Воздушный транспорт Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить авиационный транспорт: размещение аэропортов на территории Казахстана, проанализировать пассажирские пере-возки.
Исходя из цели курсовой работы, мы определили следующие задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования и дать понятие авиационному транспорту и его составляющим;
2.Изучить размещение аэропортов на территории Казахстана, составить карту;
3.Проанализировать пассажирские перевозки;
4.Разработать методическое пособие по применению материала курсовой работы в школьном курсе географии.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 122.73 Кб (Скачать файл)

Авиарейсы в страны СНГ: Астрахань, Баку, Душанбе, Ереван, Махачкала, Минеральные  Воды, Москва, Ростов, Самара, Санкт-Петербург, Тбилиси.[19]

 

На внутренних воздушных линиях в 2010 году перевезено 995 тыс. пассажиров.

Авиакомпания "Эйр Астана" выполняет 111 парных регулярных авиарейсов в неделю по 24 маршрутам. Доля авиакомпании "Эйр Астана" на внутреннем авиационном рынке составляет 76 % (765 тыс. пассажиров). Помимо собственного парка воздушных судов западного производства регулярные полеты выполняются также на арендованных Ан-24 (до 15 авиарейсов в неделю) и Ту-134 (до 6 парных авиарейсов в неделю).[4]

Авиакомпания "SCAT" выполняет 49 парных регулярных авиарейсов по 14 маршрутам  и ее доля оценивается в 20 % (190 тыс. пасс).

Другими пятью авиакомпаниями выполняется 28 парных авиарейсов по 6 маршрутам  и их доля авиаперевозок составляет 4 % (40 тыс. пасс). При этом задействовано  до 14 воздушных судов Ан-24 и Як-40.

На международных авиалиниях казахстанскими авиакомпаниями перевезено в 2010 году 665 тыс. пассажиров. Основной объем авиаперевозок (395 тыс. пассажиров или 60 %) выполнен авиакомпанией "Эйр Астана".

Общее располагаемое количество воздушных судов в авиакомпаниях, выполняющих регулярные авиарейсы  составляет 41 единиц, из них устаревшие воздушные суда типа Ан-24 и Як-40 - 29 единиц.[18]

Из 41 единиц располагаемого парка воздушных судов в регулярных авиаперевозках реально задействовано 28-30 воздушных судов.

В 2010 году доля чартерных авиаперевозок пассажиров составила 10 % от общего объема авиаперевозок.

Малой авиацией в 2009 году обработано более 3 млн. гектаров земель сельскохозяйственного назначения и хозяйствующих субъектов, что превышает показатели 2008 года более чем в 1,5 раза.

Активно развивается рынок  авиационных услуг в Западном Казахстане. Вертолеты типа Ми-8, BELL-212, Sikorsky S-76A задействованы на работах, связанных с облетом линий  электропередачи и нефтегазопроводов, перевозкой рабочего персонала, осуществляют полеты на платформы морских буровых  установок и островов казахстанского сектора Каспийского моря.

Состояние гражданской авиации  осложняется тем, что существующий парк воздушных судов имеет большой  моральный и физический износ, авиакомпаниями эксплуатируется устаревшая авиационная техника советского производства, используемой как на воздушных перевозках, так и на авиационных работах.[5]

В настоящий момент общее  количество воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Казахстана, составляет 689 единиц, в том числе 605 самолетов и 84 вертолетов.

Из них:

1 класса (воздушные суда типа Боинг-767, Боинг-757, Ил-86, Ил-62, Ту-154, Ил-76) - 49, из них исправных 22, процент исправности - 45 %;

2 класса (воздушные суда типа Боинг-727, Ту-134; Ан-12; Як-42; Ил-18;) - 38, из них исправных 21, процент исправности - 55 %;

3 класса (воздушные суда типа Як-40, Ан-30; Ан-26; Ан-24) - 94, из них исправных 45, процент исправности - 48 %;

4 класса (воздушные суда типа Ан-2; Л-410; Авиатика-890; Як-18, Як-12, СМ-92, Цесна-172, Piper, CT-2K) - 424, из них исправных 221, процент исправности - 52 %;

вертолеты (воздушные суда типа Ми-172, Ми-8; Ми-2, Ка-26, АС-350В3) - 84, из них исправных 39, процент исправности - 46 %.

Наблюдается дефицит воздушных  судов, соответствующих по своим  технико-экономическим параметрам современным международным требованиям. Средний возраст воздушных судов 1-3 класса при общем сроке службы не более 30 лет составляет 26-27 лет. Общее количество исправных и соответствующих требованиям норм летной годности самолетов, вертолетов представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Воздушные суда, соответствующие  требованиям норм летной годности и эксплуатируемые авиакомпаниями Республики Казахстан

Тип воздушного 
судна

Количество воздушных судов

Окончание календарного 
срока эксплуатации

Самолеты

Боинг-767

1

по состоянию

Боинг-757-200

5

по состоянию

Боинг-737-700 (800)

3

по состоянию

Боинг-727-200

3

по состоянию

Фоккер-50

5

по состоянию

Гольфстрим

1

по состоянию

Ан-2

266

по состоянию

Ил-62

2

до 2009 года

Ил-76

11

до 2012 года

Ту-154

7

до 2009 года

Ту-134

7

до 2008 года

Як-42

3

до 2012 года

Ил-18

4

до 2009 года

Ан-12

5

до 2008 года

Ан-24

24

до 2009 года

Ан-26

3

до 2008 года

Як-40

17

до 2007 года

Вертолеты

Сикорский-76

2

по состоянию

Белл-212

2

по состоянию

Ми-2

12

до 2010 года

Ми-8

24

с 2007 по 2012 года


 

      Примечание: в данной таблице  не указаны воздушные суда сверхлегкой  авиации.

Большинство воздушных судов  не соответствуют международным  требованиям по шумам, экологии, точности навигации, что исключает возможность совершения полетов в страны Западной Европы, Северной Америки, Дальнего Востока. Это обстоятельство грозит потерей рынка международных авиаперевозок. Уровень сервиса, надежности и безопасности, интерьер воздушных судов и, как следствие, имидж казахстанских авиакомпаний не сравним с иностранными авиакомпаниями.[17]

Эксплуатируемые в настоящее  время вертолеты модификации  Ми-8 выпущены в середине 80-х годов. И если учесть, что заводами-изготовителями установлены назначенные ресурсы - 25-30 лет в зависимости от их модификации, то предельные сроки их эксплуатации заканчиваются в 2014-2016 годах. У 33 % (22 единицы) вертолетов Ми-2 уже истекли календарные ресурсы.

В случае непринятия мер  по обновлению парка воздушных судов  может возникнуть ситуация, что уже в 2012 году в Казахстане будет ощущаться нехватка исправных воздушных судов для удовлетворения возрастающего спроса на пассажирские перевозки.[6]

 

 

2.2 Аэропорты

 

 

В Республике Казахстан действуют 54 аэропорта.

На сегодняшний день к  обеспечению международных полетов  допущены 14 аэропортов: городов Астана, Алматы, Актау, Актобе, Атырау, Караганда, Костанай, Петропавловск, Тараз, Уральск, Усть-Каменогорск, Шымкент, Павлодар, Семипалатинск.

Анализ деятельности аэропортов показывает среднегодовой рост пассажиропотока на 10 %, при этом в 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдается рост на 27 %, что характеризует увеличение пассажиропотока (таблица 2).                                                     

 Таблица 2.

Основные показатели деятельности аэропортов

Показатели

 

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Обслужено 
пассажиров

млн. чел.

2,3

2,4

3,05

3,6

Обслужено 
рейсов

тыс. ед.

40

53

64

76


 

Суммарный доход за 2009 год от аэропортовых услуг составил 19227,2 млн. тенге, что на 50,4 % больше 2008 года (12778,6 млн. тенге). Расходы по аэропортовым услугам составили 15263,4 млн. тенге, что на 51,1 % больше, чем за 2008 год. Общий финансовый результат (прибыль) от работы аэропортов за 2004 год составляет - 3963,8 млн. тенге, что на 48 % выше по сравнению с прошлым годом.[16]

В 2008 году за счет средств республиканского бюджета в размере 1500 млн. тенге проведена реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы (далее - ИВПП) аэропорта г. Астаны, в результате которой достигнуто увеличение несущей способности взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП), позволяющей принимать любые типы воздушных судов с взлетной массой до 400 тонн. В 2010 году завершено строительство нового аэропортового комплекса аэропорта г. Астана, включающего 33 объекта, и стоимостью более 216 млн. долларов США.

В декабре 2003 года сдан в  эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс в аэропорту г. Алматы.

В период 2003-2005 годах проведена  реализация проекта по строительству новой ВПП аэропорта г. Атырау за счет займа Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) в размере 25 млн. долларов США под государственную гарантию.[7]

В 2004 году начата и в 2005 году закончена реализация проекта "Реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта г. Актобе" за счет финансирования из республиканского бюджета. Стоимость проекта составила более 3000 млн. тенге.

В тоже время, техническое  оснащение остальных казахстанских  аэропортов, в особенности региональных, находится на низком уровне. Наблюдается дефицит обеспеченности аэропортов современными основными производственными мощностями, зданиями, сооружениями, технологическим оборудованием и спецтехникой для обслуживания воздушных судов западного производства. Из-за дефицита финансовых средств не соблюдаются сроки реконструкции и проведения плановых мероприятий по восстановлению ИВПП, рулежных дорожек, перронов, периметровых ограждений. В связи с этим, большинство казахстанских аэропортов, в том числе допущенных к обслуживанию международных авиаперевозок, не отвечают международным нормам и требованиям. В настоящее время только аэропорты городов Астана, Алматы, Актобе, Атырау и Караганды имеют соответствующие категории ИКАО, в связи с чем, Комитет гражданской авиации вынужден принимать меры по ограничению запрашиваемых разрешений, как зарубежных авиакомпаний, так и авиакомпании "Эйр Астана" в связи с имеющимися ограничениями по состоянию аэродрома, аэровокзального комплекса и другой инфраструктуры региональных аэропортов.

Особую озабоченность  вызывает оснащение аэропортов Казахстана спецтехникой для обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа и грузов. В настоящее время аэропорты Республики Казахстан в основном оснащены спецтехникой и оборудованием выпуска 1970-80 годов, которые морально и физически изношены и предназначены, в основном для обслуживания самолетов советского производства.[15]

Требуется срочное принятие мер по обновлению имеющейся спецтехники  на более современные, отвечающие международным  требованиям.

Значительная стоимость  спецтехники и оборудования, недостаточные  финансовые возможности не позволяют  большинству аэропортов без внешних  инвестиций профинансировать их обновление за счет собственных средств.

Для переоснащения минимальным  перечнем необходимой спецтехникой аэропортов Республики Казахстан необходимо более 2600 млн. тенге.

Далее мы даем списки основных и региональных аэропортов Казахстана и их краткие  характеристики.

 

Таблица 3.

Список основных аэропортов Казахстана

Название

Город

Высота над уровнем  моря (м)

Длина основной ВПП (м)

Максимальный взлетный вес ВС (т)

Актау

Актау

+ 22

2650

270

Актобе 

Актобе 

+225

3097

170

Алматы 

Алматы 

+681

4500

350

Аркалык

Аркалык

+388

2500

62

Астана 

Астана 

+354

3500

б/о

Атырау 

Атырау 

-22

2400

100

Аягуз

Аягуз

+654

2500

 

Балхаш 

Балхаш 

+440

2500

 

Юбилейный

Байконур

+100

4500

392

Крайний

Байконур 

+100

3100

190

Жезказган

Жезказган

+381

2600

 

Сары-Арка

Караганда

+538

3600

б/о

Кызылорда

Кызылорда

+132

2700

190

Кокшетау 

Кокшетау 

+263

2547

171

Наримановка

Костанай 

+181

2500

140

Павлодар 

Павлодар 

+125

2500

100

Петропавловск

Петропавловск

+138

2500

190

Камбала

Приозерск

+401

2950

 

Жана – Семей

Семей

+234

3100

 

Талдыкорган

Талдыкорган

+591

2501

87

Аулие – Ата 

Тараз

+664

2900

 

Уральск

Уральск

+38

2400

98

Усть-Каменогорск

Усть-Каменогорск 

+286

2500

 

Чимкент

Шымкент

+421

2800

 

Экибастуз

Экибастуз

+238

2500

 

Информация о работе Воздушный транспорт Казахстана