Валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Банковское регулирование как система норм государственно-властного характера в любом обществе представлено в двух видах: пруденциального и валютного регулирования. Цель пруденциального регулирования – обеспечение стабильного и надежного функционирования банковской системы государства в целом, а также защиту интересов вкладчиков. Она достигается с помощью государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, установления экономических нормативов функционирования банков, а также осуществления банковского надзора, главным инструментом которого выступает применение мер воздействия (санкций) со стороны государства.

Файлы: 1 файл

ДКБ (курс)_Коммерч_банки_агенты_валютн_контроля.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)


- -

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Банковское регулирование  как система норм государственно-властного  характера в любом обществе представлено в двух видах: пруденциального и  валютного регулирования. Цель пруденциального  регулирования – обеспечение  стабильного и надежного функционирования банковской системы государства в целом, а также защиту интересов вкладчиков. Она достигается с помощью государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, установления экономических нормативов функционирования банков, а также осуществления банковского надзора, главным инструментом которого выступает применение мер воздействия (санкций) со стороны государства.

Цель валютного регулирования  – проведение разумной денежно-кредитной  политики в условиях рыночной экономики, которая выступает инструментом достижения макроэкономических целей государства. В этом смысле можно утверждать, что валютное регулирование и валютный контроль как составная часть регулирующего механизма объективно способствует поддержанию сбалансированного движения финансовых потоков в экономике страны и, как следствие этого, объективно способствуют достижению стабильного функционирования банковской системы, через которую движение финансовых ресурсов реально осуществляется.

 Таким образом,  несмотря на разницу в своих целях, оба вида банковского регулирования имеют один и тот же результат в своем действии, выражающийся в оптимизации функционирования банков и других кредитных организаций, выполняющих банковские функции.

Важной задачей валютной политики в современных условиях является формирование условий для сбалансированности решения комплекса задач макроэкономической политики: поддержание внутренней и внешней конкурентоспособности отечественной продукции,  накопление золотовалютных резервов осуществления платежей по внешнему долгу.

Полноценное решение  задач валютной политики возможно при  условии активного и всестороннего  использования всех элементов валютной политики, к которым относятся  осуществление валютного регулирования  и валютного контроля с целью  противодействия «бегству» капитала за границу и привлечение иностранного капитала в российскую экономику; управление международными ликвидными резервами; политика валютного курса Центрального банка; международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.

Согласно основным направлениям денежно-кредитной политики одной  из главных задач является сохранение тенденции укрепления реального  курса рубля при соблюдении баланса  интересов экспортеров и импортеров, интересов финансового и реального секторов экономики, интересов государства и хозяйствующих субъектов.

Проведение такой политики требует оптимального сочетания  Инструментов государственного регулирования  и либерализации. В пользу необходимости  взвешенного подхода к вопросам либерализации свидетельствует замедление, а затем и сокращение золотовалютных резервов после снижения в 2001 году норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки с 75% до 50%.

В условиях благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры  с 2001 года золотовалютные резервы России возросли более чем в два раза. Дальнейшему увеличению золотовалютных резервов может способствовать снижение оттока капитала из страны в связи с некоторым улучшением инвестиционного климата.

Денежно-кредитное регулирование является одной из важнейших составляющих экономической политики государства. Оно осуществляется Центральным банком РФ (ЦБ РФ) путем воздействия на деятельность банков при определении процентных ставок, валютного курса, ликвидности, платежеспособности и т.д. с целью обеспечения экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции. Кроме того, оно может быть направлено на расширение объема денежной массы (кредитная экспансия) или на ее сокращение (кредитная рестрикция).

Валютное регулирование заключается в установлении порядка осуществления расчетов, связанных с использованием валюты. При этом под валютой следует понимать валюту РФ, иностранную валюту, а также иные платежные средства. Валютный контроль можно определить как действия уполномоченных органов, направленные на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. В связи с этим основными направлениями валютного контроля являются определение соответствия проводимых операций действующему законодательству, проверка обоснованности платежей в иностранной валюте и прочее. В валютном регулировании  одну из главных ролей играют коммерческие банки, как агенты валютного контроля. Поэтому выбранная тема данной работы «Коммерческие банки, как агенты валютного контроля» является актуальной в настоящее время в нашей стране.

Целью данной работы является анализ и изучение банковской системы  Российской Федерации как таковой, и в частности акцентируется  внимание на Центральный банк России и непосредственно на коммерческие банки.

Структура предлагаемой курсовой работы выглядит следующим образом:

Первая глава посвящена  кратким характеристикам Центрального банка России, как основного органа валютного контроля и  коммерческих банков, как агентов валютного  контроля.

Во второй главе рассматривается механизм валютного контроля, в частности виды валютных операций, существующие рублевые счета на примере нерезидентов, порядок осуществления контроля уполномоченными банками, а также существующие проблемы валютного контроля.

Данные вопросы были изучены на примере нормативно-законодательной литературы, а также учебных и периодических изданий.

 

  1. Банковская система Российской Федерации.

 

1.1. Понятие и структура  механизма валютного регулирования.

Переход российской экономики  на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и в международные финансовые структуры, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальным знание механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами. Данный механизм, имеющий экономическую природу (в его основе лежат объективно обусловленные экономические процессы), выступает в любом государстве в правовой форме.

Существующая система  нормативно-правовых актов представляет собой юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий функциональное двойное назначение. Во-первых, он выполняет статистическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс валютных отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации данного комплекса, то есть возможность его эволюционирования и изменения. Следует подчеркнуть, что вне рамок существующей системы нормативно-правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе вышеупомянутая система получила название «валютное законодательство». Этот термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые другие подзаконные акты нормативного характера (постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, инструкции Центрального банка РФ и т.д.).

Механизм валютного  регулирования можно представить  на следующей схеме:

 

 

Валютное законодательство

Регулятивное  воздействие

Валютные отношения

Акты валютного законодательства

(нормативный аспект)

Предписания

 

Дозволение

Запреты

 

Контроль

 

Ответственность за нарушения  норм валютного законодательства

Субъекты валютных отношений

Органы, издающие акты валютного законодательства (институционный аспект)

Объекты валютных отношений

 

Валютные операции


 

Как видно из вышеприведенной  схемы, механизм валютного регулирования  включает в себя три структурных  элемента:

  1. Валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;

  1. Валютные отношения, то есть отношения, складывающиеся между различными субъектами по поводу совершения ими операций с валютными ценностями;
  2. Регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью предписаний, запретов и иных методов, а также путем установления мер ответственности в случае их нарушения субъектами.

Следует отметить, что  на практике их разделение невозможно, и, только постоянно взаимодействуя друг с другом, эти элементы представляют собой более или менее слаженно работающий механизм.

Валютное законодательство представляет собой первый структурный  элемент механизма валютного  регулирования, и именно оно выполняет  регулятивную функцию в этом механизме. Валютное законодательство РФ в настоящее время представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных ступеньках государственной иерархии. Согласно Конституции РФ, валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации1. Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и не находится в компетенции субъектов РФ. Основным нормативным актом валютного законодательства является Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года в редакции от 30 декабря 2001 года2. Центральный банк РФ является основным органом валютного регулирования в России и в силу этого положения обладает нормотворческой функцией, то есть издает нормативные акты, обязательные к исполнению в России всеми резидентами и нерезидентами3. Большую группу актов валютного законодательства составляют нормативные акты, принимаемые органами общей компетенции РФ – Президентом РФ и Правительством РФ – в форме указов и постановлений соответственно. Порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем рынке РФ устанавливается Президентом РФ4.

Валютные отношения  как структурный элемент механизма  валютного регулирования не представляет собой однородной массы, а в свою очередь, имеет логическую систему  построения:

  1. субъекты;
  2. объекты;
  3. операции, то есть действия, которые субъекты имеют право совершать в отношении объектов.

Под субъектами понимаются резиденты и нерезиденты. А именно к категории  «резидентов» относят:

    1. физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящихся за ее пределами;
    2. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;
    3. предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;
    4. дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами;
    5. находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, указанных в п.2 и в п.3.

К «нерезидентам» относят:

  1. физических лиц, имеющих постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящихся в РФ;
  2. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
  3. предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
  4. находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;
  5. находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов, указанных в п.2 и в п.3.5

Объектами валютных отношений  являются валютные ценности. Валютные ценности включают в себя:

    • иностранную валюту, то есть денежные знаки в виде

банкнот, казначейских билетов  и монеты, находящиеся в обращении  и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; средства на счетах  в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

    • ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. К ним относятся пять групп ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте:

а)платежные документы (чеки, векселя);

б)эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации);

в)ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг;

Информация о работе Валютный контроль