Трубоводный транспорт Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Республики Казахстан определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе Республики Казахстан.
Преимущества трубопроводного транспорта:
- возможность повсеместной укладки трубопровода.
- низкая себестоимость транспортировки.
- сохранность качества благодаря полной герметизации трубы.
- меньшая материало и капиталоёмкость.
- полная автоматизация операций по наливу, перекачки, транспортировки и сливу.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 123.64 Кб (Скачать файл)

– Казахстанская Каспийская система транспортировки нефти (ККСТ) объединяет трубопровод БТД («Баку – Тбилиси – Джейхан») с казахстанской сетью. Проект ККСТ – БТД ориентирован на разработку месторождения Кашаган, которое планируется запустить в полном объеме в 2013 – 2016 годах. Компания «КазТрансОйл» в 2008 году приобрела в собственность Батумский нефтяной терминал и право эксклюзивного управления Батумским морским портом. Соответственно Казахстан получил возможность выхода в Мировой океан. Компания также владеет водоводом «Астрахань-Мангышлак», с помощью которого снабжает водой населенные пункты, расположенные вдоль водовода, а также нефтяные промыслы в Западном Казахстане. Объем подачи воды в первой половине 2011 года составил 10 млн. 127 тыс. кубометров, что на 478 тыс. кубометров больше в сравнении с аналогичным периодом 2010 года.

Рис. 4. Структура магистральных нефтепроводов «КТО» по срокам службы

[Источник: график составлен специалистами «КТО» по данным ведомственной статистики]

 

Одной из серьезных проблем функционирования магистральных нефтепроводов является проблема незаконных врезок в трубопроводы «КТО», что несет угрозу не только безопасной деятельности компании, но и экономике и экологии страны, имиджу государства как надежного и стабильного партнера на мировом рынке поставки углеводородов. Распространение врезок приняло широкий размах, превратившись в организованный преступный бизнес.

На данном этапе достаточно действенной превентивной мерой  хищениям нефти стал принятый в октябре 2010 года Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления ответственности в сфере оборота нефти и отдельных видов нефтепродуктов». С принятием Закона число посягательств на нефтепроводы уменьшилось. Однако не следует возлагать чрезмерные надежды на ужесточение наказаний. Как показывает опыт, эффект этот временный. Более действенными являются меры профилактики преступлений, связанные с решением социально-экономических проблем населения, проживающего в регионах расположения нефтепроводов.

Современное состояние газовой трубопроводной инфраструктуры Казахстана характеризуется устаревшей производственно-технической базой, нарастающим уровнем непригодности магистральных трубопроводов, отсталостью ремонтного оборудования и применяемых технологий. В последние годы темпы роста эксплуатационных расходов газопроводного транспорта превышали рост грузооборота. Ремонт и модернизация магистральных газопроводов требуют немалых расходов. За 2008 – 2010 годы «КТГ» инвестировал в модернизацию и строительство более $780 млн. За 10 лет реконструировано и построено свыше 1 000 км трубопроводов с учетом новых международных магистралей.

Экспортный потенциал  Казахстана по газу используется частично из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, а также низких закупочных цен на газ, установленных российским «Газпромом». Увеличение добычи и экспорта газа требует значительных инвестиций на формирование инфраструктуры, что нерентабельно при нынешних ценах на экспорт и транзит газа в Россию. Однако эти вопросы требуют разрешения в контексте сохранения природной среды и реализации упущенных экономических возможностей Казахстана.

Совершенствование внутренней трубопроводной газовой сети и газификация населенных пунктов в Казахстане проводились в рамках Программы развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004 – 2010 годы. Программа предусматривала двухэтапное увеличение вдвое объема потребления природного и сжиженного газа, а также дополнительный рост экспортного потенциала страны.

Оценки выполнения данной программы показали, что не все предусмотренные цели были достигнуты в связи с финансовым кризисом. В настоящее время газифицировано 9 областей Казахстана (рис. 5.), общий уровень потребления газа в них составляет 11,9 млрд. куб. м. Около 500 населенных пунктов Казахстана не имеют полноценного доступа к газу. Региональный уровень газификации колеблется от 6%  по Алматинской области до 98% по Мангистауской области. В настоящее время определенные объемы газа поставляются в рамках обменных операций с соседними газотранспортными организациями ОАО «Газпром» (вКостанайскую) и НКХ «Узбекнефтегаз» в Алматинскую, Жамбылскую, Южно-Казахстанскую области.

 

 

 

Рис. 5. Современное и прогнозное обеспечение газом регионов Казахстана

[Источник: рисунок составлен  специалистами КТГ по ведомственным  данным.]

Устаревшее оборудование магистральных трубопроводов и  недостаточная квалификация кадров приводят к техногенным авариям на трубопроводах и объектах их инфраструктуры.

Казахстану как государству, не имеющему морских границ, необходима хорошо развитая трубопроводная инфраструктура. В настоящее время существующие экспортные мощности достаточны для покрытия потребности нефтедобывающей отрасли. По Каспийскому морю вывоз лимитирован пропускной способностью терминалов и отсутствием достаточного собственного танкерного флота.

Однако действующая трубопроводная инфраструктура не может в долгосрочном плане удовлетворить растущие потребности республики в транспортировке углеводородов, как на внутренний рынок, так и на международный. В этой связи, по мнению казахстанских экономистов и политиков,  строительство разветвленной сети экспортных трубопроводов, соединяющих крупнейшие нефтяные месторождения Казахстана с потребителями на Западе и Востоке, становится одним из самых насущных вопросов.

 

 

Перспективы трубопроводной инфраструктуры в Казахстане

Экспертами прогнозируется, что в ближайшем будущем Казахстан  может войти в «десятку» ведущих нефтедобывающих стран, выйти на уровень Кувейта. Соответственно возрастает потребность в транспортировке углеводородов на внутренний рынок республики и ожидаемое удвоение экспорта нефти в период до 2020 года. Перспективы трубо проводного транспорта в Казахстане предполагают несколько направлений развития с целью преодоления имеющихся диспропорций, повышения готовности транспортировать возросшие объемы нефти после освоения крупнейших месторождений республики на этапе 2015 – 2020 годов.

В рамках планов развития трубопроводной инфраструктуры для экспорта казахстанской нефти предстоит реализация следующих проектов:

– расширение КТК, стартовавшее в 2011 году позволит в начале 2015 года увеличить экспорт казахстанской  нефти с 28 до 52 млн. тонн в год, что потребует инвестиций в размере $5,4 млрд.;

– увеличение мощности трубопровода «Казахстан-Китай» с 11 до 20 млн. тонн предполагает строительство дополнительных нефтеперекачивающих станций и будет реализовано по мере роста ресурсной базы;

– Казахстан до 2020 года сохранит объем экспорта в размере 15 млн. тонн нефти через нефтепровод Атырау – Самара. На данном направлении необходима модернизация нефтепровода;

– Казахстан к 2020 году планирует отказаться от экспорта нефти на Оренбургский ГПЗ, объем которого составлял 1,6 млн. тонн в 2011году;

– потенциальное использование Казахстанско-Каспийской системы транспортировки (ККСТ) завершает список действующих экспортных маршрутов Казахстана. В рамках этой системы Казахстан намерен к 2020 году увеличить экспорт нефти через порт Актау на Каспийском море с 9 до 12 млн. тонн, экспорт по железной дороге с 7,4 до 11 млн. тонн, соответственно. Намечается строительство трубопровода «Ескене – Курык» и нефтяного терминала в порту Курык, стоимостью около $1,6 млрд., в рамках ККСТ. На данном направлении Казахстану предстоит наращивать флот танкеров и создавать базы технического обслуживания флота.

Среди потенциальных дополнительных экспортных трубопроводов обсуждается иранское направление. По предварительным исследованиям экспертов, маршрут «Казахстан – Туркменистан – Иран» является одним из экономически привлекательных вариантов для экспорта казахстанской нефти на рынки стран Персидского залива. Однако нагнетание политической напряженности вокруг атомной программы Ирана затрудняет реализацию этого и других экономически выгодных проектов строительства трубопроводов для экспорта казахстанских энергоносителей.

Принятый в Казахстане принцип – «равный доступ к системе магистральных нефтепроводов для всех грузоотправителей», предполагает решить в перспективном периоде вопросы транспортировки нефти в восточном направлении в Индию. Индийская Компания «ONGC» вошла в нефтяной бизнес Казахстана, приобретя долю в проекте «Сатпаев» в размере 25% в 2011 году. Индия также ведет переговоры о возможном участии в добыче нефти на месторождении «Кашаган». Традиционно Индия покупает нефть в Иране. Однако целесообразно иметь и альтернативные пути транспортировки нефти и готовых нефтепродуктов из РК, учитывая вышеуказанные риски, связанные с ситуацией вокруг Ирана.

Для Казахстана все более перспективным энергоносителем становится природный газ. Добыча газа в 2015 году достигнет 59,3 млрд. кубометров, по сравнению с 42 млрд. в 2011 году и 37,4 млрд. кубометров в 2010 году. Особенностью разведанных запасов газа в республике является то, что добыча газа ведется попутно с добычей нефти и конденсата. Поэтому активное освоение месторождений и резкий рост объемов добычи нефти вызывают потребность утилизации все увеличивающихся объемов добываемого попутного газа. В этой связи для Казахстана является полезным изучить опыт Норвегии, США и России, где уровень утилизации попутного газа составляет, соответственно, 98, 97 и 95%%.

Для обеспечения 1,5 млн. казахстанцев на юге республики доступным газом «КМГ» планирует построить третью нитку магистрального газопровода «Казахстан – Китай» и магистральный газопровод «Бейнеу –Бозой – Шымкент». За период с 2010 по 2020 годы прогнозируется увеличение добычи сырого газа на 50%, что связано с началом реализации проекта по освоению Кашаганского месторождения. Общие инвестиции проекта оцениваются в объеме свыше 500 млрд. тенге. Газопровод строится на паритетных началах с Китайской стороной. Срок окончания строительства линейной части – 2013 год. Мощность на первом этапе составляет 5 млрд. куб.м. в год. Строительство газопровода «Бейнеу – Бозой

– Шымкент» и соединение его с газопроводом «Центральная Азия – Китай» также обеспечивает возможность экспорта казахстанского газа в Китай.

В перспективном периоде в Казахстане увеличится транзит газа до 160 млрд. кубометров. По сообщениям «КТГ» на ближайшее будущее запланировано начало реконструкции основного магистрального газопровода «Средняя Азия – Центр», которая будет финансироваться как из текущих тарифных поступлений, так и из внешних источников. Газопровод «Средняя Азия – Центр» имеет протяженность 4495 км. Программа реконструкции системы газопроводов предусматривается постепенное увеличение их мощности с 54,6 млрд. м3 до 100 млрд. м3 в год. В 2010 году введен в строй газопровод «Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай». Мощность – 30 млрд. куб.м. газа в год. По просьбе Китайской стороны Казахстан увеличит мощность до 55 млрд. куб.м. в год. Таким образом, газопроводная инфраструктура остается одной из ключевых отраслей Казахстана со значительным потенциалом роста.

В Казахстане решаются вопросы  дальнейшего развития газификации в регионах. Однако на современном этапе признано экономически не целесообразным прокладывать магистральные газопроводы на северо-восток и в центральный Казахстан.

Серьезной проблемой строительства и реконструкции газопроводов в Казахстане является отсутствие в республике производства труб большого диаметра, способных выдержать высокое давление транспортируемого газа. Стоимость труб достигает почти половины стоимости газопровода. В этой связи, учитывая, что в перспективе на ближайшие 50 – 70 лет Казахстан остается транзитером и экспортером газа, производство больших труб целесообразно организовать в Казахстане в расчете на казахстанские потребности, а также на экспорт в Узбекистан, Россию и другие государства ЦА, имеющие магистральные газопроводы.

Среди проблемных вопросов развития казахстанского содержания являются отсутствие в Казахстане мощностей по производству других видов оборудования для трубопроводов, высокая стоимость, а также несоответствие производимого на отечественных предприятиях оборудования и техники мировым стандартам качества для трубопроводной инфраструктуры. В этой связи целесообразно в рамках ГПФИИР особо рассмотреть вопросы организации таких производств и обеспечения качества производимого оборудования с тем, чтобы повысить уровень Казахстанского содержания.

В качестве возможного перспективного экспортного газового проекта Правительством РК обсуждается участие республики в проекте «Nabucco», который пройдет через Кавказ и Малую Азию в Европу. Экспортный объем газа может составить 31 млрд. кубометров в год. Однако противоречия интересов сторон в проекте не позволяют принять окончательное решение о строительстве трубопровода.

Высокая значимость развития трубопроводной инфраструктуры для экономики Казахстана предъявляет особые требования к научному обеспечению ее развития. Казахстан имеет научное обеспечение в сфере добычи нефти и газа, в т.ч. АО «Казахский институт нефти и газа» (КИНГ), Научно-исследовательский институт по разработке нефтегазовых месторождений, осуществляющие научное сопровождение производственного цикла. В рамках принятой «КМГ» Инновационно технологической политики планируется кардинальное повышение расходов на НИОКР – до 8,9 млрд. тенге в 2015 году и 11,5 млрд. тенге в 2020 году. К 2015 году «КМГ» рассчитывает получить дополнительный доход за счет инноваций в размере более $2 млрд., а в 2020 году почти $2,9 млрд.

В рамках Соглашения с китайскими партнерами «КМГ» планирует разработку совместных научно-технических проектов, в т.ч. создание и развитие научно-исследовательского центра нефтегазовой отрасли в СЭЗ «Парк информационных технологий» в городе Алматы. Инвестиционная программа компании направлена на проекты разведки и добычи углеводородного сырья, развития транспортной инфраструктуры и нефтепереработки. Среди специальных научных подразделений в области проектирования, строительства и обслуживания трубопроводного транспорта

Информация о работе Трубоводный транспорт Казахстана