Транспортная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:55, реферат

Описание работы

Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.

Файлы: 1 файл

выходцев.docx

— 18.05 Кб (Скачать файл)

Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.

Огромные пространства и  суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных  видов наземного транспорта —  железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в  России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем  грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и  пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах  в районах лесозаготовок и  т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.

Подавляющая часть пассажирооборота приходится на четыре вида транспорта: воздушный (30 %), автобусный (29 %), железнодорожный (29 %) и метрополитен (9 %). Тенденцией последних лет является повышение  доли воздушного транспорта (рост по сравнению  с 2000 годом почти в 3 раза) и снижение доли железнодорожного транспорта.

Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и  износом подавляющего большинства  транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем[источник не указан 370 дней](недоступная ссылка).

По данным Росстата, по состоянию  на 2011 год в межсезонье 10 % населения  страны фактически отрезаны от остальной  территории страны (не имеет доступа  к сети круглогодично эксплуатируемых  автодорог и/или не имеет доступа  к железнодорожным станциям и аэродромам). Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год)]. Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице[

Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных  организаций — перевозчиков и  посредников — с преобладанием  мелкого капитала, что явилось  следствием дезинтеграции экономики  в 1990-е годы.

Транспортная система  России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям.

 

 

На сравнительно небольшой территории Европейского Юга (355 тыс. км2) проживает 19 млн чел. (13% российского населения). Средняя плотность населения поэтому весьма значительна — 50 чел./км2. Однако не везде она высока и уменьшается по мере продвижения в горы.

По карте атласа определите территории района с наибольшей и  наименьшей плотностью населения. Объясните  эти различия.

Европейский Юг — единственный район России, где население до 1990-х гг. достаточно быстро увеличивалось. Во-первых, здесь всегда был высокий  естественный прирост. Сейчас в целом  по району он сменился убылью. Однако в  большинстве республик (кроме Северной Осетии—Алании) рождаемость по-прежнему превышает смертность Таблица 47 . Особенно велик естественный прирост в  Ингушетии и Чеченской Республике (соответственно 10 и 20 чел. на тысячу жителей). Он самый высокий не только в данном районе, но и в целом по стране.

Во-вторых, этот регион всегда привлекал жителей из других районов  страны. (Почему?) И сейчас миграционный прирост населения идет повсеместно, кроме Чеченской Республики, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

В районе, особенно в его  республиках, очень остра проблема занятости. Не имеет работы значительная часть экономически активного населения. В Ингушетии уровень безработицы  составляет 24%, а в Чеченской Республике — 74%! Из- за безработицы значительная часть мужчин выезжает на сезонные работы в другие районы России.

Доля горожан на Европейском  Юге невысока (56%). Это связано  со значительной ролью агропромышленного  комплекса в его экономике. Но роль городов, особенно крупных, в формировании географии населения и хозяйства  очень существенна. В 20 крупнейших городах  проживает 1/3 населения (табл. 47).

Европейский Юг — самый  многонациональный район России. Здесь проживают 42 народа, обладающих самостоятельными языками. Число же диалектов превышает 100. Особенно пестр национальный состав в горах. (Почему?)

Многонационалыюсть — следствие сложной и длительной истории формирования района. Задолго до нашей эры по его равнинам кочевали скифы. В горах жили многочисленные оседлые племена. Полный перечень исконно проживавших и приходивших сюда народов был бы очень обширным: греки и гунны, монголы и половцы, адыги и аланы, хазары и меоты. Славяне, преобладающие сейчас на равнинных территориях, появились здесь в IX в. н. э. Они основали здесь крупный город Тмутаракань (Тамань).

Настоящая русская колонизация  Европейского Юга началась в конце XV в. В результате массового бегства  крестьян из Центральной России здесь  образовалось Донское войско. Окончательно Северный Кавказ был присоединен  к России в результате почти 50-летней Кавказской войны.

В советский период была предпринята  попытка провести административно-территориальное  деление района по национальному  признаку. Жизнь доказала ее несостоятельность.

Невозможно учесть интересы каждого народа при подобном их многообразии.


Информация о работе Транспортная система России