Трубоводный транспорт Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Республики Казахстан определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе Республики Казахстан.
Преимущества трубопроводного транспорта:
- возможность повсеместной укладки трубопровода.
- низкая себестоимость транспортировки.
- сохранность качества благодаря полной герметизации трубы.
- меньшая материало и капиталоёмкость.
- полная автоматизация операций по наливу, перекачки, транспортировки и сливу.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 123.64 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

 

Нефть, нефтепродукты и  газ доставляются трубопроводным, железнодорожным, морским, речным и автомобильным  транспортом.

Все эти виды транспорта имеют свои особенности. Они различаются  по степени развития и регионального  размещения, по уровню технической  оснащённости и условиям эксплуатации, возможностями освоения различных  грузопотоков по пропускной и провозной  способности на отдельных направлениях и участках, по техническим параметрам и технико-экономическим показателям  и другим данным.

Тема моей курсовой работы выбрана неслучайно. Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура "по совместительству" является транспортным средством. Движение груза осуществляют насосные станции. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого персонала.

Тема привлекла меня своей актуальностью и в то же время неосвещённостью: не каждый, к сожалению, знает, что значит словосочетание "трубопроводный транспорт", хотя он играет важную роль в нашей обычной жизни. Например, самый повседневный вид трубопроводного транспорта — водопровод и канализация.

Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса  Республики Казахстан.

Системы трубопроводного  транспорта являются эффективным инструментом реализации государственной политики, позволяющим государству регулировать поставки нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.

Трубопроводный транспорт  активно влияет на формирование и  развитие ТЭК страны и отдельных  регионов, являясь его неотъемлемой частью, и обеспечивает:

  1. перекачку добытых и переработанных энергоресурсов;
  2. выполняет роль распределительной системы комплекса;
  3. транспортировку энергоресурсов на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.

К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Республики Казахстан определяется значительной удаленностью основных месторождений  нефти и газа от потребителей, а  также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе Республики Казахстан.

Преимущества трубопроводного  транспорта:

- возможность повсеместной  укладки трубопровода.

- низкая себестоимость  транспортировки.

- сохранность качества  благодаря полной герметизации  трубы.

- меньшая материало и  капиталоёмкость.

- полная автоматизация  операций по наливу, перекачки,  транспортировки и сливу.

- малочисленность персонала.

- непрерывность процесса  перекачки.

- отсутствие отрицательного  воздействия на окружающую среду.

Главным недостатком является его узкая специализация, также  для рационального использования  требуется мощный устойчивый поток  перекачиваемого груза.

Роль трубопроводного  транспорта в системе нефтяной и  газовой промышленности чрезвычайно  велика. Для нефти трубопроводный транспорт является основным видом  транспорта в нашей стране. Характерной  чертой трубопроводного транспорта является высокий уровень автоматизации  производственных операций. В настоящее  время в стране сформированы мощные нефтепроводные системы.

Трубопроводный транспорт  нефти наиболее экономичен, экологически безопасен и легко автоматизируется. Этими преимуществами перед другими  видами транспорта и объясняется  его интенсивное развитие. Система  магистральных нефтепроводов, созданная  в 1960-80 годах, была ориентирована на работу в централизованной плановой экономике по технологическому принципу, причем нефтедобыча и нефтепереработка были экономически разделены, а нефтепроводный транспорт выполнял функцию посредника между ними - покупая и продавая нефть по установленным ценам. С  развитием рыночных отношением появилась  необходимость перехода на тарифную систему оплаты за услуги нефтепроводного  транспорта.

Требования к нефтепроводному  транспорту в изменившихся условиях становятся качественно новыми, под  которые система магистральных  нефтепроводов не проектировалась  технологически, так как в основном ориентировалась на поставку нефти  по интегрированным показателям  качества в одном потоке с учетом их смешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития трубопроводного  транспорта Казахстана

 

Первый нефтепровод на территории Казахстана был сооружен в 1912 году обществом «Эмба». Он имел диаметр 6 дюймов и протяженность 65 км. По этому нефтепроводу нефть из Доссора через Искене транспортировали к пос. Ракуши. Дальнейшее формирование и развитие сети нефтепроводов в Казахстане было связано с вводом в эксплуатацию нефтепровода Гурьев - Орск, имеющего большое народнохозяйственное значение. Строительство трубопровода велось с 1932 по 1935 годы, и 5 октября 1935 г. он был сдан в эксплуатацию.

В 1936 г. были построены трубопроводы Кулсары – Косчагыл, Пекине-Байчунас, Пекине - Эстакада. В 1942 г. был введен в эксплуатацию нефтепровод Комсомольск – Макат, длиной 47,6 км диаметром 219/250 мм. В 1955г. в связи с открытием Кенкиякского месторождения на нефтепроводе Каспий - Орск были построены новые участки НПС с. Кемкмяно - НПС «Темир», НПС «Темир» - НПС-6 общей протяженностью 122 км.

Интенсивно развивался трубопроводный транспорт в республике в 1960 - 1970-х  гг. в связи с освоением месторождений  полуострова Мангистау - Узень и  Жетыбай. В эти годы были построены  нитки Узень - Жетыбай - Шевченко протяженностью 141,5 км, Сарыкамыс-Каратон - 70 км, Узень - Гурьев - 700 км, а также Гурьев - Куйбышев.

В 1977 г. сформировались предпосылки для развития химической промышленности на северо-востоке и юге Казахстана. Были введены в действие магистральный трубопровод Сургут - Омск - Павлодар, затем Павлодар - Шымкент. С сооружением этих нефтепроводов связан ввод в эксплуатацию Павлодарского (1978 г.) и Шымкентского (1984 г.) нефтеперерабатывающих заводов.

В 1989 г. с целью транспортировки сибирской нефти на Чарджоуский нефтеперерабатывающий завод был введен в эксплуатацию магистральный нефтепровод Шымкент - Чарджоу, являющийся продолжением нефтепровода Омск – Павлодар - Шымкент. В 1990 г. был построен нефтепровод Кумколь - Каракоин, год спустя - Доссор - Макат.

Увеличение промышленной добычи нефти требовало расширения транспортной системы, ориентированной  на экспорт сырья. В наследство от старой технологической системы  единственным транспортным маршрутом  для выхода на внешние рынки потребления  оставался трубопровод Узень - Атырау - Самара. Далее транзит экспортной нефти осуществлялся по территории России, Украины или Белоруссии по экспортной системе «Дружба».

 

ТРУБОПРОВОДНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В КАЗАХСТАНЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Казахстан обладает огромными подтвержденными запасами нефти и газа. Для транспортировки углеводородов в республике используется более 20 тыс. км магистральных трубопроводов. Имеется ряд нерешенных проблем обеспечения поставок нефти и газа на внутренний рынок и на экспорт. Проблемы внутреннего рынка заключаются в том, что запасы и добыча нефти сосредоточены на западе, в то время как потребители находятся на юго-востоке и индустриальном севере.

Как наследие советской экономической системы, добываемая на западе нефть транспортируется, преимущественно, через Россию на мировые рынки, а внутренняя потребность в углеводородах на востоке удовлетворяется путем импорта из Сибири. Кроме того, большинство из существующих трубопроводов были построены несколько десятилетий назад и предназначались для реализации целей бывшего Советского Союза, а не Казахстана, как независимого государства.

Казахстаном проделана большая работа по развитию трубопроводной инфраструктуры с учетом того, что трубопроводы являются самым дешевым и экологически безопасным способом транспортировки углеводородов. Новые трубопроводы расширяют географию экспорта и воплощают идею создания много векторной системы транспортировки казахстанской нефти и газа. Развивается газификация населенных пунктов в Казахстане, увеличивается экспорт казахстанского газа и транзит газа по территории республики.

Развитие трубопроводной инфраструктуры в Казахстане в значительной степени обусловлено внешней стратегией, политикой в сфере производства нефтепродуктов в Казахстане и газификации населенных пунктов республики. Увеличение объемов добычи углеводородов привело к необходимости расширения транспортной инфраструктуры внутри страны, а также к реализации ряда проектов, призванных обеспечить транспортировку нефти и газа в импортирующие государства. В настоящее время несколько проектов находятся на различных этапах развития.

 В Казахстане разработан проект закона «О газе и газоснабжении» и направлен на обсуждение в Парламент РК в ноябре 2011 года. В отличие от ряда стран, имеющих специальные законы о трубопроводах, в Казахстане такой закон пока не разработан.

 

Современное состояние трубопроводной инфраструктуры

В общем объеме перевезенных грузов в 2010 году доля трубопроводного транспорта составила 8%, в грузообороте – 23%. В объеме совокупных доходов от транспорта доля трубопроводного транспорта составляет 39,8%. В Казахстане транспортировку нефти и газа осуществляют компании: «КазТрансОйл» («КТО») и «КазТрансГаз» («КТГ»). За 2010 год перекачано 194,0 млн. тонн нефти и газа по сравнению со 166,1 млн. тонн за 2003 год

Трубопроводный транспорт вКазахстане представлен магистральными нефтепроводами – 7912,0 кми газопроводами – 12269,0 км (рис. 1.). Плотность трубопроводов в расчете на 1000 кв. км территории республики увеличилась в Казахстане в 2006 – 2010 годах с 6,0 до 7,4 км. По мере увеличения объемов инвестирования в нефтедобычу Казахстан приступил к реконструкции магистральных трубопроводов. Имевшее место некоторое снижение протяженности нефтепроводов в период 2003 – 2006 годов связано с их реконструкцией и демонтажем неиспользуемых трубопроводов.

 По системе магистральных трубопроводов в 2011 году транспортировано 32,8 млн. тонн нефти, с ростом к уровню прошлого года на 8%. Доля трубопроводного транспорта превалирует в общем объеме экспорта нефти и составляет 77,7%. Динамика транспортировки за 2003 – 2010 годы представлена на рис. 2

Рис.1. Динамика протяженности магистральных трубопроводов в 2003-2010 годах, км

[Источник: составлено по данным  Агентства РК по статистике.]

 

В Казахстане в январе –  июле 2011 года было добыто 39,2 млн. тонн сырой  нефти (на 1% больше, чем за аналогичный  период 2010 года), 7,4 млн. тонн газоконденсата (+5%) и 23,1 млрд. кубометров природного газа (+ 8,5%).Казахстан в январе – июле 2011 года экспортировал 42,2 млн. тонн нефти  и газового конденсата (+3%), что составляет 90,6% к объему добытого количества нефти  и газового конденсата. Для сравнения  в России на экспорт направляется 75%добываемой нефти. Экспортные поставки сырой нефти из Казахстана продолжают возрастать при недостаточности  производства нефтепродуктов для внутреннего  потребления. В денежном выражении, по данным статистики, экспорт нефти  и конденсата за 7 месяцев 2011 года составил $32,2 млрд. (+ 47%).

Рис. 2. Динамика транспортировки грузов по магистральным трубопроводам в 2003-2010 годах, млн. км.

[Источник: составлено по данным  Агентства РК по статистике]

 

В транспортировке газа по казахстанским магистральным газопроводам между народный транзит составляет 90%. Объемы транзита возросли с 55 млрд. куб. м (1998 год) до 115 млрд. куб. м (2008 год). Авария в Туркменистане привела к пересмотру соглашения с «Газпромом» и снижению объема транзита газа более чем на треть.

Повышение Казахстаном в  начале 2009 года тарифов за транзит газа на 21%* лишь частично компенсировало значительные потери прибыли от транзита. В структуре грузооборота доля газа значительно снизилась (рис. 3.).

 

 

 

Рис. 3. Структура грузооборота магистральных трубопроводов в 2003 и 2010 годах, в %

[Источник: составлено по данным  Агентства РК по статистике.]

 

Развитие магистрального нефтепроводного транспорта определяется потребностями нефтяной промышленности. Значительная часть магистральных нефтепроводов эксплуатируется свыше 20-ти лет (рис. 4.), что приводит к рискам возникновения на них аварийных ситуаций. Стабильность их функционирования обеспечивается благодаря внедрению прогрессивных методов диагностики, проведению планово-предупредительных и ремонтных работ, которые «КТО» проводит, преимущественно, за счет своих средств.

– Основной нефтепровод  вРоссию «Атырау – Самара» обеспечивает выход на рынки Восточной Европы.

– КТК является одним  из наиболее важных современных проектов по транспортировке казахстанской нефти на экспорт. Его пропускная способность составляет 28 млн. т в год.

– В декабре 2005 года было завершено строительство нефтепровода «Атасу –Алашанькоу», который является первым экспортным маршрутом поставки нефти в Китай с территории постсоветского пространства. Протяженность нефтепровода составляет 962 км, пропускная способность от 10 до 20 млн. т нефти в год.

Информация о работе Трубоводный транспорт Казахстана