Шпаргалка по "Транспортное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 16:48, шпаргалка

Описание работы

Предмет. Методы. Понятие транспортного права.
Предмет транспортно-правового регулирования – это общественные (транспортные) отношения в сфере транспортной деятельности, под которой понимается предпринимательская и иная деятельность, связанная с оказанием транспортных услуг (перевозка грузов и пассажиров) и функционированием транспортных организаций.

Файлы: 1 файл

otvety_na_ekz_TP.docx

— 159.54 Кб (Скачать файл)

По субъектному составу выделяют: договоры между перевозчиком и пассажиром, договоры между перевозчиком и грузоотправителем, договоры между транспортными организациями.

По правовому статусу перевозчика договоры делятся на осуществляемые транспортом общего пользования и иными перевозчиками.

С этой классификацией связано подразделение договоров на публичные и прочие (с конкретным составом).

По форме договора можно выделить: оформляемые транспортной накладной или коносаментом (договоры перевозки груза), заключаемые путем совершения конклюдентных действий (договоры перевозки пассажиров городским транспортом общего пользования), заключаемые в общем порядке.

По виду транспорта: договоры перевозки железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и речным транспортом.

Кроме того, транспортные договоры различаются не только по указанным видам, но и по классификационным признакам:

1.​ в зависимости от юридической направленности (цели) различают предварительные (об организации перевозок (спорно)) и основные (перевозка, буксировка) договоры;

2.​ по предмету договора выделяют договоры перевозки груза, перевозки пассажира, аренды транспортного средства с экипажем и т. д.;

3.​ по отношению к моменту, с которого договор считается заключенным, договоры считаются реальными (перевозки конкретного груза, буксировки плавучего объекта) и консенсуальными (перевозки пассажира, об организации перевозок, фрахтования и др.);

4.​ в зависимости от права требования исполнения обязательства раз​личают договоры в пользу их участников (аренды транспортных средств, морского посредничества и агентирования и т. д.) и договоры в пользу третьих лиц (перевозки груза, транспортного страхования и т. п.);

5.​ по основаниям заключения договора бывают договоры свободные (об организации перевозок, чартеры) и обязательные (из административного акта), в том числе публичные (на основании закона, лицензии);

6.​ в зависимости от характера распределения прав и обязанностей между участниками все транспортные договоры относятся к взаимным, а от опосредуемого договором характера перемещения материальных благ - к возмездным (за исключением договоров первого и второго вида);

7.​ по способу заключения различают договоры взаимосогласованные (об организации перевозок, аренды транспортных средств, чартеры) и договоры присоединения (перевозки груза по накладной);

8.​ по форме договора можно выделить договоры, оформляемые транс​портной накладной или коносаментом (реальные договоры, перевозки кон​кретного груза), договоры, заключаемые путем акцепта оферты (принятие транспортным предприятием заявки грузоотправителя на выделение транс​портных средств), а также договоры, заключаемые в общем порядке.

 

23.Основания возникновения  обязательств по перевозке грузов. Порядок заключения договора  перевозки груза (договора фрахтования).

 

 

Договор фрахтования (чартер), по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК), отличается как от договора перевозки груза, так и от договора перевозки пассажира. Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов, что предопределяет и специфику содержания этого обязательства. Более того, договорные отношения между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком возникают уже при подаче грузоотправителем заявки (заказа) на перевозку груза и принятии ее перевозчиком (п. 1 ст. 791 ГК), т.е. до заключения договора перевозки груза. Из факта ее принятия перевозчиком вытекает его обязательство подавать транспортные средства под погрузку, а также обязательство отправителя предъявить соответствующие грузы к перевозке. Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора: договора перевозки, договора об организации перевозок либо из договора, заключаемого путем принятия перевозчиком заявки грузоотправителя.

Обязательство – это относительное правоотношение, опосредующее товарное перемещение материальных благ, в котором одно лицо (должник) по требованию другого лица (кредитора) обязано совершить действия по предоставлению ему определенных материальных благ.

Под это определение подпадают гражданско-правовые или имущественные правоотношения в транспортной деятельности.

Перевозка, т.е. пространственное перемещение груза или пассажира, как основная услуга в транспортных правоотношениях, имеет возмездный характер, поэтому предоставление такой услуги должно происходить в форме гражданско-правового договорного обязательства, возникающего между транспортными предприятиями (перевозчиками) и клиентурой (пользователями транспортных услуг).

Как правило, выделяют обязательства по перевозке груза и связанные с ними обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке.

Основания для возникновения указанных обязательств являются:

- договор об  организации перевозок;

- принятая  перевозчиком заявка (заказ) грузоотправителя;

- договор перевозки  груза;

- договор фрахтования.

Договоры об организации перевозок заключаются при систематических перевозках грузов на долгосрочной основе.

На основе заявки (заказа) возникают обязательства по подаче ТС и предъявлению груза, предществующие обязательствам по перевозке груза, вытекающим из реального договора перевозки груза.

Наиболее подробно процедура подачи и рассмотрения завки регламентирована на железнодорожном транспорте.

Заявка обязательно представляется груоотправителем перевозчику по установленной форме (форма уст. в Правилах перевозок) не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты.

Заявка в течение 2 дней рассматривается перевозчиком и в случае положительного решения отправляется на согласование с владельцем инфраструктуры (который рассматривает заявку в теч. 5 (10) дней). Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка направляется перевозчиком грузоотправителю не позднее, чем за 3 дня до начала перевозки.

В соответствии с Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (утв. Минтрансом в 2007 г.) закрепление на воздушном судне провозной емкости для перевозки груза на определенный рейс и дату (бронирование) является обязательным условием перевозки воздушным транспортом груза.

Бронирование производится в сроки и порядке, установленные перевозчиком.

Необходимую информацию для бронирования грузоотправитель должен сообщить перевозчику или уполномоченному агенту перевозчика.

Договор фрахтования, широко применяемый на морском транспорте, представляя собой консенсуальный договор, является основанием возникновения как обязательств по подаче ТС и предъявлению груза, так и собственно обязательств по перевозке груза.

Как правило основанием для принятия груза морским перевозчиком является предъявление отправителем погрузочного ордера, на основании которого ему выдаётся штурманская расписка (расписка о приёме груза к перевозке), в последствии заменяемая коносаментом.

При линейных перевозках, обычно оформляется букинг-нот – документ с помощью которого резервируется (бронируется) место на судне в линейном сообщении.

24.Договор об  организации перевозок: понятие, содержание, ответственность за нарушение  условий договора.

В ГК РФ договор перевозки выделен в самостоятельный вид договора, который получил свое закрепление в гл. 40 ГК РФ. Общие положения данного договора закреплены в ст. 784 ГК РФ.

По договору об организации перевозки грузов согласно ст. 798 ГК РФ перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

Условиями договора об организации перевозки являются: объемы, сроки и порядок предоставления транспортных средств, а также предъявления грузов для перевозки; порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

В этих договорах может быть установлена ответственность сторон за нарушение предусмотренных в них обязательств.

Таким образом, договор об организации перевозок грузов носит длящийся характер и является по своей юридической природе консенсуальным, возмездным и двусторонним.

К числу договоров об организации перевозки, широко применяемых на практике, относятся: навигационные договоры - на морском и речном транспорте; специальные договоры - на воздушном транспорте; годовые договоры - на автомобильном транспорте.

Наличие данного договора не освобождает отправителя от обязанности подать заявку на перевозку груза перевозчику.

При несоответствии условий договора перевозки конкретного груза (ДПГ), заключенного на основе договора об организации перевозок (ДОП), условиям ДОП приоритет отдаётся условиям ДПГ (т.к. они являются специальными).

25.Обязательства (договор) по подаче транспортных  средств и предъявлению грузов  к перевозке: понятие, содержание, основания  возникновения.

Перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства (вагоны, суда, ав​томобили), а грузоотправитель - предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК).

Основаниями для возникновения указанных обязательств являются: договор об организации перевозок, принятая перевозчиком заявка (заказ) отправителя, договор фрахтования (чартер).

Реализация обязательств осуществляется в порядке, установленном транспортным законодательством.

Перевозчик обязан подать транспортные средства в количестве, со​гласованном с грузоотправителем, в обусловленный срок и в определен​ное место. Транспортные средства должны быть исправными и иметь тех​нико-коммерческое состояние, обеспечивающее сохранную перевозку конкретного груза, а также очищенными от остатков ранее перевозимого груза и промытыми, а в установленных правилами случаях - и санитарно обработанными. Отправитель груза вправе отказаться от транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

Сроки подачи перевозочных средств (тоннажа) определяются по соглашению сторон или в нормативном порядке.

Условия и порядок подачи перевозочных средств (на подъездных путях или причалах, принадлежащих грузоотправителю, или на путях и причалах общего пользования) устанавливаются специальными правилами, которые действуют на отдельных видах транспорта.

(Так на ждт порядок подачи  вагонов на подъездные пути  определяется договором на эксплуатацию  подъездных путей или договором  на подачу и уборку вагонов  с учётом размеров среднесуточной  погрузки-выгрузки

Подача вагонов под погрузку средствами грузоотправителя на пути общего пользования производится по предварительным уведомлениям или через определённые интервалы времени).

Первоначально установленное время подачи перевозочных средств может быть изменено по соглашению сторон.

Место подачи транспортных средств зависит от особенностей их эксплуатации и технических возможностей перевозчика и отправителя.

(На возд. транспорте – аэродром (аэропорт) или специально оборудованная  Взлетно-Посадочная Площадка; на  автотранспорте – можно непосредственно  к складу клиентуры, ждт – на  станцию, на ВВТ – на пристань, причал, в порты общего и необщего  пользования).

В соответствии со ст. 791 ГК перевозчик обязан подать грузоотправителю исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Исправность и пригодность перевозочных средств должна быть технико-коммерческой и обеспечивать сохранность груза в процессе транспортировки (детально – Правила перевозки).

Транспортное средство подается очищенным от остатков груза и мусора или промытым и продезинфицированным и т.п.

При нарушении вышеназванного грузоотправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств (не пригодных для перевозки соответствующего груза), что не будет считаться неисполнением с его стороны.

Причём техническая исправность определяется и обеспечивается перевозчиком, а пригодность транспортных средств в коммерческом отношении для перевозки конкретных грузов определяется грузоотправителем. (Влияет на то, кто несёт ответственность).

Для морской перевозки большое значение имеет мореходность судна (ст. 124 КТМ), также обнимающая и техническую (пригодность судна к плаванию вообще), и коммерческую его характеристику (пригодность для перевозки определенного груза при конкретных условиях).

(обеспечить техническую годность  судна к плаванию, надлежащим  образом снабдить судно, укомплектовать  его экипажем и снабдить всем  необходимым, привести трюмы и  др. помещения судна в состояние  обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза).

Информация о работе Шпаргалка по "Транспортное право"