Формирование транспортной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:19, реферат

Описание работы

Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. кмжелезных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральныхнефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речныхсудоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.

Содержание работы

1.Храктеристика системы………………………………...……………..….. стр 3
2.Структура системы…………………………………..……………...…..... стр 5
2.1Железнодорожный транспорт……………………..……...……...….... стр 5
2.2Морской транспорт………………………………………...……….…. стр 6
2.3Речной транспорт………………………………………………...…..... стр 6
2.4 Трубопроводный транспорт……………………………………...…....стр 7
2.5 Автомобильный транспорт……………………………...……...…….. стр 9
2.6 Воздушный транспорт………………………………………………... стр 10
2.7 Промышленный транспорт…………………………...…………...…. стр 11
2.8 Общественный транспорт…………………………..……………...… стр 12
2.9 Транспортные узлы……………………………….……………...…… стр 12
2.10 Транспортные коридоры…………………..…………………...…… стр 13
3. Транспортное законодательство…………...………………………...…. стр 14
3.1 Правовое обеспечение……………………………..………………......стр 14
4. Развитие транспортной системы России……………………………......стр 16
4.1 Тарифная система……………………………………………………...стр 17
4.2 Налоговая система……………………………………………………..стр 17
4.3 Информационное обеспечение……………………………………......стр 18
Список использованной литературы…..………………

Файлы: 1 файл

Transportnaya_sistema_Rossii_2.docx

— 66.20 Кб (Скачать файл)

Строятся газопроводы Северный поток, Бованенково — Ухта, Сахалин — Хабаровск — Владивосток и Джубга — Лазаревское — Сочи.

Проектируются газопроводы Южный поток, Алтай, Якутия—Хабаровск—Владивосток и Прикаспийский газопровод, нефтепроводы Балтийская трубопроводная система-II, Мурманский нефтепровод и Заполярье-Пурпе-Самотлор.

2.5 Автомобильный транспорт

Общая длина автомобильных  дорог с твёрдым покрытием  в России составляет 754 тыс. км (2008).[5] В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд тонн грузов, его грузооборот в том же году составил 216 млрд тонно-километров.[5]

С 2000 по 2008 годы объём перевозки  грузов на автомобильном транспорте увеличился на 17 %, грузооборот — на 41 %.[5]

По общей протяженности  автомобильных дорог Россия превосходит  почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место  во всем мире[11][12]. По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей, что несколько выше, чем на Украине или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но ниже, чем ряде других стран: так, в Финляндии данный показатель составляет около 10 км, в США — около 13 км, во Франции — 15,1 км на 1 тыс. жителей[13]. Общая протяжённость автодорог — 910 тыс. км, из них 745 тыс. км покрыты асфальтом, 45,4 тыс. км дорог федерального значения. По данным на 2011 год, 92 % протяжённости федеральных трасс страны представляют собой дороги, где движение осуществляется по одной полосе в каждом направлении; 29 % федеральных трасс работают в режиме перегрузки. Плохое состояние автодорог страны влечёт за собой крайне низкую среднюю скорость перемещения коммерческих грузов автотранспортом — около 300 км в сутки (в странах Европы — приближается к 1500 км в сутки).

Деятельность транспортно-экспедиционных компаний по доставке грузов наземным автотранспортом в настоящее  время регулируется Уставом автомобильного транспорта.

В сентябре 2010 года было завершено  строительство автомагистрали «Амур».

Основным государственным  источником финансирования дорожного  хозяйства России с 2011 года является Федеральный дорожный фонд, запланированный объём отчислений в него в 2011 году составляет 386,7 млрд руб.

2.6 Воздушный транспорт

Воздушный транспорт является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение (скоропортящиеся  грузы), бо́льшее значение он имеет для пассажироперевозок. В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь и т. д. Основными центрами авиасообщения являются Москва, Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, Екатеринбург,Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток. При этом подавляющая часть пассажирских воздушных перевозок замкнута на московском авиаузле: около 80% (по состоянию на 2011 год) авиаперевозок осуществляется из Москвы или в Москву[4]. Сеть действующих аэропортов в России с 1991 года по 2012 год сократилась более чем в 4 раза[14][15]. В отличие от большинства развитых государств, в России национальные авиаперевозчики могут использовать (и используют) лётную технику, зарегистрированную не в РФ, а в иностранных офшорных зонах.[16]

Количество аэропортов в России

Год

1991

1995

2000

2005

2010

2011

2012

Количество аэропортов

1450

876

533

393

332

332

315


Пассажирские  и грузовые перевозки (РСФСР, РФ):

 

1970

1980

1990

1995

2000

2005

2010

Перевезено грузов млн т

1,4

2,4

2,5

0,6

0,8

0,8

1,1

Перевезено пассажиров млн

45

66

91

32

23

37

59


 

2.7 Промышленный транспорт

К промышленному транспорту относится транспорт необщего пользования  и технологический транспорт, выполняющий  производственно-технологические перевозки  грузов на внутренних дорогах промышленных предприятий и организаций, комплексов зданий и сооружений, транспортных служб, и не выходит на дороги общего пользования. В соответствии со СНиП 2.05.07-91 в промышленный транспорт входят:

  • железнодорожный транспорт с колеей 1520 мм и 750 мм,
  • технологический автомобильный транспорт, включая моторные тележки шириной до 2,1 м, предназначенные для межцеховых перевозок: аккумуляторные (погрузчики, тягачи с прицепами, электрокары) и с двигателями внутреннего сгорания (автопогрузчики, автокары и тягачи с прицепами).
  • гидравлический транспорт,
  • канатный подвесной транспорт,
  • конвейерный транспорт.

 

 

2.8 Общественный транспорт

Во внутригородских перевозках пассажиров в России лидируют автобусы. В крупнейших городах также налаженотрамвайное и троллейбусное сообщение. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий 7,6 тыс. км. Самой протяжённой трамвайной сетью в мире располагает Санкт-Петербург (более половины находится в аварийном состоянии). В семи крупнейших городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге,Новосибирске и Казани — имеется метрополитен. Суммарная эксплуатационная длина путей метрополитена составляет более, чем 475 км.

2.9 Транспортные узлы

На территории России можно  выделить два типа транспортных узлов.

  1. Узлы международного, федерального уровня, зона их влияния распространяется на крупные экономические районы: Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Центральная Россия, Юг России, Северо-Запад России. К федеральным узлам относятся Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород,Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток.
  2. Узлы регионального (межрегионального) значения, зона их влияния распространяется на один, два, трисубъекта Российской Федерации (республика, край, область, округ).

Федеральные и региональные транспортные узлы взаимно дополняют  друг друга: грузы с определенной территории первоначально аккумулируются в региональном узле в необходимых для формирования маршрутного направления объёмах, а потом централизованно доставляются в федеральный транспортный узел, что позволяет сократить порожний ход транспорта.

 

 

2.10 Транспортные коридоры

Путь из Европы в Азию через Россию — кратчайший, поэтому для неё экономически целесообразно развитие транспортных коридоров. В настоящее время по территории России проходят три панъевропейских транспортных коридора: первый «Север—Юг» (Хельсинки — Таллин — Рига — Каунас и Клайпеда — Варшава и Гданьск), второй«Восток—Запад» (Берлин — Познань — Варшава — Брест — Минск — Смоленск — Москва — Нижний Новгород) и девятый (Хельсинки — Выборг — Санкт-Петербург — Псков — Москва — Калининград — Киев — Любашёвка —Кишинёв — Бухарест — Димитровград — Александрополис).

Стратегически важными являются Транссибирская магистраль, паромные линии на Балтике, коридор для доставки грузов с Тихоокеанского побережья США в Китай через российские порты Приморья, воздушное пространство России.

Управление системой

В результате реформирования федеральных органов исполнительной власти, осуществленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», произошло слияние Министерства транспорта, Министерства путей сообщения иМинистерства связи в одно общее Министерство транспорта и связи Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Транспортное законодательство

Почтовая  марка России, 2009 год: 
200 лет транспортному ведомству России

Основные акты транспортного  законодательства:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г.;
  • Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.;
  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.;
  • Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г.;
  • Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Федеральный закон № 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года;
  • Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ
  • Закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 г.
  • Конвенции о международных перевозках

Важным элементом транспортного  законодательства являются правила  перевозок и тарифы.

 

3.1   Правовое обеспечение.

Из-за неотрегулированности правовых вопросов взаимодействия таможни и судовладельцев, таможни и морских агентов, таможни и портовых властей, таможни и грузовладельцев и др., грузовладельцы предпочитают, чтобы их грузы следовали не через отечественные, а через порты других государств. Большим препятствием стала несогласованность действий различных представленных в порту государственных структур, зачастую признающих только свои узковедомственные интересы, – пограничной службы, органов сертификации, ветеринарной инспекции, таможни, Министерства путей сообщения, Министерства транспорта и др. Это приводит к непроизводительным временным и финансовым издержкам, что не способствуют эффективности транспортной системы России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Развитие транспортной  системы России

Занимая выгодное географическое положение (центральную часть Евразийского континента), имея выходы к морям, Россия владеет уникальными возможностями участия в международном транзите. Транзит грузов через Россию следует рассматривать не только как часть бизнеса, вносящую свой вклад в ВВП, но и как важный элемент усиления ее геоэкономической и геополитической роли. Целый ряд стран, особенно европейских таких, как Польша, Германия, Венгрия, Чехия, Австрия, Голландия, государства Балтии обладая относительно небольшой территорией и используя выгодное географическое положение, давно превратили транзит в существенные статьи доходов своих бюджетов.

Российская транспортная система в настоящее время  не в полной мере готова к обеспечению  перспективных объемов перевозок  грузов и пассажиров, что обусловлено:

1)   диспропорциями развития мощностей различных видов транспорта для обеспечения перевозок отдельных видов грузов;

2)   значительным износом основных фондов транспортных предприятий;

3)   неразвитостью системы операторов перевозок в международном сообщении;

4)   значительным отставанием уровня качества транспортного обслуживания по сравнению с современными международными требованиями.

В связи с этим, России потребуется создание транспортных логистических центров в крупных  транспортных узлах, а также принятие конкретных мер по развитию каждого  вида транспорта. Принципиальным становится сближение национальных законода-тельств и нормативов с международными транспортными соглаше-ниями и конвенциями, упрощение и гармонизация таможенных и других процедур пересечения границ, унификация транзитной документации. Развитие транзита не может не сопровождаться повышением требований к качеству транспортных услуг. Это – сокращение транзитного времени, снижение затрат на перевозку, оптимизация тарифов, сохранность грузов. Подобные условия можно соблюсти только при развитии транспортной логистики, включающей мультимодальный транспорт, современные терминалы, экспедицию грузов, формирование эффективных транспортных маршрутов движения, позволяющих осуществлять комбинированное перемещение грузов по схеме "воздух - суша - море".

Для выполнения этих условий  необходимо усовершенствовать следующие  элементы транспортной системы России.

 

4.1.Тарифная система.

Существующее несовершенство тарифной системы порождает самые  невероятные, более длинные, обходные, но тем не менее значительно более дешевые маршруты транспортировки как экспортно-импортных, так и транзитных грузов. Единственная причина, которая иногда заставляет грузовладельцев соглашаться на более дорогой, но короткий и быстрый маршрут доставки – это желание избежать уплаты демереджа, т.е. штрафа за сверхнормативное время нахождения судна в порту.

Помимо того, при перевозке, например, металлов ставки сборов в  портах составляют до 70 % от стоимости перевозки по железной дороге и в 2,5 раза выше, чем в портах Балтии. При этом Россия ежегодно теряет около 600 млн $ на транзите и перевалке своих грузов в зарубежных портах Балтийского моря.

 

4.2.    Налоговая система.

Общей проблемой предприятий  транспортного комплекса является сложность обновления парка подвижного состава из-за чрезмерно высокого уровня налогов и таможенных пошлин, а также жестких экологических  требований, предъявляемых иностранными грузоотправителями к качеству подвижного состава. Средний уровень налогов на один автомобиль в России в несколько раз выше, чем в странах ЕС. Анализ совокупного уровня налогообложения и других обязательных платежей судоходных и морских компаний стран мира, выполненный управлением внешних связей Росморфлота, также показывает, что в России самый высокий уровень налогообложения.

Информация о работе Формирование транспортной системы России