.

     Иностранный (въездной) туризм в Россию с 2003 года имеет, в общем, положительную динамику по числу прибытий и достиг в 2008 году 23,5 миллиона. Несмотря на общий рост прибытий иностранных граждан в Россию, потоки иностранных граждан, прибывающих с целью туризма колебались от 2 до 3 млн. прибытий, что составляет не более 11% от общего числа иностранных граждан посещающих Россию. Это свидетельствует о нежелательной, с точки зрения экономической эффективности, структуре туристского обмена с другими странами.

     Россия  имеет большой туристский потенциал, включая культурно- исторические и  природно-рекреационные ресурсы  обеих столиц и российских регионов. Российские туроператоры предлагают на международном рынке широкий спектр туристских продуктов, удовлетворяющие самые разнообразные потребности иностранных туристов. Изучение географии поездок иностранцев по России выявило, что более 70% потока посещает Москву и Санкт-Петербург.

     Регионы России так же демонстрируют рост интереса к развитию туризма на своих территориях, растут инвестиции в модернизацию и создание новых объектов туристской инфраструктуры.

     Зависимость между доходами населения и интенсивностью путешествий за границу является определяющим фактором развития международного туризма. Увеличение личных доходов приводит к изменению структуры потребления. В связи с чем поставщиками туристов в Россию течение многих лет являются страны с самым высоким уровнем жизни населения (страны «золотого миллиарда»), но и в них спрос на туристские поездки имеет большую социальную дифференциацию. С одной стороны, выделяется небольшой сегмент дорогостоящих путешествий с высоким классом обслуживания (элитарный, или VIР-туризм). К нему относятся индивидуальные туристы или небольшие группы с особыми интересами. С другой стороны, в этих странах расширяется сегмент массового туризма по средним и низким ценам, который и определяет динамику развития выездного туризма из каждой отдельно взятой страны.

     Особо следует выделить такую важную сегментацию спроса, как спрос на организованные и неорганизованные путешествия.

     Организованным  туризмом считаются групповые и  индивидуальные поездки, организуемые через турфирмы и другие коммерческие и общественные туристские организации. К неорганизованному туризму относятся самостоятельные поездки индивидуалов, семей и даже небольших групп, не связанные с услугами турфирм, т. е. всю организацию поездок путешественники берут на себя. Необходимо указать, что доля этих двух форм туризма в общем объеме путешествий различна. Так, даже в развитых с точки зрения туризма странах доля организованных туров составляет в среднем 30 – 40%, в то время как на долю неорганизованных туристов приходится от 60% и более. Таким образом, общий туристский рынок таит в себе большой потенциал спроса на организованные туристские путешествия, чем и должны воспользоваться турфирмы. Это потребует от них больших усилий по всем направлениям маркетинговой работы.

     Определены  факторы, сдерживающие рост въездного  туризма:

  • недостаточно развитая и несбалансированная структура материальной базы российского туризма;
  • имеющееся, в ряде случаев, несоответствие цены качеству предоставляемых услуг;
  • ценовая «дискриминация» иностранных туристов, когда стоимость услуг для них в несколько раз превышает стоимость для российских туристов;
  • длительный срок и высокая цена оформления российской въездной визы в консульских учреждениях за рубежом;
  • слабое и неэффективное продвижение российского туристского продукта на международном рынке.

     И все же можно с удовлетворением констатировать, что зарубежные специалисты продолжают высоко оценивать потенциал спроса на поездки иностранных туристов в Российскую Федерацию. При этом они выделяют следующие мотивационные факторы:

- большой  интерес иностранцев к истории, культуре, искусству нашей страны, к ее разнообразной природе, национальным особенностям;

- желание  иностранцев познакомиться с  современной жизнью россиян, с  теми политическими, экономическими  и социальными переменами в  России, о которых так много  пишут и говорят за границей;

- для  многих иностранцев поездка в  далекую и непонятную Россию  является своего рода приключением;

- большая  открытость нашей страны и  общества, свобода передвижения  иностранцев по территории и  ликвидация «закрытости» многих  городов (Рязань, Нижний Новгород, Астрахань, Самара, Екатеринбург и др.). Значительно упрощены для иностранцев визовые, пограничные, таможенные, валютные и другие формальности.

2.2. Спрос на рынке внутреннего туризма в РФ 

     Анализ  современного состояния внутреннего туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства гостиниц туристского класса, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, что также делает Российскую Федерацию более популярной у иностранных туристов.

     Особо следует отметить успехи последних  лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые  закономерно привели к выбору России при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады - 2014. Благодаря  этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

     Для внутреннего туризма характерны в основном краткосрочные туры (1-14 дней) с целью досуга и отдыха (70,8% количества обслуженных туристов). Россияне отдают предпочтение круизам  на теплоходах и путешествиям в автобусах (12%), выезжают на лечение в республиканские курорты и здравницы (6%). Только 11% россиян могут позволить себе более продолжительный организованный отдых (15-28 дней). Пик внутреннего туризма приходится на июль и август (20,6 и 23,1% туристов соответственно).

     Для внутреннего рынка особенно важно  развивать пляжный и оздоровительный туризм. Пляжный туризм является одним из самых популярных видов отдыха у россиян: 38% российских туристов предпочитают отдыхать у воды. Это направление активно развивается на Черном и Балтийском морях. Большие перспективы развития пляжного отдыха есть у курортов Азовского и Каспийского морей, однако отсутствие гостиничной и иной туристской инфраструктуры на Каспийском море и устаревшая инфраструктура на Азовском море являются сдерживающими факторами для успешного туристского развития этих территорий. При соответствующем развитии инфраструктуры этот вид туризма мог бы получить широкое распространение в Приморском крае.

     Яхтенный  туризм в России в целом только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более 0,5 % от внутреннего туристского потока, наибольшую популярность он имеет в Ленинградской области и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названных приморских регионах.

     На  протяжении многих лет большой популярностью у российских туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом являются круизы Москва - Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего в России на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов. В то же время пропускные возможности шлюзового хозяйства между Москвой и Санкт-Петербургом практически исчерпали себя и дальнейшее количественное увеличение пассажирского флота на данном маршруте невозможно. Перспективными регионами для развития речных круизов являются акватории сибирских рек - Лены, Енисея и Оби, а также Амура.

Информация о работе Спрос на продукцию туриндустрии в РФ