Валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Валютный контроль
1.1. Цель и направление валютного контроля
1.2. Органы и агенты валютного контроля
Глава 2. Порядок проведения валютного контроля таможенными органами
2.1. Полномочия таможенных органов в сфере валютного контроля
2.2. Этапы проведения валютного контроля таможенными органами
2.3. Ответственность за нарушение валютного законодательства
Глава 3. Проблемы и предложения по осуществлению валютного контроля таможенными органами
3.1. Проблемы осуществления валютного контроля таможенными органами
3.2 Предложения по усовершенствованию валютного контроля
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

валютный контроль.docx

— 65.85 Кб (Скачать файл)
  • организации и осуществлении в регионе деятельности РТУ валютного и государственного контроля внешнеторговых бартерных сделок;
  • организации проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства РФ о государственном контроле внешнеторговых бартерных сделок и анализе результатов проведении проверок;
  • возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном КоАП РФ;
  • анализе деятельности подчиненных таможенных органов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений валютного законодательства и законодательства РФ о государственном контроле внешнеторговых бартерных сделок;
  • взаимодействии с органами и агентами валютного контроля, правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами по вопросам валютного контроля, обеспечении взаимодействия с ними подчиненных таможенных органов;
  • разработке проектов профилей риска, методическом руководстве деятельностью подразделений подчиненных таможенных органов по вопросам анализа данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценки по направлениям деятельности отдела;
  • обобщении и анализе статистических данных о результатах валютного контроля, формировании отчетности, связанной с выполнением таможенными органами региона своих функций, и направлении ее в ФТС по установленным формам и в установленные сроки;
  • рассмотрении в пределах своей компетенции обращений физических и юридических лиц по вопросам валютного контроля, осуществляемого таможенными органами региона, и др.

Значительный объем работы по осуществлению валютного контроля приходится на таможню. На таможнях высшей и первой категории эта работа выполняется отделами валютного контроля, на таможнях второй категории – отделами контроля таможенной стоимости и валютного контроля. при этом данные подразделения выполняют в пределах своей компетенции широкий круг функций, которые также определены Приказом ФТС РФ № 627. Вот их основной перечень:

  • принятие решений по вопросам валютного контроля и контроля внешнеторговых бартерных сделок, возникающим в ходе таможенного оформления и таможенного контроля;
  • проведение контроля соблюдения структурными подразделениями таможни, подчиненными таможенными постами порядка осуществления валютного контроля и контроля за внешнеторговыми бартерными сделками;
  • организация и проведение проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства, законодательства РФ о регулировании внешнеторговых бартерных сделок и анализ результатов проверок;
  • возбуждение дел об административных правонарушениях (АП) в соответствии с КоАП РФ, а также направление протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами валютного отдела в соответствии со ст.15.25 КоАП РФ, для рассмотрения в уполномоченные органы;
  • осуществление мероприятий по реализации системы управления рисками в рамках изданных профилей риска по вопросам валютного контроля и контроля за внешнеторговыми бартерными сделками, а также организация работы по анализу данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценки по направлениям деятельности отдела;
  • формирование и анализ электронных баз данных, обеспечивающих деятельность отдела и учет его результатов;
  • учет, обобщение и анализ данных о перемещении физическими и юридическими лицами валюты РФ, иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг в документарной форме;
  • учет и систематизация карточек с образцами оттисков печатей уполномоченных банков, используемых для целей валютного контроля, а также доведение их до подчиненных таможенных постов;
  • анализ деятельности структурных подразделений таможни, подчиненных таможенных постов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений валютного законодательства и законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;
  • подготовка и представление в РТУ в соответствии с установленным порядком требуемых статистических и отчетных данных о деятельности таможни по осуществлению валютного контроля и контроля внешнеторговых бартерных сделок;
  • рассмотрение в пределах своей компетенции обращений физических и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
  • разработка мероприятий, направленных на предотвращение и устранение нарушений валютного законодательства, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок.

Таможенные посты –  низший уровень организации таможенный системы РФ – участвуют в осуществлении  валютного контроля в ходе выполнения их должностными лицами своих основных функций по таможенному контролю товаров и транспортных средств при пересечении ими таможенной границы РФ.

Итак, являясь агентом  валютного контроля, таможенные органы осуществляют деятельность в данном качестве на системной основе, посредством  четкого распределения компетенции  по различным уровням своей организации, обеспечивая тем самым выполнение в полной мере функции, установленной  Законом о валютного регулировании.

 

 

 

 

 

 

2.2.   Этапы проведения  валютного контроля таможенными  органами

Компетенция таможенных органов  РФ как органов и агентов валютного  контроля заключается в том, что  они осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Таможенного Союза валюты РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Контроль за перемещением иностранной валюты в ходе экспортных, импортных и бартерных операций осуществляется посредством механизма, разработанного ФТС России совместно с ЦБ России.

Специально для реализации технологии валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров введено 2 новых документа: паспорт сделки (ПС) и учетная карточка (УК).

При организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров деятельность таможенных органов осуществляется в несколько этапов.

Первый этап (предварительный  контроль). На этом этапе предусматривается  контроль правильности оформления  ПС, достоверности содержащихся в них данных; контроль соответствия осуществляемой сделки действующему законодательству; формирование и направление в ФТС России сводных форм отчетности.

Второй этап (информационно-аналитический  контроль). Он предусматривает проверку достоверности получаемых от таможенных органов сведений; формирование основного обменного документа валютного контроля учетной карточки и направление его в уполномоченные банки, ведущие расчеты по сделкам; получение и обработку УК, оформленных банком; сопоставление и анализ информации таможенных органов об экспорте товаров и уполномоченных банков о реальном зачислении валютных средств на транзитный счет экспортера; выявление потенциальных нарушителей установленного порядка поступления валютной выручки и доведение информации до таможенных органов, в зоне деятельности которых зарегистрированы экспортеры.

Третий этап (окончательный  контроль). На этом этапе осуществляется целевая проверка экспортера по факту  возможного непоступления валютной выручки; применяются санкции, установленные КоАП РФ.

Технологией валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары предусмотрено формирование паспорта импортной сделки, учетной карточки, а также карточки платежа. Данная технология валютного контроля основана на информационном обмене перечисленными документами между таможенной и банковской системами. Бартерные сделки не опосредуются валютными расчетами, однако, оценка объема бартерных сделок осуществляется в стоимостных показателях в валюте. Поэтому, к бартерным сделкам также применяется валютный контроль, особенностью которого является формирование паспорта бартерной сделки.

Целью проводимого таможенными  органами контроля неторговых валютных операций является обеспечение соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение  через таможенную границу юридическими и физическими лицами иностранной  валюты, ценных бумаг в иностранной  валюте, валюты РФ, ценных бумаг в  валюте РФ, драгоценных металлов и  камней7.

 

2.3.   Ответственность  за нарушение валютного законодательства

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного  законодательства и актов органов  валютного регулирования, несут  ответственность, установленную законодательством  РФ8. К слову, относительная свобода действующего валютного законодательства компенсируется жесткими мерами реагирования на малейшее его нарушение.

Действующим законодательством  предусмотрены следующие виды ответственности:

 

Гражданско-правовая ответственность  российских организаций заключается  в недействительности сделок, совершенных  с нарушением положений актов  валютного законодательства РФ и  актов органов валютного регулирования (ст.168 ГК РФ), и применении последствий  недействительности таких сделок.

Иск о применении последствий  недействительности ничтожной сделки согласно п.1 ст.181 ГК РФ может быть предъявлен в течение трех лет со дня ее возникновения.

Уголовная ответственность

Руководитель юридического лица несет уголовную ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте в сумме, превышающей 5 млн. руб., в виде лишения свободы на срок до трех лет (ст.193 УК РФ).

Но стоит заметить, что  уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если в ходе судебных разбирательств будет доказано, что противоправные действия совершены умышленно. Кроме того, стоит иметь в виду, что назначение наказания по уголовному праву не освобождает от ответственности по КоАП. Верно и обратное: санкции Кодекса об административных правонарушениях не избавляют от уголовной ответственности.

Административная ответственность  является наиболее распространенным видом  ответственности за нарушения валютного  законодательства. Полный перечень нарушений  валютного законодательства приводится в ст.15.25 Кодекса об административных правонарушениях. Рассмотрим те из них, что касаются российских организаций.

 

 

 

 

 

Вид нарушения

Ответственность

Основание

1

2

3

Осуществление валютных 
операций, запрещенных 
валютным законодательством РФ

Наложение административного  штрафа в размере от 75% до 100% от суммы  незаконной валютной операции

п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ

Нарушение установленного 
порядка открытия счетов 
(вкладов) в банках, 
расположенных за пределами РФ

Наложение административного  штрафа:

  • на граждан: от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц: от 5000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц: от 50 000 до 100 000 руб.

п. 2 ст. 15.25 КоАП РФ

Невыполнение резидентом в 
установленный срок обязанности 
по получению на свои банковские 
счета в уполномоченных банках 
иностранной валюты или 
валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные 
нерезидентам услуги либо за переданные 
нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, (в том числе исключительные права на них)

Наложение административного  штрафа на должностных и юридических  лиц в размере от 75% до 100% от суммы  неполученных денежных средств

п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ

Невыполнение резидентом в установленный 
срок обязанности по возврату в РФ 
денежных средств, уплаченных нерезидентам 
за не ввезенные в РФ (не полученные в РФ) товары, невыполненные работы, 
неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты 
интеллектуальной деятельности (в том числе исключительные права на них)

Наложение административного  штрафа на должностных и юридических лиц в размере от 75% до 100% от суммы денежных средств, не возвращенных в РФ

п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ

Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и 
отчетности по валютным операциям, в т. ч. паспортов сделок. 
Нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок. 
Нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или 
паспортов сделок

Наложение административного  штрафа:

  • на должностных лиц: в размере от 4000 до 000 руб.
  • на юридических лиц: в размере от 40 000 до 50 000 руб.

п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ

Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ, перемещаемых через таможенную 
границу Таможенного союза и подлежащих обязательному письменному декларированию

Наложение административного  штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 500 руб.

ст. 16.4 КоАП РФ




 

Запрещенные валютные операции, получившие наибольшее распространение:

  • расчеты в иностранной валюте между резидентами РФ;
  • вывоз физическим лицом с таможенной территории РФ наличной иностранной валюты или валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США;
  • расчеты в наличной валюте, как российской, так и иностранной, между резидентами и нерезидентами при купле-продаже товаров, не относящейся к розничной торговле.

При малозначительном нарушении  фирма может быть освобождена  от административной ответственности.9

Правонарушение расценивается  как малозначительное в том случае, если не наносит существенного ущерба охраняемым отношениям (п.18 постановления  Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10). Даже если к моменту обнаружения правонарушения уполномоченными органами организация репатриировала денежные средства по валютному контракту, на нее может быть наложен штраф. Ведь сам факт просрочки платежа по валютному контракту является нарушением валютного законодательства.

Постановление по делу об административном правонарушении за любое из перечисленных  нарушений валютного законодательства не может быть вынесено после истечения  одного года со дня его совершения (п.1 ст.4.5 КоАП РФ). При условии, что  это правонарушение не является длящимся.

Невыполнение резидентом обязанности по возврату денежных средств в срок не признается длящимся административным правонарушением. Такие разъяснения приведены в письме Генпрокуратуры РФ от 22 июня 2006 г. № 47-13-06. При этом срок привлечения к ответственности за невыполнение обязанности по репатриации (возврату) денежных средств начинает исчисляться со дня, когда истекает срок возврата денежных средств, предусмотренный внешнеэкономическим контрактом.

Как снизить или избежать санкций за нарушение сроков получения денежных средств:

В случае нарушения сроков получения денежных средств российская компания является не столько "виновной", сколько "пострадавшей" стороной. Действительно, помимо того что продавец не может получить деньги, он еще  и вынужден платить за это штраф. Что же предпринять с целью  уйти от ответственности за чужие  недоработки? На помощь приходит постановление  Президиума ВАС от 28 апреля 2009 г. № 15714/08.

Итак, экспортера нельзя оштрафовать  за несвоевременное поступление  на банковский счет выручки в случаях, когда действия экспортера не образуют состава преступления, а именно:

Информация о работе Валютный контроль