Акцизы на алкогольную продукцию в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 04:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение акцизов, в частности, особенностей исчисления и уплаты налога по операциям с алкогольной продукцией.
Исходя из этого, определены основные задачи, которые необходимо решить в данной работе:
1. изучить историю налогообложения алкогольной продукции;
2. рассмотретьтеоретические аспекты налогообложения в виде акцизов на алкогольную продукцию, определить объект налогообложения, налоговую базу, ставки акцизов;

Файлы: 1 файл

Курсовая акцизы.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

С момента  возникновения государства перед  обществом стоял важнейший вопрос поиска источников формирования государственной  казны. В ходе исторического развития государства методы изъятия доходов  изменялись от натуральных сборов до денежных платежей, регулярно, принудительно, индивидуально, безвозмездно взимаемых в прямой либо косвенной форме, получивших название налогов. Основная причина широкого распространения акцизов со времен глубокой древности и до наших дней обусловлена их ощутимыми фискальными выгодами и высокой скоростью их получения. Ксвенные налоги имеют способность давать государству естествено возрастающий доход без всяких изменений в размерах налоговых ставок, и только за счет увеличения количества населения, роста благосостояния и т. д. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. Данный налог стал применяться в основном в отношении тех товаров, производство и реализация которых является сверхрентабельными. В период эволюционного формирования универсального акциза считается, что косвенное обложение способствовало развитию промышленности. Акцизное налогообложение распространено очень широко в современной мировой налоговой практике, где применяется достаточно успешно.

Актуальность данной курсовой работы обуславливается тем, что социально - экономические процессы, происходящие в обществе, предопределяют регулярные изменения в управлении таким существенным сегментом товарного рынка, каким является рынок алкогольной продукции, от развития которого зависит не только уровень товарооборота, но и налоговых поступлений в бюджет страны. Алкогольная продукция в силу своей высокой рентабельности, создает благоприятные условия для получения сверхдоходов и, следовательно, сфера ее производства и реализации особенно привлекательна для совершения противоправных деяний.

Особую актуальность проблеме исследования производства и  реализации алкогольной продукции  в России придаёт регулируемый государством рынок  подакцизной продукции, функционирование и развитие которого требует от государственных институтов выполнения задач по постоянной корректировке финансовой политики на основе достоверной статистической информации. Вместе с тем, при изучении рынка алкогольной продукции и участия государства в этих отношениях их практическая реализация связана с рядом особенностей, сложность и многогранность которых вызывает потребность использования современных статистических методов. Среди акцизов, акцизы на алкогольную продукцию, как одна из статей налоговых доходов, занимают второе место в формировании консолидированных бюджетов субъектов РФ, уступая лишь акцизам на нефтепродукты.

Целью данного исследования является изучение акцизов, в частности, особенностей исчисления и уплаты налога по операциям с алкогольной продукцией.


Исходя из этого, определены основные задачи, которые  необходимо решить в данной работе:

  1. изучить историю налогообложения алкогольной продукции;
  2. рассмотретьтеоретические аспекты налогообложения в виде акцизов на алкогольную продукцию, определить объект налогообложения, налоговую базу, ставки акцизов;
  3. рассмотреть и проанализировать особенности исчисления и уплаты налога по операциям с алкогольной продукцией и применение налоговых вычетов;
  4. исследовать особенности государственного финансового контроля в сфере оборота алкогольной продукции;

 

Дананная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


 

Экономическое содержание акцизов

Акцизы представляют собой один из федеральных косвенных  налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя.

Акциз является индивидуальным (потоварным) косвенным налогом, так как действует только в отношении отдельных, строго оговоренных в законе товаров, называемых "подакцизными". Федеральные налоги и сборы : учебное пособие / Сост. О. В. Диденко, В.Г.Байбородина – Хабаровск, 2010. – 82 с.

Акцизы определяет глава 22 (статьи 179-206) НК РФ.

Налогоплательщиками акцизов  признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие  подакцизные товары. Плательщиками  акцизов являются также лица, перемещающие подакцизные товары через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Необходимость существования  индивидуальных акцизов в современных  условиях связана, помимо их использования  в качестве дополнительного доходного  источника, с потребностью государственного регулирования отдельных экономических и социальных процессов. Существует три основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости от функции, которую они выполняют. К первой группе относятся так называемые традиционные акцизы — на алкоголь и табачные изделия. Взимание данного вида акциза преследует две основных цели: ограничение потребления вредных для здоровья продуктов и фискальная.

Ко второй группе относятся  акцизы на горюче-смазочные материалы, которые помимо фискальной функции  выполняют еще и роль платежа за пользование автодорогами.

Третья группа включает в себя акцизы на так называемые люксовые товары и, как правило, не имеет  целенаправленной фискальной функции. В большей степени данный вид  акциза призван играть перераспределительную роль, так как основными потребителями люксовых товаров являются более состоятельные граждане. Кроме того, возможно также преследование иных целей, например, поощрение трудоемких производств путем взимания акцизов с продуктов капиталоемких производств, относящихся в некоторых странах к люксовым товарам (автомобили, дорогая электроника и т.д.), поощрение местных производителей или же улучшение внешнеторгового баланса путем взимания акцизов в дополнение к таможенным пошлинам с импортных товаров. Александров И.М. Налоги и налогообложение. Учебник - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2007. – 318с.

Обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными, или  ассоциирующихся с негативными  побочными явлениями (табачные изделия  и алкоголь, а также, например, бензина и горючего, потребление которых связанно с загрязнением атмосферы) может отчасти воспрепятствовать их потреблению. Такие косвенные результаты могут стать дополнительным эффектом от внедрения налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений. В некоторых странах Западной Европы имеется опыт применения так называемых экологических акцизов. Например, в ФРГ на бензин низкого качества (низкооктановый) для снижения масштабов загрязнения воздуха выхлопными газами устанавливаются повышенные акцизы.

Для достижения этой цели акцизы должны быть, во-первых, просты как в организации, так и в  применении, что достигается за счет поддержания минимального перечня  подакцизных товаров. В настоящее  время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены. Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Если же местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах, проблемой может стать контрабанда. Кроме того, если ставки акцизов слишком высоки, может возрасти нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров. Подобное производство может стать опасным для общественного здоровья, обеспокоенность которым и было одной из причин введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости, т.е. он должен взиматься либо в момент пересечения таможенной границы страны, либо в момент производства (или отгрузки).

Статьей 181 Налогового Кодекса  РФ подакцизными товарами признаются:

  1. спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
  2. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта не более 9 процентов;
  3. алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента;
  4. табачная продукция;
  5. автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
  6. автомобильный бензин;
  7. дизельное топливо;
  8. моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей;
  9. прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии. Кодекс

Объектом налогообложения  признаются следующие операции:

  1. реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
  2. передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  3. ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
  4. получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина и др.

Налоговая база и налоговая  ставка определяются отдельно по каждому  виду подакцизных товаров, налоговая  ставка ежегодно индексируется.

Акцизы являются стабильным источником формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Распределение поступлений по акцизам в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты устанавливаются Бюджетным кодексом РФ.  В январе-июле 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 451,9 млрд.рублей, из них 28% акцизы на алкогольную продукцию. www.gks.ru/bgd/regl/b12_01/IssWWW.exe/Stg/d08/2-6-1-2.htm

Таким образом, можно сделать вывод, что акцизы являются налогами, которыми облагаются товары, входящие в специальный перечень. Акцизы относятся к категории косвенных налогов, т.е. облагающих потребление, но потребление особого рода, которое могут позволить те, кто имеет высокие и сверхвысокие доходы , либо которое связано с повышенным риском.

 

Развитие акцизов  в мире

С момента возникновения государства  перед обществом встал важнейший  вопрос поиска источников формирования государственной казны.

В ходе исторического развития государства  методы изъятия доходов на его  функционирование изменялись от натуральных сборов до денежных платежей, регулярно, принудительно, индивидуально, безвозмездно взимаемых в прямой либо косвенной форме, получивших название налогов.

Основная причина широкого распространения  акцизов со времен глубокой древности  и до наших дней обусловлена их ощутимыми фискальными выгодами и высокой скоростью их получения.

Акцизы были известны еще в Римской империи: налог  с оборота по ставкам от 1 до 10%, особый налог с оборота при  торговле рабами (4%) и налог на освобождение рабов (5% их рыночной стоимости).

Алкогольные напитки в древности, как правило, не облагались налогом. Первое упоминание о пошлине с  каждого «хмельного короба» встречается  в договорной грамоте Новгорода  с тверским князем Ярославом 1265 года.

В целом, как в феодальной Европе, так и в России современные формы акцизов происходят от регалий и системы их взимания — откупов. Регалией можно считать монопольное право монарха на производство и продажу товаров, услуг, бесхозного имущества и т.д., которое обеспечивало «фискальную эксплуатацию верховных прав и присвоение объектов природы, не составляющих частную собственность». В XV—XVTI вв. они насчитывались сотнями. Основные их них: лесная, горная, соляная, речная, рыбная ловля, охота, чеканка монет и многое другое. В России при Алексее Михайловиче важнейшие объекты, как сейчас бы назвали, экспорта — пенька, соболя, сало, смола, патока — российские купцы были обязаны продавать в казну, а при Петре добавились важнейшие товары внутреннего рынка — соль, табак, мед, деготь, рыбий жир и дубовый гроб.

Кроме продажи в казну, другой формой реализации государственной монополии  стал откуп, т.е., покупка частным  лицом (иногда конкурсная) права сбора  и продажи монополизированных товаров. Наиболее распространенными были откупа на пиво, табак, кофе, соль, вино, спирт, чай, сахар и т.д. Но откупа — это только точка отсчета дальнейшего развития акцизного обложения, а все-таки не вид акцизов. Сходство между ними состояло в том, что население при покупке этих товаров платило надбавку к цене, хотя государством она точно не регламентировалась.

Информация о работе Акцизы на алкогольную продукцию в РФ