Воздушный транспорт Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить авиационный транспорт: размещение аэропортов на территории Казахстана, проанализировать пассажирские пере-возки.
Исходя из цели курсовой работы, мы определили следующие задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования и дать понятие авиационному транспорту и его составляющим;
2.Изучить размещение аэропортов на территории Казахстана, составить карту;
3.Проанализировать пассажирские перевозки;
4.Разработать методическое пособие по применению материала курсовой работы в школьном курсе географии.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 122.73 Кб (Скачать файл)

Одним из этапов развития казахстанского рынка авиаперевозок является возобновление  полетов из северного и восточного регионов Республики Казахстан (городов Костанай, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Петропавловск, Павлодар) в города Российской Федерации. Авиаперевозки в указанные города, осуществляемые российскими авиакомпаниями, в основном носят временный характер (в летний период).

Из-за отсутствия развитого  воздушного сообщения из данных городов  наблюдается отток пассажиропотока  в приграничные города Российской Федерации, который в среднем по региону составляет порядка 150-200 потенциальных пассажиров в неделю.

Формирование эффективной  тарифной политики в области воздушных  перевозок является одним из факторов в успешной реализации транзитного  потенциала республики.

В связи с этим, для  Казахстана очень актуально стоит  вопрос совершенствования гибкой тарифной политики в отрасли гражданской авиации.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях" предусмотрено применение временных понижающих коэффициентов к ставкам сборов за аэропортовое и аэронавигационное обслуживание воздушных судов.[20]

Кроме того, уполномоченным органом в сфере регулирования  субъектов естественных монополий  в целях увеличения транзитного  потенциала аэропортов, определен порядок самостоятельного применения понижающего коэффициента на регулируемые услуги аэропортом.

В тоже время, необходимо дальнейшее совершенствование и упрощение  системы формирования тарифов и  сборов, разработка ряда нормативных  документов по данному вопросу.

Необходимость организации  и совершенствования норм в отрасли  гражданской авиации объективно обусловлено сложностью и специфичностью производственных процессов. Внедрение новых технологий, новой техники, модернизация и автоматизация производства отразится на повышении эффективности организации и управления производством и позволит обеспечить безопасность полетов всех субъектов гражданской авиации.[21]

Для восстановления утраченного  трафика и обеспечения возрастающей потребности населения в авиаперевозках целесообразно наличие на авиационном рынке иной крупной авиакомпании, занимающейся выполнением регулярных авиарейсов, которая была бы ориентирована на:

  • развитие внутреннего авиасообщения между крупными городами Казахстана, включая авиаперевозки между областными центрами северного и восточного Казахстана, а также международного сообщения с сопредельными с Казахстаном странами (Россия, Монголия и др.);
  • обновление парка ближнемагистральных воздушных судов;
  • развитие конкуренции на рынке авиационных перевозок;
  • выполнение социальной задачи - обеспечение доступности авиаперевозок, в том числе на маршрутах, связывающих Астану с областными центрами Казахстана.

Прогнозный пассажиропоток по данной сети маршрутов оценивается  в 260 тыс. пассажиров в год, с ежегодным  ростом в 15-20 %.

 

 

2.4 Воздушный транспорт и проблемы безопасности

 

 

Среди воздушных проблем  выделяют следующие: безопасность полетов, авиационная безопасность, экологические  проблемы.

 

 

2.4.1 Воздушный транспорт и проблемы безопасности

 

 

Анализ материалов состояния  безопасности полетов в период с 2004 года по 2010 год показывает тенденцию к снижению количества авиационных событий с гражданскими воздушными судами Республики Казахстан (таблица 1).

Общее количество авиационных  событий уменьшилось на 10 %, общее  количество авиационных инцидентов и инцидентов, связанных с конструктивно-производственными недостатками, уменьшилось на 30 %.[24]

В тоже время количество авиационных инцидентов и инцидентов, связанных с конструктивно-производственными недостатками воздушных судов, указывают на износ авиационной техники.                                                       

 Таблица 5.

Сравнительный анализ авиационных событий

с 2004 по 2010 годы

Годы

Авиационные происшествия без человеческих жертв

Катастрофы

Инциденты

Повреждения воздушных судов на земле

Итого

2002

-

-

23

 

23

2003

1

-

27

1

29

2004

1

-

18

5

24

2005

-

-

15

4

19


 

      

Контроль за безопасностью  полетов всех субъектов гражданской  авиации независимо от форм собственности  осуществляет Комитет гражданской  авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (далее - Комитет гражданской авиации). Для проведения профилактических мероприятий, в целях предупреждения отказов и неисправностей авиационной техники, ежегодно выпускается информационный бюллетень о состоянии безопасности полетов и поддержания норм летной годности, где обстоятельно изложены причины авиационных событий.

Недостаточное финансирование программ подготовки и повышения  квалификации в учебных центрах Межгосударственного авиационного Комитета и других международных организациях гражданской авиации специалистов Комитета гражданской авиации, предусмотренных в Программе развития отрасли гражданской авиации на 2003-2005 годы, не способствует качественному расследованию авиационных происшествий и их предотвращению в дальнейшем.

Обеспечение безопасности полетов  и качества авиационных услуг  осуществляется также Комитетом гражданской авиации посредством проведения сертификации и лицензирования организаций гражданской авиации.[22]

Ситуация в сфере авиационной  безопасности в настоящее время  характеризуется как активно развивающаяся в направлении укрепления степени защиты аэропортов и авиакомпаний от актов незаконного вмешательства.

В частности, разработаны  и утверждены основные нормативные  правовые акты (Правила авиационной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июля 2003 года N 746 ДСП, Инструкция-программа авиационной безопасности Республики Казахстан, утвержденная приказом Председателя Комитета гражданской авиации от 12 ноября 2003 года N 523 ДСП), регламентирующие деятельность организаций гражданской авиации в сфере авиационной безопасности.

В результате усиления инспекционного контроля за выполнением требований по защите аэропортов от актов незаконного вмешательства, укрепляется материально-техническое обеспечение аэропортов в сфере авиационной безопасности. Большинство аэропортов оборудованы современными техническими средствами досмотра, видеонаблюдения, имеется оружие, средства связи.

Службы авиационной безопасности аэропортов (далее - САБ) в основном укомплектованы специалистами, имеющими соответствующие сертификаты, прошедшими обучение в учебных заведениях гражданской  авиации, Министерства внутренних дел Республики Казахстан. Производится ремонт периметровых ограждений и установка оборудования пропускных пунктов аэропортов в соответствии с установленными требованиями.[23]

Улучшается техническая  сторона обеспечения авиационной  безопасности в аэропортах городов  Астана, Алматы, Актау, Костанай, Тараз, Шымкент, Уральск, Усть-Каменогорск.

Вместе с тем, основной проблемой все еще остается необходимость  продолжения совершенствования нормативной базы, детализирующей производственную деятельность САБ аэропортов, проведения технического переоборудования аэропортов, не имеющих достаточных объемов перевозок, а также ужесточения требований административного законодательства по обеспечению авиационной безопасности.

Кроме того, изучение ситуации в аэропортах показывает, что отсутствие подчинения САБ аэропортов единому  руководству предопределяет субъективную зависимость руководителей САБ от руководителей аэропортов, в том числе прямую материальную зависимость эффективности деятельности САБ от решения финансовых вопросов.[1]

Одним из основополагающих принципов управления отраслью гражданской авиации Республики Казахстан является принцип Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО), возлагающий ответственность на государство за обеспечение безопасности полетов и авиационную безопасность. В связи с чем, в ряде стран дальнего зарубежья созданы или создаются государственные службы авиационной безопасности.

 

 

2.4.2 Воздействие авиационного транспорта на окружающую среду

 

 

В Казахстане с его огромными  расстояниями  воздушному  транспорту  отводится особая роль.  Прежде  всего,  он  развивается  как  пассажирский  транспорт  и занимает второе (после железнодорожного)  место в пассажирообороте  всех видов транспорта  в междугороднем  сообщении.  Ежегодно  осваиваются  новые воздушные линии, вводятся  в строй  новые  и  реконструируются  действующие аэропорты. Доля воздушного транспорта в грузовых  перевозках  невелика.  Но среди грузов, перевозимых этим видом  транспорта,

основное  место  занимают  различные  машины  и  механизмы,  измерительные приборы, электротехническое  и радиотехническое   оборудование,   аппаратура,   особо   ценные,   а также скоропортящиеся грузы.[24]

Помимо перевозок  пассажиров,  почты  и  грузов,  гражданская  авиация выполняет работы  в  сельском  и  лесном  хозяйствах,  применяется  при  сооружении  линий электропередачи,   нефтяных   и   буровых   вышек,   укладке   путей трубопроводов, используется в  медицинском  обслуживании.  В  развитии  сети путей сообщения особое место  принадлежит  международным  воздушным  линиям. Аэрофлот связывает Казахстан со многими государствами Европы, Азии, Африки,  Северной и Южной Америки. В нашу страну летают самолёты  авиакомпаний  более  чем  30 государств.

Современный  этап  развития   воздушного   транспорта   характеризуется  созданием высокопроизводительных  и  экономичных  самолётов.  Новые  технические  решения  по аэродинамической  компоновке,  применению   новых   материалов, снижению уровней шума и загрязнения окружающей среды находят своё  отражение в создаваемых самолётах нового поколения.[2]

Крупные   аэропорты   имеют   собственные   системы   водоснабжения   и водоотведения. Но во многих  районах  страны такие  системы  обеспечивают нормативную потребность в воде питьевого качества менее чем  на  70%.  Объём оборотной чистой воды,  используемой в  аэропортах  на  технические  нужды, снижается из–за ухудшения качества  её  очистки  на собственных  очистных сооружениях.

С  хозяйственно  –  бытовыми  и  производственными  сточными   водами   отрасли сбрасываются   нефтепродукты,   этиленгликоль,   поверхностно   –   активные вещества, тяжёлые металлы и другие вредные примеси   в  недопустимо  высоких концентрациях – от 2 до 10 ПДК.  Уровень  обеспеченности  аэропортов  системами  очистки  производственных стоков   не   превышает   20%   от   нормативной потребности.

Актуальной  экологической  проблемой  остаётся  организация  отвода,   сброса  и обезвреживания  поверхностного  стока  (загрязнённых   дождевых,   талых, поливно–моечных вод) с искусственных  покрытий  аэродромов.  Оборудованием для очистки сильно загрязнённых дождевых и  талых  вод  оснащены  только  несколько крупных аэропортов. В основном  такие  воды  отводятся  без  очистки  на  рельеф  местности.   Почва  вокруг аэропортов загрязнена солями тяжёлых металлов и органическими  соединениями  в  радиусе до  2  –  2,5   км.  В  осенне-зимний  и   весенний   периоды   производится антиобледенительная  обработка  воздушных  судов  и  удаление  снежно  –  ледовых отложений  с  искусственного  покрытия  аэродромов.  При  этом   применяются активные противогололёдные  препараты  и  реактивы,  содержащие   мочевину, аммиачную селитру, поверхностно – активные вещества, которые также  попадают в почву.[23]

В  аэропортах  накапливается  различные   твёрдые   и   жидкие   отходы производства и потребления.  Отходы,  опасные  в  санитарно  –  гигиеническом  и пожарном отношениях, хранятся  в  специальных  помещениях,  площадь  которых составляет всего около 3% от общей  площади  земель,  занятых  в  аэропортах отходами. На организованных свалках, куда вывозятся остальные отходы,  менее 20%  площадей  подготовлены  для  размещения производственных   и   бытовых отходов.

Серьёзные проблемы возникают  из –  за   недопустимо  высокого  шумового воздействия воздушных судов на прилегающие к аэропортам гражданской  авиации территории жилой застройки.

Выбросы в атмосферу  от авиационного транспорта.

Неуклонный рост объёмов  перевозок воздушным транспортом  приводит  к загрязнению окружающей  среды  продуктами  сгорания  авиационных  топлив.   В  среднем  один реактивный самолёт, потребляя в течение 1 ч 15 т топлива и  625 т воздуха, выпускает в окружающую среду 46, 8  т  диоксида  углерода,  18  т паров воды, 635 кг оксида углерода, 635 кг  оксидов азота,  15  кг  оксидов серы, 2, 2  твёрдых частиц. Средняя длительность пребывания этих  веществ  в атмосфере составляет примерно 2 года.[3]

Наибольшее  загрязнение  окружающей  среды  происходит  в  зоне  аэропортов  во  время посадки и взлёта самолётов, а также во время прогрева  их  двигателей. Подсчитано, что при 300  взлётах и посадках  трансконтинентальных авиалайнеров в сутки в атмосферу не равномерно, а в зависимости  от  графика работы аэропорта. При работе двигателей на взлёте и  посадке  в  окружающую среду поступает  наибольшее  количество  оксида  углерода  и углеводородных соединений, а в процессе полёта – максимальное количество оксидов азота.

Информация о работе Воздушный транспорт Казахстана