Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 14:03, курсовая работа
Целью моей работы является изучение основных направлений деятельности в области валютного контроля, осуществляемой Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля, основные задачи, функции и полномочия этих органов, а также рассмотреть виды ответственности за нарушения валютного законодательства.
Введение…………………………………………………………………………….…......3
Глава 1 Понятие  валютного контроля………………………………………………...…4
1.1 Основные направления  валютного контроля……………………………………..…4
1.2 Субъекты и  объекты валютного контроля………………………………………..…5
1.3 Формы, принципы  и методы валютного контроля………………………………….5
Глава 2 Причины  необходимости создания эффективного валютного контроля….….8
Глава 3 Правительство  Российской Федерации…………………….………………….10
Глава 4 Органы валютного  контроля………………………………………….………..11
4.1 Центральный  банк Российской Федерации…………………………………….…..13
4.2 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора)….…….17
Глава 5 Агенты валютного  контроля……………………………………………….......23
Глава 6 Ответственность  за нарушения валютного законодательства…………….…29
6.1 Административная  ответственность…………………………………………….….29
6.2 Уголовная  ответственность ……………………………………………………........31
6.3 Ответственность  за нарушения таможенного законодательства………………….31
Заключение………………………………………………………………………………..35
Список нормативных  актов и литературы……………..……………………………….36
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Понятие  валютного контроля………………………………
1.1 Основные направления  
валютного контроля………………………………
1.2 Субъекты и  объекты валютного контроля…………
1.3 Формы, принципы  и методы валютного контроля………
Глава 2 Причины необходимости создания эффективного валютного контроля….….8
Глава 3 Правительство Российской Федерации…………………….………………….10
Глава 4 Органы валютного  
контроля………………………………………….………..
4.1 Центральный  банк Российской Федерации……………
4.2 Федеральная служба 
финансово-бюджетного надзора (
Глава 5 Агенты валютного  
контроля………………………………………………....
Глава 6 Ответственность за нарушения валютного законодательства…………….…29
6.1 Административная  
ответственность………………………………………
6.2 Уголовная  ответственность ……………………………………
6.3 Ответственность  
за нарушения таможенного 
Заключение……………………………………………………
Список нормативных  
актов и литературы……………..……………
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
ВВЕДЕНИЕ
Целью моей работы является изучение основных направлений деятельности в области валютного контроля, осуществляемой Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля, основные задачи, функции и полномочия этих органов, а также рассмотреть виды ответственности за нарушения валютного законодательства.
Проблемам валютного контроля, правовому статусу участников валютных отношений в настоящее время уделяется немало внимания, поскольку существует необходимость создания единой системы валютного контроля в Российской Федерации. Поэтому вопросы взаимодействия властных субъектов валютных правоотношений по-прежнему вызывают интерес. Новый закон «О валютном регулировании и валютном контроле» нацелен на устранение недостатков применительно к валютному контролю.
Термин «валютный контроль» является общепринятым, поэтому он широко используется во всем мире. Валютный контроль является частью, видом финансового контроля, поэтому валютному контролю присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты: свои цели, направления, органы и агенты.
 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
На протяжении всего времени обращения на территории РФ иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вызова национальной валюты за границу.
Валютный контроль – это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Является одним из видов финансового контроля.
В соответствии с валютным законодательством целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
  
        
       Таким образом, Закон установил целый  
ряд направлений валютного 
методологическом плане была поставлена задача организаций и построения глобальной системы валютного контроля РФ.
Субъектами правоотношений по валютному контролю являются:
- Контролирующие субъекты (органы и агенты валютного контроля);
- Лица, чья деятельность является объектом контроля.
Объект валютного контроля – это валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, предметом которых являются валюта и валютные ценности.
Форма валютного контроля 
– это способ конкретного выражения и 
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы контроля – предварительный, текущий, последующий. Все формы находятся в тесной взаимосвязи, единой системе и отражают непрерывный характер контроля.
Основными принципами 
валютного контроля в  соответствии с действующим 
Методы валютного контроля – это приемы и способы его осуществления. Методами валютного контроля являются наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия.
Наблюдение – ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных приемов получения и оценки информации.
Обследование затрагивает отдельные стороны финансовой деятельности с привлечением широкого круга источников информации документального характера, опросов, анкетирования.
Анализ характеризуется обработкой документальной информации с использованием специальных аналитических математических приемов. Метод может применяться как дополнительный.
Проверка касается, как правило, специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений законодательства.
Ревизия – изучение любых сторон финансово-хозяйственной деятельности на основе проверки документальных и фактических данных.
Контрольные действия субъектов валютного контроля в зависимости от источников используемых данных можно разделить на две группы:
Наиболее распространенными методами выступают наблюдение и проверка.
По субъектам проверок можно выделить три их вида:
Правовые требования к процедуре проверок:
- законность;
- презумпция невиновности лица;
- экономичность;  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
        
Появление в действующем законодательстве нормативной базе, регламентирующей валютные правоотношения резидентов и нерезидентов РФ, было обусловлено особенностями экономического развития государства попытка защиты национальной валюты РФ, а так же необходимости систематизировать большое количество так называемых «валютных организаций» (норм, не позволяющих в ряде случаев свободно осуществлять валютные операции), «разрозненное» осуществление которых создавало определенные трудности, как для их толкования, так и для их практического применения.
Конечно же, существование 
такой нормативной базы нуждается 
в мощной практической поддержке, то 
есть подразумевает наличие 
  
  
  
  
 
1 ФЗ от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173 «Собрание законодательства РФ», 15.12.2003, № 50, ст. 4859,
Помимо указанного Закона, валютный контроль регулируется так же нормами федеральных законов «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. В ред. От 10 февраля 1999 г.2, «О банках и банковской деятельности в редакции 21 марта 2002 г.3 Особую роль в регулировании валютного контроля играют нормы Таможенного кодекса РФ, а так же международные договоры РФ, нормы которых применяются в случаях если ими установлены иные правила, чем предусмотрены законом. Достаточно обширен и массив подзаконных нормативных актов, которые в той или иной степени затрагивают отношения в сфере валютного контроля.
Валютное  законодательство 
исходит из того, что валютный контроль 
в РФ осуществляется Правительством РФ, 
органами и агентами валютного контроля 
(ч. 1 ст. 22 Закона).  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
2 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. В ред. От 10 февраля 1999 г (Собрание законодательства РФ, 1995, № 42 ст. 3923; 1999, №7, ст. 879; 2001, № 33
(ч. 1).ст. 3413.)
3 ФЗ «О банках 
и банковской деятельности в редакции 
21 марта 2002 г (Собрание законодательства 
РФ, 1996 №6, ст. 492; 2002, № 12, ст. 1093).  
  
 
Законодатель не относит Правительство РФ к органам валютного контроля. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с другим органом валютного контроля – Центральным банком РФ. Наряду с этим Правительство РФ обеспечивает взаимодействие с Центральным банком РФ не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов, выступающих в качестве агентов валютного контроля ( ч. 6 ст. 22 Закона)
В соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ:
Осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;
Руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами.4
Помимо полномочий указанных в ст. 12 «О валютном регулировании и валютном контроле», Правительство определяет порядок совершения сделок с драгоценными металлами, драгоценными природными камнями, а также с жемчугом, по согласованию с Центральным банком РФ определяет порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).
Валютный контроль со стороны Правительства РФ реализуется через деятельность Департамента международного сотрудничества, основными функциями которого являются валютное регулирование и валютный контроль за совершением сделок и операций с валютой и валютными ценностями.
4ФЗ «О Правительстве Российской Федерации» СЗ РФ, 1997, №5, ст. 5712; 1998, №1, ст. 1.