Состояние и перспектива развития гостиничной индустрии в Уральском федеральном округе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования являлся анализ состояния и разработка предложений по улучшению развития гостиничного бизнеса в УрФО.
Задачи работы:
1) Показать гостиничный бизнес как отрасль экономики и раскрыть его особенности организации и значение;
2) Рассмотреть состояние гостиничного хозяйства в УрФО, провести анализ состояния гостиничной отрасли, анализ развития гостиничного бизнеса в УрФО и дать предложения по его улучшению и развитию.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы гостиничного бизнеса как отрасли экономики…………………………………………………………………….....5
1.1. Гостиничный бизнес как отрасль экономики……………………….……5
1.2 Эволюционные особенности и история развития гостиничного хозяйства………………………………………………………………………...6
Глава 2: Анализ развития гостиничного хозяйства в России и в УрФО……11
2.1. Анализ развития гостиничного хозяйства в России……………………..11
2.2. Особенности организации и значение гостиничного бизнеса в УрФО...16
2.3. Современные тенденции развития индустрии гостиничного бизнеса в УрФО…………………………………………………………………………….26
Заключение……………………………...………………………………………30
Список использованных источников и литературы………………………….34

Файлы: 1 файл

Гостиничное хозяйство.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Насыщенность местного отельного  рынка не превышает 3-4 мест на тысячу жителей при общероссийской в 14-18 мест. Однако загрузка отелей с мировым  уровнем услуг далека от полной: рынок перенасыщен в высоком ценовом сегменте и совершенно неразвит в сегменте «эконом». Стимулом его роста может стать приход европейских сетевиков.

Важнейший фактор туристической и  деловой привлекательности крупного города - уровень развития его гостиничного сектора. Не менее значимо при этом достаточное предложение в сегменте эконом-класса отелей уровня две-три звезды. Недостаток этого предложения и является одной из главных проблем современного гостиничного Челябинска. В городе наблюдается острая нехватка не слишком дорогих, доступных большинству отелей с достойным уровнем сервиса и широкой линейкой услуг. Деловой аналитический журнал http://www.businessman.su/

Первая группа.

Самая обширная категория челябинских  гостиниц состоит преимущественно из отелей «советской» эпохи и занимает примерно пятьдесят процентов всего гостиничного рынка. Большинство из представленных в категории гостиниц не были реконструированы, и львиная доля их номерного фонда выбивается из минимальных европейских представлений о сервисе, оправдывая свою отнесенность к «эконом-классу» лишь низкой стоимостью номеров. Флагманом этого сегмента является частично модернизированный «Малахит», следом за ним идут гостиницы «Южный Урал», «Сфера», «Омская», «Центральная», «Космос» и ряд других. Этот класс гостиниц ориентирован преимущественно на туристические группы, студентов, спортсменов, командированных специалистов и отличается очень демократичными ценами. Хотя некоторые из этих отелей имеют и достаточно комфортабельные люксовые номера. Например, стоимость номера в гостинице «Малахит», одной из самых дорогих в сегменте, варьируется от 900 до 3300 рублей, а в одном из самых дешевых отелей «Космос» - от 400 до 2800 рублей. Деловой аналитический журнал http://www.businessman.su/

Вторая группа.

Вторая категория челябинских  гостиниц включает в себя «свежепостроенные» новые отели и отели, полностью  реконструированные из советских. Это  именно тот сегмент, который способен предоставить клиенту высокий уровень  сервиса и обширные дополнительные услуги. Он объединяет в себе не только отели бизнес-класса, такие как «Славянка», «Меридиан», «Виктория», «Персона», «Парк-отель Виктория», «Парк-City», но и по-настоящему европейский эконом-класс. Правда, гостиниц эконом-класса в этой группе очень немного, что отражает ситуацию на челябинском рынке. Так, к ним можно отнести отели «Челябинск», «Северокрымская», «Мираж» и «Алмаз», «Планета» и некоторые номера отелей бизнес-класса. Стоимость номеров в гостиницах бизнес-класса варьируется от 2500 до 5800 рублей, но может достигать и 15300 рублей за VIP-номер. Более привлекательны цены в сегменте эконом: от 600 до 4200 рублей в сутки. Основными потребителями гостиничных услуг отелей этой группы являются бизнесмены, звезды шоу-бизнеса, менеджеры высшего и среднего звена, иностранные туристы, молодежь. Сегмент занимает около тридцати процентов рынка. Деловой аналитический журнал http://www.businessman.su/archive/2012/46-2012/

Третья группа.

К третьей категории относятся  небольшие гостиницы в составе  различных оздоровительных центров, бизнесдомов, комплексов развлечений и отдыха, такие как «Мини-Отель», «Галактика развлечений», «Сапфир». Средняя стоимость их номеров варьируется от 2500 до 6000 рублей. Деловой аналитический журнал http://www.businessman.su/archive/2012/46-2012/

Четвертая группа.

К четвертой группе мы отнесли крупные  загородные гостиницы VIP-сегмента, такие  как «Березка» и «Heliopark Смолино». Стоимость их номеров может доходить до 20000 рублей в сутки. Вместе с гостиницами  третьей группы они занимают еще около десяти процентов рынка гостиничных услуг Челябинска. Безусловно, эти отели работают в высоком ценовом сегменте и верхней части среднего и предоставляют услуги, рассчитанные на соответствующую целевую аудиторию. Деловой аналитический журнал http://www.businessman.su/archive/2012/46-2012/

Пятая группа.

Включает гостиницы различных  ведомств и так же как и третья категория, занимает порядка десяти процентов гостиничного рынка. К  ним относятся: гостиница ЖКХ  трест №42, гостиница УВД, гостиница  «Мечел» и некоторые другие. Эти гостиницы занимают очень слабые позиции на рынке в силу того, что нацелены по большей части на удовлетворение внутренних потребностей предприятий и ведомств, на чьем балансе находятся.

По признанию аналитиков, гостиничный  рынок Челябинска сегодня крайне не насыщен и находится в самом начале своего пути. Однако в его рамках сложилась несколько аномальная ситуация. При ощутимой неудовлетворенности спроса, многие отели испытывают крайне малую загрузку номерного фонда. Дело в том, что основное предложение челябинских гостиничных услуг, соответствующих мировым стандартам, сконцентрировано в высоком ценовом сегменте и верхнем секторе среднего. При этом самые востребованные в Челябинске гостиницы относятся к эконом-классу и нижнему сектору среднего ценового сегмента, но их катастрофически не хватает. Заполняемость таких отелей нередко доходит до 85-90 процентов, а в разгар сезона - март, апрель, май, сентябрь, октябрь и ноябрь, - до 100%. Как считают эксперты, для изменения этой ситуации, количество номеров эконом-класса на рынке должно заметно превышать количество номеров бизнес-класса и класса люкс.

В последние несколько лет наметились и положительные тенденции. В  городе начали появляться такие отели  эконом-класса или отели, имеющие  достаточное количество недорогих номеров, как «Челябинск», «Северо-крымская», «Мираж», «Алмаз», «Планета». На этих примерах видно, что местные отельеры медленно, но методично приступают к освоению этой ниши. Кроме того, в Челябинске с каждым годом увеличивается доля малых отелей. Как правило, они располагают номерами повышенной комфортности и европейским уровнем сервиса. Благодаря их гибкости и большим возможностям соответствовать запросам самых требовательных клиентов, эксперты предвещают таким гостиницам перспективное будущее. Правда, в силу ограниченности но-мерного фонда, ощутимой конкуренции большим отелям такие гостиницы не составят. Однако конкурентная ситуация на челябинском гостиничном рынке может быть обострена за счет других факторов. Деловой аналитический журнал http://www.businessman.su/archive/2012/46-2012/

Ханты-Мансийский автономный округ  – Югра. На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры функционируют 107 коллективных средств размещения (КСР), в том числе 92 общего назначения (гостиницы и аналогичные средства размещения) и 15 специального назначения (санатории и базы отдыха). Количество мест в гостиницах населенных пунктов Югры превышает 6000.

По количеству гостиниц и аналогичных  средств размещения ХМАО занимает лидирующее положение не только в УрФО, но и в России. При этом динамичнее всего в последние годы развивалось гостиничное хозяйство Ханты-Мансийска, на долю которого приходится около четверти всего количества мест в средствах размещения общего назначения.

С 2003г. начался рост количества туристов и загрузки гостиниц. Количество гостей автономного округа в 2003 году, достигло 455,2 тыс. человек. Большинство граждан прибывали с деловыми и профессиональными целями.

Среди городов по числу прибытий лидирует Нижневартовск (160 тыс. человек), где этот показатель по сравнению с 2001 г. увеличился в 3,5 раза. На втором месте Ханты-Мансийск (77,4 тыс. человек), на третьем - Сургут (44 тыс. человек).

По данным анализа за 2008 год, проведенного специалистами окружного комитета по туризму, к городам и районам с высоким уровнем загрузки относятся Белоярский район (69,49 %), Югорск (63,23 %), Нижневартовск (56,17 %). Средним уровнем загрузки (33 - 36 %) обладают Ханты-Мансийск, Сургут, Нефтеюганск, Октябрьский район, а также Нефтеюганский район, где загрузка превышает 40 %. Территории и города с низким уровнем загрузки - Кондинский район (17,4 %) и г. Урай (15,33 %) Туризм в цифрах, 2010: Стат. сборник / ИИЦ «Статистика России»; Т. 87. Российский союз туриндустрии. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2011 г.

В итоге средний показатель загрузки средств размещения автономного  округа составил 47,38 %. Высокий по общероссийским меркам уровень загрузки в окружном комитете по туризму объясняют большим  количеством проводимых мероприятий (соревнования, совещания, семинары, форумы, выставки). В 2007 году доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг без НДС, акцизов и других платежей составили более 1,4 млрд. рублей.

Средние цены размещения в гостиницах округа таковы. Место в трехместном  номере стоит 600-800 рублей, в двухместном номере от 900 до 1.200 рублей.

Одноместный номер стоит 1200-2000 рублей, полулюкс и люкс - от 3.500 рублей.

Как и в других регионах, в Югре высок спрос на дешевые гостиницы. Уровень загрузки СР эконом -класса по округу превышает 50 %. В то же время уровень загрузки отелей класса 4* в среднем составляет 40 %.

Гостиницы Югры отличаются относительно высоким по сравнению с другими  регионами уровнем комфортности. Около половины объектов были построены  или реконструированы в течение последних 10 лет. Как утверждают в комитете по туризму, при желании более половины всех средств размещения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры могут уже сегодня получить классификацию от 2 до 4*, лишь в отдельных случаях принимая дополнительные меры по доведению своих услуг до уровня соответствующих стандартов.

Показатель среднегодовой загрузки гостиниц растет год от года. Специалисты  комитета по туризму предполагают, что тенденция роста загрузки гостиниц в последние годы сохранится и составит более 50 %.

«50 % загрузки - это высокий уровень (норма для самоокупаемости КСР  составляет 35-40 %), а для проведения массовых мероприятий и приема большого количества туристов необходим запас  мест размещения, - утверждает председатель комитета Валерий Беспояско. - Поэтому строительство новых гостиниц сначала может снизить уровень загрузки, но во время проведения массовых мероприятий КСР смогут принять больше гостей и тем самым увеличить круг потенциальных туристов». Туризм в цифрах, 2010: Стат. сборник / ИИЦ «Статистика России»; Т. 87. Российский союз туриндустрии. -- М.: ИИЦ «Статистика России», 2011 г.

Ямало-Ненецкий автономный округ. В  столице автономного округа Салехарде  в настоящее время работает восемь гостиниц. Гостиничный комплекс ГУ «Ямальский» (28 номеров, 37 мест) имеет категорию 4*. «Арктика» (53 номера, 81 место) -3 *, гостиница «Ямал» (59 номеров, 90 мест) относится к классу «двухзвездочников». Туризм в цифрах, 2010: Стат. сборник / ИИЦ «Статистика России»; Т. 87. Российский союз туриндустрии. -- М.: ИИЦ «Статистика России», 2011 г.

Остальные гостиницы - «Полярный круг», «Обь» (работающая при аэропорте), «Солнечная», «Сибирь» - относятся к эконом классу и предлагают более, чем скромный уровень сервиса. К примеру, в  «Сибири» (17 номеров, 32 места), действующей фактически как общежитие, - общие душевые места и туалет. Приличным по местным меркам уровнем сервиса отличается гостиница в г. Лабытнанги (65 номеров на 112 мест).

В районных городах автономного  округа действуют в основном ведомственные гостиницы. Муниципальных отелей практически нет.

В автономном округе ощущается острая нехватка в коллективных местах размещения. Из-за провидения в округе очень  много мероприятий, в том числе  международного уровня. Потребность  в гостиницах огромная, часто возникают проблемы с размещением гостей.

В то же время новых отелей в  ЯНАО не строится. В 2006г. не было сдано  ни одной гостиницы, не запланировано  их появление и в 2007г. Единственным подспорьем в приеме приезжающих  являются частные дома, сдаваемые  под гостиницы.

Недостаток коллективных средств  размещения ведет к высоким ценам  в гостиницах. К примеру, в «Арктике»  люкс стоит 10 тыс. руб., одноместный  номер - 4.600 руб. Люкс в «Оби» обойдется  в 3.895 руб., одноместный люкс в «Полярном  круге» - в 2.640 руб. Туризм в цифрах, 2010: Стат. сборник / ИИЦ «Статистика России»; Т. 87. Российский союз туриндустрии. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2011 г.

В ближайшем будущем в Салехарде  намерены строить новую муниципальную  гостиницу, под нее уже отведен  земельный участок.

Подводя итог, можно с уверенностью констатировать, что рынок гостиничных  услуг УрФО еще далек от насыщения  и продолжает формироваться. В то же время уже сегодня загрузка гостиниц практически во всех регионах федерального округа превышает общероссийскую, составляющую порядка 40 %. По мнению экспертов, развитию гостиничного бизнеса должны сопутствовать такие факторы, как развитие инфраструктуры, предприятий общепита, рост розничной торговли и банковских учреждений, а также разработка туристических маршрутов

Курган традиционно сельскохозяйственная область не может похвастаться бурным развитием туриндустрии. Однако и  в Зауралье в последние годы наблюдается  оживление деловой активности, вызывающее спрос на гостиничные номера.

Всего в городе, по данным администрации Кургана, в настоящее время работает 20 гостиниц, включая ведомственные и частные. Количество мест во всех гостиницах вместе взятых не превышает 500.

Наиболее известны существующая еще  с советских времен «Москва» (174 номера, 232 места), «Славянская» (23 номера, 25 мест) и «Дворянская» (11 номеров, 16 мест).

В среднем цена размещения в столице  Зауралья варьируется от 500 руб. до 3500 руб.

 

2.3. Современные тенденции развития индустрии гостиничного бизнеса в УрФО.

Многие известные гостиничные  операторы за последние полтора года объявили о своем выходе в регионы. Урал захлестнул настоящий гостиничный бум. Эксперты рынка полагают, что развитие туристического потенциала и приток иностранных туристов приведет к строительству гостиниц во всех городах этого региона.

Рынок гостиничных услуг Уральского федерального округа, как и России в целом, пока еще окончательно не сформирован. Положительная динамика социально-экономического развития УрФО вызывает интерес как российских, так и зарубежных инвесторов, готовых  вкладывать средства, в том числе, и в гостиничную недвижимость. Потребность в гостиницах растет, рынок далеко не насыщен, особенно в экономсегменте. По мнению экспертов, развитию гостиничного бизнеса должны сопутствовать такие факторы, как развитие инфраструктуры, предприятий общепита, рост розничной торговли и банковских учреждений, а также разработка туристических маршрутов. Журнал по туризму России http://turist.rbc.ru/pressrelizes/19/01/2012/255929

В связи с явным преобладанием  в структуре гостей бизнес-туристов большинство отелей ориентируется на предоставление дополнительных услуг: конференц-залы, комнаты для переговоров, компьютер, услуги переводчиков, заказ билетов, встреча и проводы в аэропорту, оздоровительные центры, прачечная, химчистка и т. д. По мнению отельеров, дополнительные услуги в существенной степени повышают доходность гостиничного бизнеса. Сервис такого рода предлагают гостиницы среднего и выше среднего сегментов, в том числе мини-отели вместимостью до 50 номеров, которых в последние годы становится все больше.

Информация о работе Состояние и перспектива развития гостиничной индустрии в Уральском федеральном округе