Состояние и перспектива развития гостиничной индустрии в Уральском федеральном округе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования являлся анализ состояния и разработка предложений по улучшению развития гостиничного бизнеса в УрФО.
Задачи работы:
1) Показать гостиничный бизнес как отрасль экономики и раскрыть его особенности организации и значение;
2) Рассмотреть состояние гостиничного хозяйства в УрФО, провести анализ состояния гостиничной отрасли, анализ развития гостиничного бизнеса в УрФО и дать предложения по его улучшению и развитию.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы гостиничного бизнеса как отрасли экономики…………………………………………………………………….....5
1.1. Гостиничный бизнес как отрасль экономики……………………….……5
1.2 Эволюционные особенности и история развития гостиничного хозяйства………………………………………………………………………...6
Глава 2: Анализ развития гостиничного хозяйства в России и в УрФО……11
2.1. Анализ развития гостиничного хозяйства в России……………………..11
2.2. Особенности организации и значение гостиничного бизнеса в УрФО...16
2.3. Современные тенденции развития индустрии гостиничного бизнеса в УрФО…………………………………………………………………………….26
Заключение……………………………...………………………………………30
Список использованных источников и литературы………………………….34

Файлы: 1 файл

Гостиничное хозяйство.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Сформировавшиеся буквально в первое послевоенное десятилетие (1945-1955 гг.) автомобильная и авиационная индустрии определили гостиничный бум во всем мире. Гостиничная база превращается в это время в индустрию услуг, предоставляя туристу, гостю, путешественнику, отдыхающему полный набор услуг по размещению, питанию, развлечениям, отдыху. Гостиница из дома временного проживания людей все чаще превращается в туристский комплекс, полносервисный отель, в котором оказывается множество разнообразных услуг, предназначенных для так называемого целевого потребителя. Гостиницы на автотрассах, железнодорожных вокзалах, при аэропортах, а также гостиницы для деловых людей и бизнесменов в торговых, административных центрах больших городов, курортные гостиницы и пансионаты - вот далеко не полный перечень гостиниц целевого назначения. Для каждого из перечисленных видов характерна тенденция к расширению сервиса и повышения качества услуг. Уокер Д. Введение в гостеприимство: Учеб. / Уокер Д., 2004 г.

 

 

Глава 2: Анализ развития гостиничного хозяйства в России и в УрФО.

2.1. Анализ развития гостиничного  хозяйства в России.

Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного  и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодежные хостели  и общежития, апартаменты, туристские приюты, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов. Уокер Д. Введение в гостеприимство: Учеб. / Уокер Д., 2004 г.

Средства и системы размещения - это здания различных типов и видов (от шалаша до супергигантского отеля), приспособленные специально для приема и ночевки временных посетителей с различным уровнем сервиса.

На современном этапе нельзя не учитывать включенность в гостиничный  бизнес множества новых малых, средних  и крупных структур, в том числе  функционирующих с иностранным  участием. Формирование новой социально-экономической среды существенно изменяет положение и роль гостиничных структур в национальном хозяйстве Российской Федерации и жизни общества, вносит значительные коррективы в механизмы макроэкономического, межфирменного и внутрихозяйственного регулирования их деятельности, ставит перед ними целый ряд новых сложных задач. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учеб. пособие для вузов / 2003 г.

Управление гостиничными структурами  всех классов и типов в условиях рынка во многом сложнее, чем при централизованном регулировании экономики, что связано с необходимостью их оперативной гибкой адаптации к постоянно изменяющейся ситуации с учетом высокой неопределенности среды и обостряющихся конкурентных отношений.

Повышение конкурентоспособности  и динамичное развитие гостиничного сектора национального хозяйства  в огромной степени зависит от эффективности форм и методов  его регулирования и поддержки. Оценивая действенность маркетингового инструментария, используемого сегодня в гостиничной сфере, можно констатировать необходимость совершенствования многих его составляющих. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учеб. пособие для вузов / 2003 г.

Специфика отечественной экономики, особенности российского менталитета и сложности современного переходного периода требуют развития специальных подходов к управлению гостиницами, в полной мере учитывающих наши реалии. Филипповский Е.Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства / Е.Е.Филипповский, Л.В.Шмарова, 2003 г.

Комплекс проблем организации  гостиничного хозяйства уже раскрыт  в работах российских ученых. Значимость, актуальность и масштабность этих проблем  послужили основанием для многих научных работ и публикаций последнего времени. Тем не менее, целый ряд задач функционирования гостиничной сферы решить еще только предстоит. К их числу относятся вопросы оптимизации взаимодействия гостиничных структур с региональными органами власти, совершенствования управления ресурсным потенциалом отелей, повышения эффективности инвестиционных проектов и межфирменного бизнес - партнерства. Углубленной научно-аналитической проработки требуют вопросы формирования благоприятных для гостиничного бизнеса условий. Филипповский Е.Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства / Е.Е.Филипповский, Л.В.Шмарова, 2003 г.

На самом деле гостиницы тоже являются одним из сегментов коммерческой недвижимости, как торговое, офисное  и жилое строительство. И когда  последние достигнут определенного  уровня насыщения, естественно, инвесторы обратят внимание на область гостеприимства. Развитие гостиничного бизнеса тормозят, прежде всего, земельные проблемы. Найти участок в центре города почти невозможно, и это обычно имеет множество проблем, а на вторичном рынке цены на недвижимость зашкаливают все разумные пределы. А как только стоимость земли выходит за 15% совокупных инвестиций, гостиничный проект становится неинтересен. Кроме того, если жилье, офисы или торговые площади окупаются максимум за 4-5 лет, то для гостиниц с этого уровня окупаемость только начинается. В условиях, когда страна практически ежедневно живет в ожидании нового кризиса, инвесторы стремятся максимально сократить путь от вложения денег до получения прибыли. А гостиничные инвестиции являются стратегическими, то есть долговременными. Филипповский Е.Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства / Е.Е.Филипповский, Л.В.Шмарова, 2003 г.

Гостиничный бизнес напрямую связан с деловой активностью. По мере индустриального  развития растет интеграция производств  и, соответственно, увеличивается поток командированных.

В последние годы начал формироваться, особенно в туристических центрах  вроде Санкт-Петербурга, Золотого кольца и курортной зоны морских побережий, рынок частных мини гостиниц.

Мини-гостиницы - одна из альтернатив тенденции вымывания 3 гостиниц из центра Москвы. Они могут приблизить туристов к объектам показа. К тому же, сегодня клиенты во всем мире стремятся к индивидуализированности услуг. А в небольшом отеле на 20 номеров и по имени будут называть, и привычки постоянных клиентов будут знать. Кроме того, найти участок или полуразрушенный особняк для такого отеля значительно проще. И в течение последних 10 лет гостиничный бизнес в России развивался как раз исключительно за счет мини-гостиниц. Они будут развиваться и дальше, потому что бизнес может идти не только сверху, но и снизу. Если бизнес идет сверху, решаются стратегические задачи, проводится мониторинг рынка, разрабатываются долговременные бизнес-планы. То есть это бизнес достаточно трудоемкий в исполнении. А бизнес снизу - это когда один человек решил открыть, скажем, маленький придорожный ресторанчик, посмотрел, как он работает, понял, что многие посетители хотели бы остаться на ночь, и построил рядом автостоянку и мини-гостиницу. И это бизнес не такой затратный, потому что не нужна сложная рыночная стратегия, какие-то особые фокусы; достаточно чувствовать рынок и трезво оценивать собственные возможности. Это такой карманный бизнес. Если завтра, допустим, клиенты не пойдут, хозяин на месте гостиницы откроет такой же небольшой магазин. Ульянов В.А., Малые гостиницы в индустрии гостеприимства; г. Москва, РИБ «Турист», 2004 г.

Гостиничный бизнес - бизнес с огромной перспективой. Интерес к гостиничному бизнесу растет с каждым годом. При  этом инвестор уже сам знает, чего хочет и что ему необходимо для того, чтобы построить гостиницу.

В России основная часть гостиниц - старые советские гостиницы туристического уровня (эконом вариант) - примерно 40% всего  гостиничного фонда. Пятую часть  составляют гостиницы 5*, причем большая часть из них располагается в Москве и Санкт-Петербурге и других крупных городах России (их количество не настолько велико, однако средний размер таких гостиниц превышает 100 номеров). Также, примерно 20% составляют гостиницы 3* уровня, как правило, это крупные гостиницы, которые еще с советских времен являются лицом города. Туризм в цифрах, 2003: Стат. сборник / ИИЦ «Статистика России»; Т. 87. Российский союз туриндустрии. -- М.: ИИЦ «Статистика России», 2004 г.

По данным официальной статистики половину всех коллективных средств размещения составляют гостиницы. В 2009г. их количество составило чуть более 4-х тысяч. В сравнении с годом ранее, количество гостиниц в России сократилось почти на 20%, хотя в докризисные годы в нашей стране каждый год количество гостиниц (по данным опять же официальной статистики) увеличивалось. Туризм в цифрах, 2003: Стат. сборник / ИИЦ «Статистика России»; Т. 87. Российский союз туриндустрии. -- М.: ИИЦ «Статистика России», 2004 г.

Общий фонд всех коллективных средств  размещения в 2009г. составил 497,4 тыс. мест, из которых 427,7 тыс. мест приходится на гостиницы и аналогичные средства размещения. Всего в структуре всех коллективных средств размещения доля гостиницы составляет 70% (и 82% среди аналогичных средств размещения).

До кризиса гостиничный фонд увеличивался, хотя темпы прироста были достаточно скромными - не более 10% в год.

Абсолютным лидером по гостиничному фонду является Центральный округ - треть всех гостиничных мест приходится именно на него, при этом половина всех мест в округе сосредоточена в Москве (58%) и 10% в Московской области. Туризм в цифрах, 2003: Стат. сборник / ИИЦ «Статистика России»; Т. 87. Российский союз туриндустрии. -- М.: ИИЦ «Статистика России», 2004 г.

Структура гостиничного фонда по федеральным округам отличается от структуры распределения числа гостиниц по округам. Существенным отличием является положение Северо-Западного округа: если по числу гостиниц он занимал предпоследнее место, то по количеству мест он находится на втором месте. Это говорит о том, что, несмотря на небольшое количество гостиниц в данном регионе, вместимость каждой из них превышает вместимость гостиниц в других округах, или говоря по-другому, в данном округе расположены значительно более крупные гостиницы. Совершенно иное положение у Приволжского округа, который находился на втором месте по количеству гостиниц - в данном округе, наоборот, расположены маленькие гостиницы с относительно небольшой вместимостью. Российские гостиницы в цифрах // Турбизнес. - 2002. - №13.

В 2009г. в гостиницах за год было размещено 16,7 млн. человек (т.е. примерно 1,4 млн. человек ежемесячно). Кризис оказал существенное влияние на объем пользования услугами гостиниц: так, в 2009г. количество размещенных лиц, по данным Росстата, сократилось на 26,3%. До кризиса посещаемость гостиниц активно возрастала со средним темпом роста примерно 10% в год.

Наибольшее число размещенных  в гостиницах лиц приходится на Центральный  округ - треть всех лиц, размещенных  в гостиницах. Почти 20% составляют гостиницы  Северо-Западного округа. На третьем месте находится Приволжский округ.

На основе данных Росстата о количестве мест в гостиницах и количестве размещенных  лиц, нами был выведен индекс, который  показывает "популярность гостиниц" в России, или другими словами, частоту размещения. Т.е., фактически, сколько раз за месяц полностью наполняются гостиницы. Туризм в цифрах, 2003: Стат. сборник / ИИЦ «Статистика России»; Т. 87. Российский союз туриндустрии. -- М.: ИИЦ «Статистика России», 2004 г.

Итак, в среднем по России данный индекс равняется 4-ем, т.е. за месяц гостиницы полностью заполняются четыре раза.

В Центральном, Северо-Западном и Приволжском  округах данный индекс находится  на уровне среднего по России, т.е. в  данных регионов никаких особенностей в посещении гостиниц выделено не было.

В Уральском округе индекс немного ниже, чем в среднем, однако не сильно отличается. В Южном и  Сибирском округах индекс частоты  посещения значительно ниже среднего по России (2,8). Это говорит о том, что в течение месяца гостиницы  в данных округах заполняются полностью менее 3-х раз. Туризм в цифрах, 2003: Стат. сборник / ИИЦ «Статистика России»; Т. 87. Российский союз туриндустрии. -- М.: ИИЦ «Статистика России», 2004 г.

В Дальневосточном округе, наоборот, коэффициент значительно  превышает средний по России (5,1). Это говорит о том, что в данном округе не хватает гостиничного фонда. Соответственно, в данном округе целесообразно расширять количество гостиниц.

 

2.2. Особенности организации и  значение гостиничного бизнеса  в УрФО.

Гостиничный бизнес направлен на обеспечение приезжих людей временным проживанием, питанием, а также на организацию их досуга.

Сущность предоставления услуг в гостиничном бизнесе  состоит, во-первых, в непосредственном обеспечении специальными помещениями  для проживания - гостиничными номерами, и, во-вторых, в сервисе, который предоставляется персоналом гостиницы (прием и оформление гостей, уборка помещения, услуги портье и прочее). Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб., 2005 г.

На успешность и доходность гостиничного бизнеса влияет огромное число факторов. При этом только в совокупности они принесут ожидаемую эффективность, поскольку в гостиничном бизнесе наибольшую роль играет человеческий фактор. Поэтому для гост гостиниц, прежде всего, имеет значение не столько количество оказываемых услуг, сколько их качество.

Только качественные услуги могут создать комфортные условия  для гостей. Уровень комфорта в  гостиничном бизнесе складывается из таких критериев, как состояние  номерного фонда гостиницы, здания в целом, наличие удобных подъездных путей, техническое оснащение и информационное обеспечение, наличие предприятий питания и многое другое. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства:(отели и рестораны) : учебник / Папирян Г.А., 2000 г.

В гостиничном бизнесе УрФО за последние годы сделано немало хорошего, но круг проблем продолжает оставаться очень широким.

Одно из узких мест - техническое  состояние гостиниц. До 60% объектов (уровня 1-3 звезды), построенных в 60 - 80-е годы, характеризуется физическим и моральным износом, высокой единичной мощностью, неразвитостью системы дополнительных услуг и низким уровнем обслуживания. Гостиницы этой группы, ввиду отсутствия у них средств, основные усилия направляют на текущее функционирование, а не на развитие. Степень износа гостиниц составляет от 20 до 70% износа.

Гостиничный сектор Тюменской области  тоже претерпевает серьезные изменения. По данным правительства Тюменской  области намерено серьезно расширить  гостиничный сектор, открывая новые  гостиницы в Тюмени и Тобольске. На сегодняшний день в стадии разработки проектов и строительства находятся пять новых отелей в Тюмени и две гостиницы в Тобольске. Гостиница будет включать 200 номеров и представит собой многофункциональный комплекс с дополнительной инфраструктурой под управлением гостиничной сети Accord Hotels. На сегодняшний день в городе действует 37 средств размещения, из них 18 гостиниц , с рейтингом 3* и 4* и средняя цена колеблется от 3500 до 7000 р./сутки. Также представлены мини отели, мотели и отели эконом класса 19, с рейтингом 2* и 1*, где средняя цена 1,8 тыс.рублей. Гостиничный сектор Тюменской области в связи с открытием новых отелей выйдет на качественно новый уровень развития, характеризующийся развитием конкуренции в гостиничном бизнесе, новыми рабочими местами и повышением привлекательности региона для путешественников. Кроме того, это принесет дополнительный доход в бюджет, средства которого могут быть направлены на улучшение качества жизни и социально-экономическое развитие. На сегодняшний день общее количество номеров в гостиницах Тюмени не превышает двух тысяч, поэтому необходимо развивать гостиничную инфраструктуру и привлекать инвесторов.   Информационный сайт про отели России www.prohotel.ru

Гостиничная карта столицы Южного Урала на фоне других крупных российских городов выглядит очень скупо. В то время когда средний показатель насыщенности гостиничного рынка этих городов составляет 14-18 мест на тысячу жителей, в миллионном Челябинске, по данным экспертов, он не превышает 3-4 мест. При этом большинство отелей относятся либо к высокому ценовому сегменту; либо к категории эконом-класс. Однако большинство гостей города с одной стороны не готовы переплачивать за номера первой категории; с другой стороны не удовлетворены качеством сервиса и уровнем комфорта в отелях бюджетного класса. Деловой аналитический журнал http://www.businessman.su/

Информация о работе Состояние и перспектива развития гостиничной индустрии в Уральском федеральном округе