Шпаргалка по "Транспортное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 16:48, шпаргалка

Описание работы

Предмет. Методы. Понятие транспортного права.
Предмет транспортно-правового регулирования – это общественные (транспортные) отношения в сфере транспортной деятельности, под которой понимается предпринимательская и иная деятельность, связанная с оказанием транспортных услуг (перевозка грузов и пассажиров) и функционированием транспортных организаций.

Файлы: 1 файл

otvety_na_ekz_TP.docx

— 159.54 Кб (Скачать файл)

Воздушный кодекс РФ – свод законодательных актов, которые определяют основы использования воздушного пространства и регулируют отношения в области авиации. Все нормативные акты Воздушного кодекса основываются на полном и исключительном суверенитете воздушного пространства над территорией Российской Федерации, над внутренними водами и территориальным морем.

Воздушный кодекс определяет госконтроль в области гражданской авиации, цель которого обеспечить безопасность полетов и высокое качество работ и услуг. В соответствии в воздушным законодательством создаются инспекторские службы при уполномоченных органах, которые осуществляют контроль объектов гражданской авиации.

Воздушный кодекс регулирует порядок расследования комиссией авиационных происшествий, цель которого состоит в определении причин происшествия и принятии мер по предотвращению подобных инцидентов в будущем. Воздушный кодекс определяет ответственность эксплуатантов воздушных суден, перевозчиков и грузоотправителей и ее размеры. Пять статей настоящего кодекса регулируют положения об обязательном страховании ответственности владельцев воздушных суден, перевозчиков, жизни и здоровья членов экипажа.

Настоящий Воздушный кодекс РФ действует на территории Российской Федерации с апреля 1997 года и применяется при всех правоотношениях в области использования  воздушного пространства.

Содержание:

·  Преамбула

·   Глава I. Общие положения

·   Глава II. Государственное регулирование использования воздушного пространства

·   Глава III. Государственное регулирование деятельности в области авиации

·   Глава IV. Государственный надзор в области гражданской авиации

·   Глава V. Воздушные суда

·   Глава VI. Аэродромы, аэропорты и объекты единой системы организации воздушного движения

·   Глава VII. Авиационный персонал

·   Глава VIII. Экипаж воздушного судна

·   Глава IХ. Авиационные предприятия

·   Глава Х. Полеты воздушных судов

·   Глава ХI. Международные полеты воздушных судов

·   Глава ХII. Авиационная безопасность

·   Глава ХIII. Поиск и спасание

·   Глава XIV. Расследования авиационного происшествия или инцидента

·   Глава XV. Воздушные перевозки

·   Глава XVI. Авиационные работы

·   Глава XVII. Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя

·   Глава XVIII. Заключительные положения 

8.Устав железнодорожного  транспорта РФ: понятие, сфера применения, структура. Сходство и отличия  от других транспортных кодексов  и уставов (по содержанию)

Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (УЖДТ РФ).

Он регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур ж/д транспорта не общего пользования, другими физическими и /или юридическими лицами при пользовании услугами ж/д транспорта и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, багажа, грузов, оказание услуг по использованию инфраструктуры и иных, связанных с перевозками. Структурно Устав состоит из девяти глав (130 статей). Глава I «Общие положения» определяет сферу применения УЖДТ РФ, основные понятия, правила подзаконного регулирования. Глава II «Перевозки грузов, контейнеров и повагонными отправками грузобагажа», наибольшая по объему (41 статья), содержит основные правила заключения и исполнения договора перевозки грузов. Глава III «Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа» в самых общих чертах определяет новый для нашего законодательства договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Ранее железнодорожный перевозчик был одновременно владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта. В настоящее время совершается попытка разделения перевозочной деятельности и деятельности по эксплуатации инфраструктуры. Глава IV «Железнодорожные пути необщего пользования» посвящена вспомогательным транспортным договорам, обеспечивающим оптимальную эксплуатацию железнодорожных линий, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования. Глава V «Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении» устанавливает правила взаимодействия перевозчиков при доставке грузов различными видами транспорта. Данная глава имеет важное самостоятельное значение, поскольку закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, предусмотренный ст. 788 ГК РФ, до сих пор не принят. Глава VI «Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа» регулирует перевозки пассажирскими и багажными поездами, а также услуги, связанные с такими перевозками. Глава VII «Ответственность перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров» подробно регламентирует основания, порядок и размер ответственности сторон перевозки и владельца инфраструктуры, а также основания освобождения от ответственности. Глава VIII «Акты, претензии, иски» определяет порядок рассмотрения и разрешения споров, возникающих при исполнении транспортных обязательств. Глава IX «Заключительные положения» посвящена введению в действие УЖДТ РФ и значению данного акта в системе законодательства РФ.

УЖДТ РФ – далеко не первый специальный закон, регламентирующий перевозки железнодорожным транспортом в нашей стране

9.Устав автомобильного  транспорта и городского наземного  электрического транспорта: понятие, сфера применения, структура. Сходство  и отличия от других транспортных  кодексов и уставов (по содержанию).

 

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ от 08.11.2007 № 259-ФЗ (УАТ РФ).

Регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электротранспортом. Определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователями, грузоотправителями, грузополучателем, перевозчиком, фрахтовщиком, на объектах транспортной инфраструктуры.

Содержание:

·  Глава 1. Общие положения

·   Глава 2. Перевозки грузов

·   Глава 3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа

·   Глава 4. Перевозки пассажиров и багажа по заказам

·   Глава 5. Перевозки пассажиров и багажа легковыми такси

·   Глава 6. Ответственность перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, фрахтователей

·   Глава 7. Акты, претензии, иски

          Глава 8. Заключительные положения

  1. Действовавший на протяжении почти 40 лет Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета министров РСФСР от 08.01.1969 № 12, не только морально устарел, но, по существу, вообще не мог регламентировать обстоятельно изменившиеся в связи с переходом к рыночной экономике общественные отношения на автомобильном транспорте. Поэтому столь долгожданное принятие в ноябре 2007 года Федерального закона № 259-ФЗ и разработка новых правил перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом в соответствии с данным нормативным правовым актом заложили основы формирования обновленного законодательства об автомобильном транспорте, отвечающего реалиям современности. 
    Вопрос о необходимости принятия нового закона неоднократно поднимался администрациями субъектов Российской Федерации, отраслевыми ассоциациями и союзами, а также хозяйствующими субъектами. Попытки создания нового документа предпринимались, текст закона много раз дорабатывался и полностью переписывался. И все это время автомобильный транспорт, наряду с трубопроводным, не имел собственного кодекса или устава на уровне федерального закона. 
    Анализ УАТ позволяет выявить в нем как достоинства, так и недостатки. К числу первых необходимо отнести одно из главных достижений данного нормативного правового акта — его соответствие современному состоянию развития экономики России и транспортной сферы, хотя, принимая во внимание длительность разработки УАТ, представляется, что данный акт мог бы быть более совершенным в части правовой регламентации деятельности в области автомобильных перевозок. 
     
    10.Понятие, виды и особенности правового регулирование грузовых перевозок.

       11. Понятие, виды и особенности  правового регулирования пассажирских  перевозок.

В литературе различают понятия транспортировка и перевозка. Перевозка (перемещение и груза и транспортного средства); Перекачка нефти, сплав леса - если груз движется не вместе с транспортным средством, а иным образом - это транспортировка.

В силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза, пассажир или иное лицо обязуются уплатить провоздную плату.(ст. 785, 786)

Перевозка делится на: по видам транспорта: (железнодорожный; внутренневодный; морской; автомобильный; воздушный); в зависимости от числа транспортных организаций, участвующих в перевозке: местные (перевозка в местном сообщении) в ней участвует 1 транспортное предприятие; прямая (перевозка 2-мя или более транспортными организациями одним видом транспорта).

Перевозка,осуществляемая по одному транспортному документу (по одной накладной без переоформления груза в пути)- прямая; смешанная перевозка (участие нескольких транспортных организации, относящихся к различным видам транспорта).

Ответственность наступает у первого перевозчика,он один состоит в договорных отношениях с отправителем как за свои действия так и за действия других перевозчиков (Ветрянский сторонник этой позиции). Существует и другой взгляд - это западная доктрина. Договор грузоотправитель заключает с оператором, который организует транспортный процесс. Оператор несет ответственность перед грузоотправителем.

У нас существует аналогичная схема - договор транспортной экспедиции: отправитель -экспедитор — транспортная организация

Экспедитор вступает в фактические отношения с перевозчиком (по доверенности от отправителя). Экспедитор не несет ответственность по договору перевозки, а только по договору. Перед законодателем стоит задача разработки закона о прямом - смешанном сообщении. Этот закон упоминается в ст. 788 ГК.

Договор перевозки опосредуется несколькими договорами. На каждом виде транспорта можно выделить и иные виды перевозки: железнодорожный транспорт: (отправительский маршрут (ж/д сост. ж/д маршрут, состоящий из груза 1-го отправителя); повагонная отправка (загружается полностью вагон грузом первого отправителя); мелкая отправка (в 1 вагон загружаются грузы разных отправителей);

•   речной, автомобильный транспорт,  контейнерная  отправка  (небольшая  партия груза; осуществляется со склада грузоотправителя).

•    Морской:   (заграничное  сообщение;   внутреннее   сообщение   (кабатаж:   может  быть   -большой (пункты отправления и назначения находятся в разных морях; - малый (в! море);

•    На автомобильном транспорте: (городская (внутри городской черты); пригородная (от городской черты в пределах 50 км.); междугородные; международные).

•    Воздушный транспорт (если плановая посадка осуществляется в другом государстве, даже если пункты отправления и назначения находятся в одном государстве). Перевозки делятся на: пассажирские (без багажа или вместе с багажом); грузовые.

Правовое регулирование

ГК (гл. 40), состоящая из 17 ст.-в ней отражаются самые главные положения. Транспортное

законодательство не может от них отклониться.

Устав автомобильного транспорта от 08.01.69г. (в ред. от 28.04.95 г.)

Воздушный кодекс, 1997 г.

Транспортный устав ж/д, 1998 г.

Кодекс торгового мореплавания от 30.04.99 г.

Кодекс внутреннего водног транспорта от 07.03.01г.

 

12.Правонарушения  на транспорте: понятие, виды, источники  правового регулирования.

Правонарушение — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собойюридическую ответственность.

Общественная опасность правонарушений на транспорте состоит в том, что созданная ими опасность может причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести материальный ущерб, нарушить безопасное функционирование транспортных средств и предприятий, а также экологическое равновесие.

К противоправным деяниям относятся, например, деяния угрожающие безопасности движения на транспорте, деяния, направленные на повреждение транспортных средств, нарушения правил перевозок, правил движения и др.

При этом, можно выделить правонарушения, которые встречаются на всех видах транспорта (деяния угрожающие безопасности движения) и правонарушения характерные только для отдельных видов транспорта (напр. пиратство – только на водном транспорте, осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений – только на автомобильном).

Все правонарушения делят на 2 группы (преступления и проступки).

Информация о работе Шпаргалка по "Транспортное право"