Валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Валютный контроль
1.1. Цель и направление валютного контроля
1.2. Органы и агенты валютного контроля
Глава 2. Порядок проведения валютного контроля таможенными органами
2.1. Полномочия таможенных органов в сфере валютного контроля
2.2. Этапы проведения валютного контроля таможенными органами
2.3. Ответственность за нарушение валютного законодательства
Глава 3. Проблемы и предложения по осуществлению валютного контроля таможенными органами
3.1. Проблемы осуществления валютного контроля таможенными органами
3.2 Предложения по усовершенствованию валютного контроля
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

валютный контроль.docx

— 65.85 Кб (Скачать файл)
  • единственной причиной просрочки является несвоевременное перечисление денег иностранным контрагентом;
  • экспортер никоим образом не препятствовал поступлению выручки на свой расчетный счет;
  • экспортер принял разумные и достаточные меры для получения выручки.

"Разумными и достаточными" считаются такие меры, как:

  • предусмотренный в контракте частичный авансовый платеж;
  • установленные в договоре санкции за просрочку оплаты;
  • страхование коммерческих рисков;
  • претензионные письма, направленные в адрес иностранного покупателя при возникновении просрочки;
  • внесение в контракт изменений, продлевающих срок оплаты. Имейте в виду, подписание дополнительного соглашения может быть действенной мерой, если поправки внесены до момента просрочки. А вот изменения, внесенные после пропуска установленного срока, от штрафа уже не избавят.

Вышеперечисленные меры, пущенные в ход по отдельности, не признаются судами достаточными для того, чтобы  признать компанию-экспортер невиновной в нарушении сроков. Например, экспортеров, которые установили в договоре санкции за просрочку платежа, но не предъявляли претензий иностранному покупателю и, соответственно, не обращались в дальнейшем в суд, будут признаны виновными и оштрафованы.

Кроме того, по мнению судей  ВАС, исчерпывающей мерой по соблюдению валютного законодательства со стороны  экспортера может быть только использование  форм расчетов, в принципе исключающих  риск неисполнения иностранным покупателем  обязательств по оплате. В данном случае это стопроцентная предоплата, банковская гарантия или расчеты по аккредитиву10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и тенденции  осуществления валютного контроля таможенными органами

3.1. Проблемы осуществления  валютного контроля таможенными  органами

Деятельность подразделений  валютного контроля таможенных органов  направлена на обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ резидентами  при осуществлении внешнеторговой деятельности, а также на обеспечение  контроля за перемещением физическими лицами валютных ценностей, валюты РФ, дорожных чеков и внутренних ценных бумаг.

Принятие 18.06.2004 г. Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании  и валютном контроле» (далее - Закон) было направлено на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего  рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики. В  этой связи, в настоящее время  наметилась тенденция либерализации  валютного законодательства, что  постепенно уменьшает неоправданное  вмешательство государства и  его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

В соответствии со статьей 14 Закона расчеты при осуществлении  валютных операций (расчеты резидентов с нерезидентами с использованием валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа) производятся резидентами  через банковские счета в уполномоченных банках. Внешнеторговые сделки физических лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность, также должны совершаться  в письменной форме и предусматривать  проведение расчетов.

Таможенные органы направляют запросы в уполномоченные банки. Согласно полученным ответам на запросы уполномоченные банки сообщают, что участниками ВЭД никаких контрактов в банк не представлялось, соответственно, паспорт сделки не оформлялся, и расчеты по данным контрактам не производились, что также даёт основания предполагать, что оплата за поставленные товары по таким контрактам производилась наличными денежными средствами.

Вместе с тем данные предположения однозначно не доказывают фактов проведения расчётов наличными  денежными средствами.

Для решения данной проблемы необходимо внести предложение об изменении  законодательной базы. Возможно, в  случае заключения участниками ВЭД  внешнеторговых контрактов, не требующих  оформления паспорта сделки, необходимо ввести обязательное условие предварительной  оплаты за отгруженные товары.

Вместе с тем, таможенные органы сталкиваются с рядом других проблем при осуществлении валютного  контроля. В первую очередь это  связано с упразднением понятия  «текущих» валютных операций (90 дней) и введением привлечения недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности за невозврат валютной выручки в  сроки, предусмотренные внешнеэкономическими договорами (контрактами), которые участник ВЭД может в любой момент изменить. Причём, участник ВЭД предоставляет  в уполномоченный банк дополнение к  договору, как правило, после выявления  таможенными органами факта нарушения  в период рассмотрения дела территориальными управлениями Росфиннадзора. Таким образом, участник ВЭД, совершенно законно изменив сроки расчетов по контракту, может повлиять на состав и событие правонарушения.

Другая проблема - это  отсутствие согласованного и утверждённого  порядка взаимодействия между уполномоченными  банками и таможенными органами при осуществлении валютного  контроля, как в целом, так и  за обоснованностью оплаты резидентами  и нерезидентами импортируемых  товаров.

Ранее до вступления в силу Закона порядок контроля за обоснованностью  оплаты резидентами и нерезидентами  импортируемых товаров регламентировался  совместной инструкцией Центрального банка РФ и Государственного таможенного  комитета РФ от 4.10.2000 г. № 91-И и № 01-11/28644 (соответственно) «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров», согласно которой уполномоченный банк направлял информацию о произведенных платежах по импортным контрактам резидентов в ГТК России. В настоящее время ранее установленный порядок взаимодействия отменен.

В этой связи уполномоченные банки не предоставляют таможенным органам информацию об осуществляемых в соответствии с контрактами  между резидентами и нерезидентами  платежах в иностранной валюте и  валюте РФ для сопоставления их со сведениями об общей фактурной стоимости импортированных по данным контрактам товаров.

Определённые трудности  в работе таможенных органов создаёт  проблема отсутствия электронной базы всех паспортов сделок, оформленных  уполномоченными банками, которая  раньше доводилась до таможенных органов централизованно из ГТК России. В настоящее время должностные лица подразделений валютного контроля самостоятельно формируют электронные копии представленных к таможенному оформлению паспортов сделок в регионе деятельности данного таможенного органа и направляют её по телекоммуникационным каналам связи в региональное таможенное управление для передачи в ГНИВЦ ФТС России с целью формирования электронной базы данных паспортов сделок.

Другая проблема обеспечения  соблюдения валютного законодательства связана с передачей в Росфиннадзор протоколов об административных правонарушениях без подписи лиц, привлекаемых к ответственности. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 допускается составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки, или причины неявки признаны неуважительными. Штрафы по таким делам, как правило, остаются не взысканными.

В настоящее время в  связи с различными подходами  к трактовке валютного законодательства имеются случаи прекращения дел, передаваемых таможенными органами в Росфиннадзор. Вместе с тем, именно таможенные органы обладают сложившейся практикой работы с нарушителями валютного законодательства, располагают информационной базой и квалифицированным персоналом. Как показывает практика предыдущих лет, таможенные органы имеют возможность «вести» участника внешнеэкономической деятельности с момента заключения контракта до момента завершения исполнения всех обязательств по нему, в том числе и при производстве по делам об административных правонарушениях. Однако, Федеральная таможенная служба России лишена статуса органа валютного контроля, что отрицательно сказывается на работе таможенных органов при осуществлении контроля за соблюдением валютного законодательства.

В этой связи, для обеспечения  эффективности работы в данном направлении  необходимо вернуть Федеральной  таможенной службе России статус органа валютного контроля.

Следует отметить, что введение в эксплуатацию с 24.04.2006 г. программы  «Агент валютного контроля» повлекло за собой резкое увеличение объема работы подразделений валютного  контроля за счет поступления из ФТС  России поручений на проведение проверок по ГТД, оформленным в 2004- 2005 году, по которым истёк срок давности привлечения  к ответственности, что снижает  результативность проверочных мероприятий. В ходе проверок зачастую выясняется, что по основной массе учётных карточек валютная выручка уже поступила в полном объёме. Вместе с тем, несовершенство разработанной программы «Агент валютного контроля» замедляет процесс обработки информации, полученной в результате проведённых проверок.

 

3.2 Предложения по усовершенствованию валютного контроля

В целях единообразного проведения проверок подразделениями валютного  контроля по фактам полноты зачисления в установленные сроки валютной выручки от экспорта товаров, в случае применения ст. 2.9 КоАП (вынесение устного замечания) необходимо на законодательном уровне определить критерии малозначительности.

Для упорядочивания осуществления  контроля уполномоченными банками  и таможенными органами, необходимо разработать порядок осуществления  валютного контроля при экспортируемых или импортируемых товаров и порядок предоставления резидентом подтверждающих документов и информации в банк. Ранее такой порядок тоже был предусмотрен Инструкцией ЦБ РФ от 13.10.1999 г. № 86-И, а также от 04.10.2000 г. № 91-И. В настоящее время вызывает большое затруднение предоставление участниками ВЭД документов, подтверждающих вывоз/ввоз товаров и получение подтверждения с пограничных таможен.

В целях обеспечения регулярности получения информации из Росфиннадзора о суммах взысканных штрафах, а также определения объема информации предоставляемой таможенными органами, необходимо подписать дополнительное соглашение об информационном обмене на Федеральном уровне.

В целях упорядочения осуществления  валютного контроля при проведении проверок соблюдения участниками ВЭД  валютного законодательства в части  зачисления валютной выручки в счет произведенного экспорта и по выполнению обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезиденту за неввезенный на таможенную территорию ТС товар, необходимо установить определенные сроки поступления валютной выручки, либо ввоза товаров, или на законодательном уровне установить определенные условия, которые должен содержать раздел «Расчеты» или «Поставка товара» внешнеэкономического договора.

В целях сокращения сроков проведения целевых проверок необходимо разработать и утвердить порядок  взаимодействия отделов валютного  контроля на внутренних и пограничных  таможнях, получение информации о  дате фактического вывоза товаров с таможенной территории ТС, например, посредством электронной почты или иным способом.

С учетом положений КоАП и в целях единообразного проведения проверочной деятельности подразделениями  валютного контроля, по фактам полноты  зачисления в установленные сроки  валютной выручки от экспорта товара необходимо разработать конкретную технологию, определяющую последовательность действий при проведении проверок, по результатам которой оформляется  акт, далее в случае выявления  нарушения, возбуждается дело об АП и  оформляется определение или  протокол (учитывая сроки, установленные  для возбуждения дела, немедленно или 2 суток-ст.28.5 КоАП) и технологию передачи в Росфиннадзор информации (учитывая сроки для передачи, определенные ст. 28.8 – в течение суток). Подобный документ уже существовал ранее: это совместное письмо Банка Росси и ГТК России от 01.10.1998 г. № 266-Т и № 01-23/20506 соответственно, положения которого на данный момент не применяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На сегодняшний день в  Российской Федерации сформирована система валютного регулирования  и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы и агенты контроля, к нарушителям применяются санкции. Валютный контроль осуществляется Центральным  банком РФ, Правительством РФ, федеральной  службой финансово-бюджетного надзора, Федеральной таможенной службой, Федеральной  налоговой службой, уполномоченными  банками и другими агентами валютного  контроля, установленными законодательством  РФ. Основу нормативно-правовой базы валютного  контроля составляет Федеральный закон  РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании  и валютном контроле». Появление  в действующем законодательстве нормативной базы, регламентирующей валютные правоотношения резидентов и  нерезидентов Российской Федерации, было обусловлено особенностями экономического развития государства, попыткой защиты национальной валюты РФ, а также  необходимостью систематизировать  большое количество валютных ограничений, разрозненное существование которых  создавало определенные трудности как для их толкования, так и для их практического применения. Конечно же, существование такой нормативной базы нуждается в мощной практической поддержке, то есть подразумевает наличие административного механизма, способного в случае необходимости создать условия для контроля за исполнением действующего законодательства при осуществлении валютных операций и в случае выявления нарушений привлечь к ответственности нарушителей. Валютный контроль является только надстройкой системы валютного регулирования в целом (если такая система предполагает наличие валютных ограничений) и решает вполне конкретный задачи, поставленные перед ним в тот или иной момент экономического развития общества. Итак, валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политики  государства,  направлено  на  достижение  и поддержание экономической стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля, в котором система таможенных органов играет важную роль.

Информация о работе Валютный контроль