Шпаргалка по "Транспортное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 16:48, шпаргалка

Описание работы

Предмет. Методы. Понятие транспортного права.
Предмет транспортно-правового регулирования – это общественные (транспортные) отношения в сфере транспортной деятельности, под которой понимается предпринимательская и иная деятельность, связанная с оказанием транспортных услуг (перевозка грузов и пассажиров) и функционированием транспортных организаций.

Файлы: 1 файл

otvety_na_ekz_TP.docx

— 159.54 Кб (Скачать файл)

Также лицензия требуется для осуществления деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В сфере транспорта это, например, Постановление Правительства РФ от 6 марта 2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» и аналогичные Постановления в сфере автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта, принятые в период с марта по май 2012 г.

Лицензирующими органами являются Ространснадзор (для всех видов транспорта кроме воздушного), Росавиация (на воздушном транспорте).

20.Особенности  лицензирования отдельных видов  деятельности на водном транспорте: лицензируемые виды деятельности, лицензирующие органы, лицензионные  требования и условия.

Основной нормативный-правовой акт – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ

В соответствии с ним на морском и внутреннем водном транспорте к лицензируемым видам деятельности относятся:

- деятельность  по перевозкам внутренним водным  транспортом, морским транспортом  опасных грузов;

- деятельность  по перевозкам внутренним водным  транспортом, морским транспортом  пассажиров;

- погрузочно-разгрузочная  деятельность применительно к  опасным грузам на внутреннем  водном транспорте, в морских  портах.

- деятельности  по осуществлению буксировок  морским транспортом (за исключением  случая, если указанная деятельность  осуществляется для обеспечения  собственных нужд юридического  лица или индивидуального предпринимателя);

Лицензия – бессрочная.

Лицензирующий орган – Территориальные подразделения Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Госморречнадзора).

Лицензионные требования и условия, а также перечень документов, подтверждающих соответствие им, определены Постановлением Правительства РФ от 6.03.2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте».

К ним, например, относятся:

- наличие  на праве собственности или  на ином законном основании  судов (производственных объектов  для осуществления погрузочно-разгрузочной  деятельности), соответствующих требованиям  технического регламента;

- наличие  должностного лица, ответственного  за безопасную эксплуатацию судов;

- наличие  договоров страхования жизни  и здоровья членов экипажей  судов при исполнении ими служебных  обязанностей;

- соблюдение  лицензиатом требований по обеспечению  безопасности судоходства и др.

Основанием для приостановления действия лицензии является решение суда о назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований.

Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Например, на морском и внутреннем водном транспорте к ним относятся нарушение таких требований как соблюдение требований по обеспечению безопасности судоходства; соответствие судов требованиям технических регламентов и др., если они повлекли за собой:

1) возникновение  угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также  угрозы чрезвычайных ситуаций  техногенного характера;

2) человеческие  жертвы или причинение тяжкого  вреда здоровью граждан, причинение  средней тяжести вреда здоровью  двух и более граждан, причинение  вреда животным, растениям, окружающей  среде, возникновение чрезвычайных  ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным  интересам граждан, обороне страны  и безопасности государства.

По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган должен быть уведомлен в письменной форме лицензиатом об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

Если указанные нарушения не были устранены лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:

1) представление  лицензиатом в лицензирующий  орган заявления о прекращении  лицензируемого вида деятельности;

2) прекращение  физическим лицом деятельности  в качестве индивидуального предпринимателя;

3) прекращение  деятельности юридического лица (за исключением реорганизации  в форме преобразования или  слияния при наличии на дату  государственной регистрации правопреемника  реорганизованных юридических лиц  у каждого участвующего в слиянии  юридического лица лицензии на  один и тот же вид деятельности);

4) наличие  решения суда об аннулировании  лицензии.

 

21.Антимонопольное  и тарифное регулирование на  транспорте: понятие, содержание, основные  нормативные правовые акты. Понятие, виды и особенности регулирование  естественных монополий на транспорте.

 

В соответствии с ФЗ «О естественных монополиях» (от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ) естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

Естественными монополиями в сфере транспорта являются:

1 Железнодорожные перевозки;

2. Услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

3. Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

4. Ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Цель государственного регулирования в этой сфере - достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Основной метод государственного регулирования - ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Например, принято Постановление Правительства РФ (от 23.04.2008 № 293) «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»

В соответствии с которым: государственное регулирование тарифов осуществляется в следующих целях:

а) создание условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития транспортных терминалов, портов, аэропортов и инфраструктуры внутренних водных путей на основе обеспечения баланса интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг, а также для развития конкуренции на рынке транспортных услуг и снижения транспортных издержек;

б) обеспечение доступности услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

в) повышение качества оказываемых услуг.

Тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

Тарифы устанавливаются Федеральной службой РФ по тарифам (ФСТ).

22.Понятие транспортных  обязательств. Понятие и виды  транспортных договоров.

Транспортные обязательства обусловлены характером отношений, возникающих в процессе перевозок грузов, пассажиров и багажа. Спецификой таких отношений является то, что они опосредствуют сферу услуг нематериального (неовеществленного) характера,предоставляемых должником кредитору.

Транспортные обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Обязательства по оказанию услуг, которые непосредственно влияют на осуществление транспортного процесса на различных его стадиях, – это обязательства в области транспортной деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, экспедиционного обслуживания, буксировки судов и плотов, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации.

Транспортное обязательстве может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо – перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица – грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа – определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо – оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон. Перевозка (в широком значении) - это обязательства, в силу которых перевозчик должен совершить юридические и фактические действия по перемещению (транспортировке) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги) в пользу грузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель обязуется оплатить эти действия.

Договор перевозки относится к так называемым транспортным обязательствам (транспортным договорам).

Транспортные договоры - договоры, относящихся к разным типам и видам гражданско-правовых обязательств и отличающихся своей родовой принадлежностью, используемые в транспортной деятельности. Договоры регулирующие отношения, возникающие при осуществлении транспортной деятельности.

Термин «транспортные договоры» не является гражданско-правовой категорией, а лишь указывает на сферу применения различных видов догово​ров (перевозки, буксировки, аренды транспортных средств, возмездного оказания транспортных услуг и т. д.).

К транспортным договорам относят:

1.​ договоры об организации перевозок (долгосрочные, навигационные и др.);

2.​ договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, на централизованный завоз-вывоз грузов, иные);

3.​ договоры перевозки грузов (в непрямых, прямых, смешанных и ме​ждународных сообщениях);

4.​ договоры транспортной экспедиции;

5.​ договоры перевозки пассажиров и багажа (в пригородном, даль​нем, международном сообщениях);

6.​ специальные договоры (аренды и проката транспортных средств, буксировки, морского посредничества, морского агентирования, об оказании лоцманских услуг, стивидорные, доверительного управления транспортными средствами, о спасании на море, транспортного страхования, складского хранения и др.).

Основными договорами являются договоры перевозки

Для классификации договоров перевозки используют различные критерии.

По моменту заключения выделяют: реальный договор перевозки конкретного груза (спорно) и консенсуальные договоры.

По предмету договора можно выделить: договор перевозки грузов, договор перевозки пассажира, договор перевозки багажа (условно), договор фрахтования (спорно).

Информация о работе Шпаргалка по "Транспортное право"