Таможенный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Для понимания правовой природы таможенного контроля необходимо его ясное определение, так как названный контроль является первоосновой и одним из ключевых институтов таможенного права. Таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий, как со стороны таможенных органов, так и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Таким образом, таможенный контроль составляет основу, на которой выстраиваются все правоотношения, возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.93 Кб (Скачать файл)

В рамках Таможенного союза  между его странами-участницами  существует взаимная административная помощь (глава 17 ТК ТС). Согласно п. 2 ст. 123 ТК ТС она включает в себя:

  • обмен информацией между таможенными органами государств-членов Таможенного союза;
  • взаимное признание решений, принятых таможенными органами;
  • проведение отдельных форм таможенного контроля, установленных ТК ТС, таможенным органом одного из государств-членов Таможенного союза по поручению таможенного органа другого государства-члена  Таможенного союза.

Принцип выборочности –  использование должностными лицами таможенных органов только тех форм таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза.6 Иными словами, должностное лицо вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако неприменение других форм таможенного контроля либо освобождение от них не означает, что субъекты внешнеторговой деятельности могут не исполнять требования, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств-членов Таможенного союза.

Принцип результативности заключается  в том, что достижение поставленных перед таможенными органами целей должно соотноситься с расходами на его осуществление.

Принцип необременительности. Таможенный контроль должен быть в  максимальной степени необременительным, незаметным как для физических лиц, пересекающих таможенную границу, так  и для юридических лиц –  участников внешнеэкономической деятельности.

Принцип эффективности. Таможенные органы стремятся к взаимодействию с участниками внешнеторговой деятельности, таможенными представителями, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли, их профессиональными объединениями (ассоциациями).

Принцип осуществления таможенного  контроля на основе системы управления рисками. В соответствии с п. 2 ст. 94 ТК ТС при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (СУР). При  этом под риском понимается вероятность  несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза. СУР основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза:

  • имеющих устойчивый характер;
  • связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в крупных размерах;
  • подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
  • затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложены на таможенные органы.

Согласно Киотской конвенции  управление рисками – основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности проведения таможенного контроля и освобождая большинства участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля.

Таможенные операции, основанные на системе управления рисками, позволяют  сфокусировать таможенный контроль на тех участках, где существуют наибольшие риски, позволяя тем самым основной массе товаров и физических лиц беспрепятственно пересекать таможенную границу.

Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, создают условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивают соблюдение таможенного законодательства, принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимают таможенные платежи и налоги, выполняют ряд других функций, предусмотренных ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»), - непосредственно связанных с целями таможенного контроля на основе принципов, установленных Конституцией Российской Федерации.

 

  1. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

 

    1. Способы проведения таможенного контроля

Таможенный контроль способствует упорядочению функций государственных органов и способствует концентрации усилий таможенных органов на выполнении тех функций, которые могут быть осуществлены исключительно ими и отнесены к их компетенции в соответствии с установленным порядком.

Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства проведения таможенных контроля.

Способы проведения таможенного  контроля представляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (или форм) таможенного контроля. К способам проведения таможенного контроля можно отнести:

  1. Создание зон таможенного контроля. Согласно п. 1 ст. 97 ТК ТС зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств – членов  Таможенного союза. В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

В соответствии с п. 2  ст. 97 ТК ТС зоны таможенного контроля могут  быть:

  • постоянными – в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю;
  • временными - в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях:

1) если владелец земельного  участка, помещения предполагает  использовать указанные территории исключительно для хранения на них товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершения с такими товарами иных таможенных операций;

2) если на отдельных  участках территории преимущественно  перевозятся или хранятся товары, находящиеся под таможенным контролем, либо в отношении указанных товаров совершаются иные таможенные операции и ограничение на перемещение таких товаров через границы зон таможенного контроля, либо ограничение доступа к таким товарам необходимо для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.7

Порядок создания и обозначения  зон таможенного контроля, а также  правовой режим зоны таможенного  контроля определяются законодательством государств – членов  Таможенного союза (п. 3 ст. 97 ТК ТС).

  1. Назначение таможенной экспертизы. Согласно ст. 137 ТК ТС таможенная экспертиза – организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания. Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций.8

В соответствии с п. 3 ст. 138 ТК ТС таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.

Расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета  государства – члена  Таможенного союза, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза  (п. 8 ст. 138 ТК ТС).

  1. Взятие проб и образцов товаров. Должностные лица таможенных органов отбирают пробы и образцы товаров для проведения таможенной экспертизы в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза (п. 1 ст. 144 ТК ТС).

В соответствии с п. 5 ст. 144 ТК ТС по окончании таможенной экспертизы пробы и образцы товаров возвращаются декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям либо в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, за исключением случаев, когда такие пробы и образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством государств – членов  Таможенного союза. 

  1. Идентификация товаров и транспортных средств. Согласно со ст. 109 ТК ТС товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами. Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

Порядок применения и требования к изготовлению средств идентификации устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза. Исходя из этого, в ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» прописано: порядок применения средств идентификации товаров, находящихся под таможенным контролем, транспортных средств, помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (ФТС России).9

  1. Привлечение специалистов и экспертов. В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств (п. 1 ст. 101 ТК ТС).

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 102 ТК ТС таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля. Специалисты и эксперты, привлекаемые из других государственных органов, обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.

  1. Задержание товаров. При проведении таможенного контроля в случаях обнаружения таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза, что влечет за собой неуплату таможенных пошлин, налогов и несоблюдение запретов и ограничений, должностные лица таможенных органов задерживают такие товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений. Задержанные товары и документы на них хранятся таможенными органами в течение 1 (одного) месяца, а скоропортящиеся продукты – в течение 24 (двадцати четырех) часов (п. 1 ст. 146 ТК ТС). Сроки хранения задержанных товаров исчисляются со дня их задержания. Согласно п. 3 ст. 145 ТК ТС задержанные товары размещаются на складах временного хранения или в иных местах, определенных таможенным органом.
  2. Наложение ареста на товары или изъятие товаров. ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» устанавливает порядок наложения ареста на товары, изъятия товаров и документов при проведении выездной таможенной проверки (ст. 183). Выездная таможенная проверка – одна из форм проведения таможенного контроля, о которой речь пойдет в следующем параграфе данной курсовой работы. В соответствии с п. 1 ст. 183 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» наложение ареста на товары и изъятие товаров производятся в целях, предусмотренных пп. 11 п. 1 ст. 134 ТК ТС – «при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право налагать арест на товары или изымать их в порядке, установленном законодательством государств-членов Таможенного союза, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка».

В подпункте 2 статьи 183 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»  указаны основания для наложения  ареста на товары. К ним относится:

1) обнаружение товаров  без наличия на них специальных  марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, если такие марки, идентификационные знаки, обозначения товаров в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации должны наноситься на товары, ввозимые в Российскую Федерацию, либо товаров с марками или средствами идентификации, имеющими признаки поддельных;

2) отсутствие в коммерческих  документах проверяемого лица  сведений, подтверждающих факты таможенного декларирования и (или) выпуска товаров, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории Российской Федерации, а также обнаружение недостоверности таких сведений, либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны, если наличие таких документов обязательно в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации;

Информация о работе Таможенный контроль