Шпаргалка по "Транспортное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 16:48, шпаргалка

Описание работы

Предмет. Методы. Понятие транспортного права.
Предмет транспортно-правового регулирования – это общественные (транспортные) отношения в сфере транспортной деятельности, под которой понимается предпринимательская и иная деятельность, связанная с оказанием транспортных услуг (перевозка грузов и пассажиров) и функционированием транспортных организаций.

Файлы: 1 файл

otvety_na_ekz_TP.docx

— 159.54 Кб (Скачать файл)

на морском транспорте примерно аналогичные функции осуществляют ФБУ «Администрация морского порта», возглавляемые капитаном морского порта.

Большую роль в обеспечении безопасности судоходства и мореплавания играют ФАУ (Федеральные автономные учреждения) «Российский речной регистр» и «Российский морской регистр судоходства», которые осуществляют технический надзор за судами и их механизмами, классификацию судов, а также сертификацию в области СУБ (систем управления безопасностью).

Также можно упомянуть ФБУ «Служба морской безопасности» - специализируется в области обеспечения безопасности объектов морского и речного транспорта, ФБУ «Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба РФ» (Госморспасслужба России) - представляет собой систему государственных организаций предназначенных для решения задач по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, оказанию помощи аварийным судам, ликвидации разливов нефти на море, обслуживанию нефтедобывающих платформ, нефте-газоразведочных буровых установок, проведению буксировочных операций, подводно - технических, водолазных, гидростроительных работ различного назначения.

Ну и, конечно, ФБОУ ВПО «ВГАВТ».

15.Понятие, виды  и особенности правового положения  транспортных организаций.

Еще один дискуссионный вопрос, унаследованный современной российской цивилистикой от советского гражданского права, - это вопрос о правовом положении транспортных организаций, не участвовавших в заключении договора перевозки грузов или пассажиров, но являющихся участниками их транспортировки, а также вступающих в определенные правоотношения с грузополучателями и получателями багажа по поводу выдачи грузов и багажа, прибывших в пункт назначения. Подобные ситуации возникают во всех случаях, когда грузы перевозятся в прямом и прямом смешанном сообщении. 
В юридической литературе были высказаны две основные точки зрения на правовое положение таких транспортных организаций. Согласно первой из них все перевозчики, участвующие в транспортировке груза в процессе прямой или прямой смешанной перевозки, представляют собой единого перевозчика, который и является стороной договора перевозки . Сторонники другой точки зрения подчеркивали, что у промежуточных перевозчиков в отличие от первого перевозчика, имеющего договор с грузоотправителем, и последнего перевозчика, вступающего в правоотношения с грузополучателем, отсутствуют какие-либо права и обязанности в отношении как грузоотправителя, так и грузополучателя. Поэтому промежуточные перевозчики, не будучи стороной договора перевозки, заключаемого с грузоотправителем, выполняют свою часть обязательств по перевозке, возложенных в соответствии с договором перевозки на перевозчика, принявшего груз к перевозке.

Наибольшую поддержку в настоящее время находит концепция "единого перевозчика", согласно которой первый перевозчик выступает от имени всех последующих перевозчиков, по сути, на началах представительства <1>. Однако такой подход не основан на законодательстве и расходится с общепринятыми представлениями об институте представительства. В действительности взаимоотношения, складывающиеся между транспортными организациями при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении, а также порядок организации таких перевозок определяются заключаемыми на основании ст. 788 ГК соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, участники которых не приобретают никаких прав и обязанностей в отношении грузоотправителей и грузополучателей. Сами же транспортные организации, принимающие участие в транспортировке грузов или пассажиров, перевозимых в прямом или прямом смешанном сообщении, выступают в роли третьих лиц, на которых должником (первым перевозчиком) возлагается исполнение обязательства, вытекающего из заключенного им договора перевозки (ст. 313 ГК). Этим объясняется и специфика ответственности транспортных организаций за ненадлежащее исполнение условий договора перевозки. Ведь согласно ст. 403 ГК ответственность за нарушение обязательства законом может быть возложена на являющееся непосредственным исполнителем третье лицо, что и сделано транспортным законодательством.

 

16.Понятие и  виды транспортных средств. Требования  к ним. Особенности транспортных  средств как объектов гражданских  прав.

В ГК РФ отсутствует определение понятия - транспортное средство. В целом транспортное средство можно определить как механическое устройство, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также используемое для иных целей транспортной деятельности.

Транспортное законодательство, в первую очередь, транспортные кодексы содержат определения транспортных средств, используемых на соответствующих видах транспорта.

Так в соответствии с ВК РФ

Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

В соответствии с КВВТ

судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;

В соответствии с КТМ

Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

В соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения»

транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем

В соответствии со ст. 130 ГК РФ, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, относятся к недвижимым вещам.

Отсюда вытекает, что данные объекты, а также вещные права на них и обременения таких прав, сделки с ними подлежат государственной регистрации. Порядок указанной гос. регистрации определяется транспортными кодексами (на воздушном транспорте специальным ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними) и принятыми на их основе подзаконными актами (Правилами гос. регистрации).

Порядок регистрации зависит от типа и назначения судна.

Так, например, морские суда подлежат регистрации:

В государственном судовом реестре (большинство судов)

В Российском международном реестре судов (суда, используемы для международных перевозок)

В бербоут-чартерном реестре (Иностранные суда, взятые в аренду без экипажа отечественными фрахтователями)

в Судовой книге (маломерные суда).

Регистрирующими органами являются капитаны морских портов (для маломерных судов – Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС).

Все суда должны иметь номер (наименование), позывной сигнал, определённый набор документов.

Водным и воздушным судам предоставляется право плавания (полёта) под флагом определённого государства.

Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности.

Основным условием эксплуатации транспортных средств является их техническая пригодность (годность к плаванию, к полётам и тп).

 

17. Правовая защита  потребителей транспортных услуг.

 

В соответствии с законом РФ 1992 г. «О защите прав потребителей» потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Понятие "транспортные услуги" собирательное и включает деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также связанные с перевозочным процессом услуги, в том числе экспедиционные услуги, услуги по погрузке и выгрузке грузов, буксировку и т.д. Основным видом транспортных услуг является перевозка, т.е. пространственное перемещение грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа. Чаще всего потребителями транспортных услуг являются пассажиры.

Отношения, связанные с оказанием транспортных услуг, в том числе с участием потребителей, регулируются, в основном, транспортными кодексами и уставами, а также утверждёнными Правительством РФ правилами оказания услуг (на автомобильном транспорте – правила перевозок пассажиров, на авиационном – федеральные авиационные правила).

Например

Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72)

Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111)

На применение законодательства о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании транспортных услуг, указывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей". В данном Постановлении содержится существенная оговорка: "В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон РФ "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. При этом необходимо учитывать, что специальные законы, принятые до введения в действие части второй ГК РФ, применяются к указанным правоотношениям в части, не противоречащей ГК РФ и Закону РФ "О защите прав потребителей".

Таким образом, специальные нормы транспортного законодательства пользуются приоритетом перед нормами Закона о защите прав потребителей.

К основным правам потребителя относятся: право на качество и безопасность услуги, право информацию, право на защиту прав.

В соответствии со ст 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве, исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если исполнитель при заключении договора был поставлен в известность о конкретных целях оказания услуги, он обязан оказать услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями. Исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обязательным требованиям, установленным законодательством.

Наиболее часто условием договора о качестве становится класс обслуживания, от которого зависит набор дополнительных услуг, предлагаемых при перевозке. Класс обслуживания определяет, как правило, уровень комфортности посадочного места, качество питания, возможность получения иных дополнительных услуг и принадлежностей комфорта. Например, на любой авиакомпании мира существует три класса: первый, бизнес - класс и экономический, а при железнодорожной перевозке это купе, плацкарт и т.д. Таким образом, нарушения условий договора о качестве, например, размещение в более низком классе, непредоставление каких -либо услуг, предусмотренных классом обслуживания, - это недостаток услуги.

Под пригодностью для целей, для которых услуга такого рода обычно используется, понимается средний для страны (региона) уровень требований, которому должна соответствовать услуга по перевозке. Если же требования к обслуживанию установлены в законодательстве как обязательные (в правилах обслуживания на различных видах транспорта, санитарных нормах, стандартах и т.д.), их нарушения будут являться недостатками услуги.

Права потребителя при оказании услуги ненадлежащего качества установлены ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей". Перевозчику могут быть предъявлены по выбору потребителя требования о безвозмездном устранении недостатков; соответствующем уменьшении цены услуги, возмещении понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами; расторжении договора и полном возмещении убытков, если обнаруженные недостатки существенные или не были устранены исполнителем в назначенный срок.

Кроме того, потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему из-за недостатков оказанной услуги. Следует помнить, что претензии по качеству услуг могут быть предъявлены по их обнаружении, в ходе оказания услуги по перевозке, либо по ее завершении. Особенности и сроки предъявления претензий по перевозке различными видами транспорта устанавливаются транспортными уставами и кодексами

Право потребителя на безопасность оказываемой услуги, т.е. на то, чтобы в процессе ее оказания не был причинен вред жизни, здоровью потребителя или его имуществу, закреплено в ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей". Поскольку любое транспортное средство - источник повышенной опасности, одной из государственных гарантий данного права является обязательное страхование пассажиров. Обязательному страхованию от несчастных случаев подлежат пассажиры на всех видах транспорта при внутренних перевозках в РФ, за исключением перевозок на пригородном и городском транспорте. Страховой взнос включается в стоимость билета.

Информация о работе Шпаргалка по "Транспортное право"