Спрос на продукцию туриндустрии в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является изучение спроса на продукцию туристической индустрии в России, а так же определение приоритетных направлений в данной отрасли на современном этапе её развития.
Исходя из поставленной цели, задачами будут являться:
- рассмотрение общих положений о формировании спроса в туристической индустрии;
- исследование особенностей спроса на турпродукт;
- анализ спроса на туристический продукт в России на современном этапе развития отрасли;
Объектом исследования являются тенденции спроса на туристическую продукцию в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОСОБЕННОСТИ СПРОСА В ТУРИНДУСТРИИ…………...…………...5
1.1. Основные экономические понятия………………………………………...5
1.2. Сегментирование спроса в туризме………………………………………..9
1.3. Методы стимулирования спроса на продукцию туриндустрии………..14
2. СПРОС НА ТУРПРОДУКТ В РОССИИ…………………………………18
2.1. Спрос на рынке въездного туризма в РФ………………………………18
2.2. Спрос на рынке внутреннего туризма в РФ……………………………22
2.3. Спрос и предложение на рынке детского туризма………………………25
2.4. Спрос на рынке выездного туризма в РФ………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………31

Файлы: 1 файл

КурсоваяСпрос на продукцию туриндустрии в РФ.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ОСОБЕННОСТИ СПРОСА  В ТУРИНДУСТРИИ…………...…………...5

  1.1. Основные экономические понятия………………………………………...5

  1.2. Сегментирование спроса в туризме………………………………………..9

  1.3.  Методы стимулирования спроса на продукцию туриндустрии………..14

2. СПРОС НА ТУРПРОДУКТ В РОССИИ…………………………………18

  2.1. Спрос на рынке въездного туризма в РФ………………………………18

  2.2.  Спрос на  рынке внутреннего туризма в РФ……………………………22

  2.3. Спрос и предложение на рынке детского туризма………………………25

  2.4. Спрос на рынке выездного туризма  в РФ………………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       В современном мире индустрия  туризма  является одной из  самых наиболее динамично развивающихся сфер в торговле услугами. Во многих странах, обладающих потенциалом для развития туризма, хорошо понимают значение этой отрасли экономики. Туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу, является существенным источником доходов, решает вопросы трудоустройства населения, в отличие от других отраслей экономики не истощает природные ресурсы. Туризм несёт в себе благородную цель – повышение качества жизни людей, удовлетворение их потребностей в культурном и оздоровительном отдыхе, воспитывает в людях бережное отношение к природе и национальному наследию. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства.

     В нашей стране в настоящее время  формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов России.

     По  причине своего географического  положения Россия не является и не может стать страной массового  въезда туристов, например, с целью летнего пляжного отдыха, лыжного или водного спорта и т.д. Тем не менее, рекреационные возможности России безграничны. Это отдых в различных климатических зонах, оздоровление с использованием уникальных возможностей курортологии, интереснейшие экскурсионные маршруты, речные и морские круизы, охота и рыбалка, спортивный, экстремальный, приключенческий, экологический туризм и многое другое. Так же, исторический потенциал страны огромен. Однако, не смотря на высокий туристский потенциал и рекреационные возможности, страна пока занимает незначительное место (около 1%) на мировом туристском рынке. Высокий туристский потенциал России подтверждают оценки Всемирной Туристской Организации, по которым к 2020 году Россия станет одной из самых посещаемых стран мира.

     Тема курсовой работы «Спрос на продукцию туриндустрии в Российской Федерации» актуальна тем, что спрос на турпродукт является одним из показателей развития отрасли туризма.

     Спрос, как известно, формирует предложение. Чем выше спрос, тем больше доходность данной отрасли. Изучение спроса позволяет прогнозировать, в каком направлении двигаться дальше, какие виды туризма являются наиболее привлекательными для туристов в России.

     Основной целью работы является  изучение спроса на продукцию туристической индустрии в России, а так же определение приоритетных направлений в данной отрасли на современном этапе её развития.

       Исходя  из поставленной цели, задачами будут являться: 

- рассмотрение  общих положений о формировании спроса в туристической индустрии;

 - исследование особенностей спроса на турпродукт;

- анализ спроса на туристический продукт в России на современном этапе развития отрасли;

     Объектом исследования являются тенденции спроса на туристическую продукцию в Российской Федерации.

     Предметом исследования является спрос на продукцию туриндустрии в РФ.

     Методы  исследования, использованные в процессе выполнения работы – изучение и обобщение научной и учебной литературы, материалов СМИ, анализ статистических данных.

     Практическая  значимость данной курсовой работы состоит в том, что комплексный подход к анализу спроса в туриндустрии РФ позволяет учесть влияние ряда наиболее значимых факторов и значительно повысить эффективность государственной политики в данной сфере. 

  1. ОСОБЕННОСТИ СПРОСА В ТУРИНДУСТРИИ 

     Для того чтобы провести анализ спроса на продукцию туристического продукта в России, необходимо определить некоторые экономические понятия, а так же выявить особенности спроса в туриндустрии. 

1. 1. Основные экономические понятия  

     Туристский  продукт – совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия.

     Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристский продукт как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта.

     Туристский  продукт несет в себе следующие  основные потребительские свойства:

  • обоснованность – предоставление всех услуг должно быть обусловлено целью путешествия и соответствующими условиями, основанными на потребностях туриста;
  • надежность – соответствие реального содержания продукта рекламе, достоверность информации;
  • эффективность – достижение наибольшего эффекта для туриста при наименьших расходах с его стороны;
  • целостность – завершенность продукта, его способность полностью удовлетворять туристские потребности;
  • ясность – потребление продукта, его направленность должны быть понятны как туристу, так и обслуживающему персоналу;
  • простота в эксплуатации;
  • гибкость – способность продукта в системе обслуживания приспособиться к другому типу потребления и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персонала;
  • полезность – способность служить достижению одной или нескольких целей (например, отдыха и познания), удовлетворять те или иные потребности туриста.

     Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Спрос и  предложение – взаимозависимые  элементы рыночного механизма, где  спрос определяется платёжеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение – совокупностью товаров (услуг), предложенных продавцами (производителями); соотношения между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

     Спрос в туризме – общее количество людей, которые путешествуют или хотят путешествовать, пользоваться туристским оборудованием и услугами за пределами традиционного места жительства и работы.

     Действительный  или фактический  спрос – это фактическое число участников туризма. Фактический спрос легче всего поддаётся измерению, и основная часть статистических данных по туризму относится именно к фактическому спросу.

     Скрытый спрос – определяется той частью населения, которая не путешествует по какой-либо причине: потенциальный спрос – относится к тем, кто будет путешествовать в будущем, в случае благоприятного изменения обстоятельств; откладываемый спрос – спрос, относимый на время вследствие проблем, таких как недостаточное количество денежных средств, неблагоприятные погодные условия или терроризм.

     Так же всегда будет существовать группа  людей не желающих путешествовать, формируя категорию отсутствия спроса.

     Одним из основных показателей эффективности  спроса на турпродукт в каждой отдельной стране или регионе является склонность к путешествию.

     Чистая  склонность к путешествию показывает процент населения предпринимающий, по крайней мере, одну туристическую поездку за определённый момент времени (никогда не может быть 100 %, 70-80 % - максимальная цифра для развитых западных стран). Общая склонность к путешествию показывает общее количество туристических поездок, как процентное отношение к общему количеству населения (может превышать 100 %).

     Спрос на продукцию туриндустрии имеет  специфический характер, и потребность в ней возникает только тогда, когда имеются свободные денежные средства, то есть население обладает платёжеспособностью. Формирование платёжеспособного спроса населения на турпродукт зависит от различных факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:

     а) экономические (общая ситуация в  стране, денежные доходы населения, цены на товары и услуги в целом на продукцию туриндустрии, уровень  инфляции и т.д.);

     б) социальные (общая социальная политика государства, социальная политика, связанная с туризмом);

     в) демографическая (численность населения, состав, процесс миграции);

     г) природно-климатические (продолжительность  времени года, климатические показатели, географические условия, наличие природных  условий);

     е) национально-исторические (традиции и обычаи, условия быта и т.д.).

     Деление туристского рынка в соответствии с особенностями и спецификой спроса называется сегментацией.

     Сегментация рынка – это процесс разделения потребителей с их многочисленными и сложными потребностями на однородные по характеристикам.

     С помощью сегментации достигаются следующие цели:

  1. наилучшее удовлетворение  нужд  и  потребностей  людей,  подгонка услуги под желания и предпочтения покупателя.
  2. повышение конкурентоспособности производителя и услуги, усиление конкурентных преимуществ.
  3. уклонение от конкурентной борьбы  путем  перехода  в  неосвоенный сегмент.
  4. увязка научно – технической  политики  фирмы  с  запросами  четко выявленных совокупностей потребителей.
  5. ориентация всей маркетинговой работы на конкретного потребителя.

     Признак сегментации – это показатель способа выделения данного сегмента на рынке.

     Критерий  сегментации – это показатель того, насколько фирма верно выбрала тот или иной рынок для деятельности.

       Количественные границы – к ним относятся емкость сегмента, т.е. ответ  на вопрос, сколько товаров (услуг) могут  быть  на  нем  реализованы,  скольким реальным и потенциальным потребителям, какова площадь сегмента.

   Информационная насыщенность  сегмента  – можно ли  получить  необходимую информацию для создания банка данных по сегменту.

     Главная цель сегментации в туризме –  обеспечить  адресность  туристскому продукту, так как он не может отвечать  запросам  сразу  всех  потребителей.

     Посредством ее реализуется  основной  принцип  маркетинга  —  ориентация  на потребителя. При этом туристское предприятие не распыляет,  а  концентрирует свои усилия на "направлении  главного  удара"  (наиболее  перспективных  для него  сегментах  рынка)  Тем  самым  достигается   повышение   эффективности применяемых форм и методов продажи, рекламы, стимулирования сбыта и так далее. 
 

 1. 2. Сегментирование спроса в туризме 

     В туризме основными признаками сегментации являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие.

     При  сегментации  спроса  в  зависимости  от   географических   признаков целесообразно рассматривать группы потребителей с  одинаковыми  или  схожими предпочтениями, определяющимися проживанием на той или  иной  территории.  В качестве географического сегмента может  рассматриваться  целая  страна  или группа стран, имеющих какую-либо историческую, политическую, этническую  или религиозную общность.

        Так, американцы готовы потратить  на отдых солидные суммы, но  рассчитывают получить большую отдачу. Требовательны к уровню  сервиса.  Иногда  жалуются, если их ожидания не  оправдываются. 

     Англичане  выбирают  место  поездки  по характеристикам климата, цен, кухни.  Бывают  наивны.  Никогда  не  жалуются сразу.

     Французы  ищут наиболее низкие цены на услуги,  предпочитают  семейный туризм, географическую близость  путешествий,  схожесть  культур.  Ревностно относятся к английскому языку и не понимают, почему  во  всем  мире  говорят преимущественно  по-английски.  Часто   несдержанны.   Предпочитают   только национальную кухню.

Информация о работе Спрос на продукцию туриндустрии в РФ