Валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Валютный контроль
1.1. Цель и направление валютного контроля
1.2. Органы и агенты валютного контроля
Глава 2. Порядок проведения валютного контроля таможенными органами
2.1. Полномочия таможенных органов в сфере валютного контроля
2.2. Этапы проведения валютного контроля таможенными органами
2.3. Ответственность за нарушение валютного законодательства
Глава 3. Проблемы и предложения по осуществлению валютного контроля таможенными органами
3.1. Проблемы осуществления валютного контроля таможенными органами
3.2 Предложения по усовершенствованию валютного контроля
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

валютный контроль.docx

— 65.85 Кб (Скачать файл)

В неторговом обороте таможенные органы осуществляют контроль за ввозом и вывозом физическими и юридическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также дорожных чеков и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Органы и агенты валютного контроля

Валютный контроль как  особый элемент механизма валютного  регулирования отличается своей  субъектной стороной. Если валютное регулирование  осуществляется органами валютного  регулирования, т.е. его субъектная сторона выглядит как одноуровневая, то аналогичная сторона валютного  контроля имеет три уровня. В соответствии с Законом эти уровни представлены:

  1. Правительством РФ;
  2. Органами валютного контроля;
  3. Агентами валютного контроля.

Правительство РФ здесь выполняет  особую функцию: координирует деятельность органов валютного контроля и  взаимодействие его агентов. Осуществлением валютного контроля непосредственно  занимаются его органы и агенты. Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ и федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Органы валютного  контроля и их должностные лица в  пределах своей компетенции и  в соответствии с законодательством  РФ имеют право:

  • издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, которые не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций;
  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного контроля.

Полномочия между органами валютного контроля разделены таким  образом, что Центральный банк РФ осуществляет контроль за проведением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за валютными операциями иных резидентов и нерезидентов.

Функция Центрального банка  РФ (Банка России) по осуществлению валютного контроля закреплена среди ряда других направлений деятельности этого государственного органа в ст.4 Федерального закона от 10.07.2002г.№ 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно этой статье, Банк России «организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ»4. В ст.54 данного Закона Банк России определяется как орган валютного контроля, осуществляющий функции валютного контроля в соответствии с Законом о валютном регулировании и иными федеральными законами5.

В Законе о валютном регулировании  в качестве органа валютного контроля напрямую определен только Центральный  банк РФ. Другой федеральный орган  исполнительной власти, находящийся  в  ведении Министерства финансов РФ, - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) – получил полномочия органов валютного контроля опосредованно – через принятие Правительством РФ соответствующего решения. Оно было оформлено Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора». В субъектах Федерации органы валютного контроля выполняют свои функции через свои территориальные органы – учреждения банка России по субъекту Федерации и территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

В качестве органа валютного  контроля Росфиннадзор:

    • осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции службы;
    • в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
    • осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;
    • обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей в государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации.

Агентами валютного контроля являются:

    1. уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ;
    2. государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
    3. не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
    4. таможенные органы;
    5. налоговые органы.

Профессиональные участники  рынка ценных бумаг, участвующие  в валютном контроле, это организации, основное направление деятельности которых связано с учетом ценных бумаг. В соответствии с Федеральным  органом от 22.04. 1998 г. № 39-ФЗ «О рынке  ценных бумаг» к таким организациям относятся депозитарии и регистраторы. Депозитарии оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и учету перехода прав на ценные бумаги. Регистраторы осуществляют сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг6.

Как несложно заметить, в  осуществлении контрольных действий государства принимают участие  не только государственные органы –  таможенная и налоговая службы, но и негосударственные организации  – коммерческие банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг. Это  ставит данные организации в двойственное положение. С одной стороны, они, являясь по своей природе экономическими субъектами, имеют собственные интересы, связанные с максимизацией прибыли, в том числе при осуществлении  валютных операций, участвуют в конкурентной борьбе на соответствующих рынках за привлечение клиентуры, что особенно характерно для коммерческих банков. С другой стороны, негосударственные  организации должны принимать участие, нередко в ущерб собственным  интересам, в обеспечении интересов  государства, неся при этом соответствующую  ответственность.

Данное обстоятельство усложняет  и деятельность коммерческих структур, и осуществление валютного контроля. Тем не менее, как показывает мировая  и отечественная практика, без привлечения коммерческих банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг государство не может полноценно контролировать применение установленных им валютных ограничений. Коммерческие банки, производя расчеты в иностранной валюты, которые сопровождают различные валютные операции, обслуживающие внешнеэкономические сделки, являются единственными обладателями необходимой для осуществления валютного контроля информации. Точно так же депозитарии и регистраторы обладаю первичной информацией о движении ценных бумаг, составляющих валютные ценности, операции с которыми подлежат валютному контролю. Необходимость участия в нем Внешэкономбанка обусловлена аналогичным обстоятельством: данная государственная корпорация ведет учет движения государственных внешних ценных бумаг.

Особое место в составе  агентов валютного контроля занимают налоговые и таможенные органы, выполняющие  значительный объем работы по осуществлению контролирующих действий во внешнеторговой сфере в пределах установленной компетенции.

Федеральная налоговая служба обеспечивает валютный контроль:

    • внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы (работы, услуги, интеллектуальная собственность);
    • обоснованности расчетов и платежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пределах таможенной территории РФ;
    • полноты поступления в Российскую Федерацию выручки от экспорта работ, услуг, интеллектуальной деятельности.

Федеральная таможенная служба (ФТС) осуществляет валютный контроль, связанный с экспортом и импортом товаров, а также трансграничным перемещением валютных ценностей, валюты РФ и ценных бумаг.

Агенты валютного контроля в отличие от его органов обладают более низким уровнем компетенции. Они не имеют права выдавать предписания  об устранении выявленных нарушений  актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного  регулирования, а также применять  установленные законодательством  РФ меры ответственности за допущенные нарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Порядок проведения валютного контроля таможенными  органами

2.1.   Полномочия таможенных  органов в сфере валютного  контроля

Исходя из места в системе  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, которое таможенные органы занимают, их функции как агентов валютного контроля ограничиваются по преимуществу контролирующими действиями в отношении валютных операций резидентов и нерезидентов, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России.

К этим операциям применяются  валютные ограничения, требующие:

  1. получения резидентами от нерезидентов в сроки, предусмотренные экспортными контрактами, на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары;
  2. возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам в соответствии с импортными контрактами, за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары.

Поэтому таможенные органы направляют свои основные усилия на обеспечение  действия данных ограничений. Кроме  того, в их компетенцию входит контроль соблюдения эквивалентности и сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок, за действием ограничений, касающихся трансграничных операций, а также контроль за соблюдением законности валютных операций, сопровождающих внешнеторговые сделки, порядка и сроков оформления паспортов сделок.

В осуществлении валютного  контроля принимают участие все  уровни системы таможенных органов  РФ посредством выполнения определенных функций их специализированными  подразделениями.

На уровне Центрального аппаратами ФТС эти занимается Управление торговых ограничений, экспортного и валютного  контроля. Оно обеспечивает формирование и совершенствование ведомственной составляющей нормативной базы валютного контроля, представляет интересы ФТС в государственных и иных органах при рассмотрении вопросов валютного контроля, входящих в компетенцию таможенной службы, осуществляет общее методическое руководство и координацию деятельности  таможенных органов, связанной с валютным контролем, контролирует выполнение нижестоящими таможенными органами своих функций, организует информационный обмен, в том числе межведомственный.

Полномочия регионального  таможенного управления (РТУ) в сфере  валютного контроля определяются Общим  положением о региональном таможенном управлении, утвержденным Приказом ФТС  РФ от 12.01.2005 г. №7. Эти полномочия состоят  в осуществлении:

  • валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств;
  • контроля исполнения внешнеторговых бартерных сделок;
  • контроля валютных операций, связанных с перемещением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
  • координации и контроля деятельности подчиненных таможенных органов;
  • взаимодействия с органами и другими агентами валютного контроля, в обеспечении взаимодействия с ними подчиненных таможенных органов.

В региональном таможенном управлении функции валютного контроля выполняются отделом валютного  контроля. Основное содержание его  деятельности определяется Приказом ФТС  РФ от 05.07.2006г. №627 «Об утверждении  типовых положений о подразделениях валютного контроля регионального  таможенного управления и таможни» и состоит в следующем:

Информация о работе Валютный контроль