Таможенный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Для понимания правовой природы таможенного контроля необходимо его ясное определение, так как названный контроль является первоосновой и одним из ключевых институтов таможенного права. Таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий, как со стороны таможенных органов, так и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Таким образом, таможенный контроль составляет основу, на которой выстраиваются все правоотношения, возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.93 Кб (Скачать файл)
  1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ТАМОЖЕННОГО 

КОНТРОЛЯ

 

 

    1. Понятие и виды таможенного контроля

Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Для понимания правовой природы таможенного контроля необходимо его ясное определение, так как названный контроль является первоосновой и одним из ключевых институтов таможенного права.

Таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий, как со стороны таможенных органов, так и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Таким образом, таможенный контроль составляет основу, на которой выстраиваются все правоотношения, возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств.

Таможенный контроль предполагает определенные обязанности и права, которые вызывают совершение соответствующих действий со стороны таможенных органов в формах, указанных в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС).

Все таможенные процедуры  вытекают из осуществления таможенного  контроля. Любая процедура предполагает проведение контрольных действий должностными лицами таможенных органов: проверка документов, получение объяснений, осмотр и (или) досмотр товаров и транспортных средств и так далее.

Таможенный контроль, сопровождая  все таможенные операции и таможенные процедуры, так же следует и всем другим действиям, которые совершают заинтересованные лица: контроль товаров после их выпуска, получении отчетности и так далее.

Товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Таможенного союза до помещения их под процедуры выпуска для внутреннего потребления, отказа в пользу государства, уничтожения; обращения в пользу государства, фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза (ст. 96 ТК ТС).

 Таможенному контролю  посвящен раздел III ТК ТС. Согласно пп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС  таможенный  контроль –  это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях  обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза (ТС) и законодательства государств-членов ТС.

При этом необходимо отметить, что понятие «таможенный контроль»  определено в Справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации  как «меры, применяемые для обеспечения  соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы».  Понятие «таможенный контроль» раскрывается и в Главе 2 «Определение понятий» Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), в редакции 26 июня 1999 года, - «Таможенный контроль – меры, применяемые таможенной службой для обеспечения соблюдения таможенного законодательства» (E7./F3.)1

Приведенные определения  показывают, что содержащееся в ТК ТС  определение таможенного контроля по своему содержанию идентично определению, содержащемуся в Киотской конвенции – основном международном документе в сфере таможенного регулирования.

В практической деятельности таможенный контроль тесно связан с  таможенным оформлением товаров и транспортных средств. С вступлением в 2010 году в силу Таможенного кодекса Таможенного союза понятие «таможенное оформление» утратило свое значение. Сейчас под таможенным оформлением принято понимать совершение таможенных операций.

Значение таможенного  контроля в государственном регулировании  внешнеторговой деятельности базируется на стандартном правиле 6.1. Киотской конвенции, предусматривающей, что все товары, включая транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с нее, независимо от того, облагаются ли они таможенными пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю. Этому есть место и в законодательстве Таможенного союза – согласно п. 3 ст. 150 ТК ТС «товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств-членов  Таможенного союза». Большинство нарушений таможенных правил совершается с целью сокращения размера уплачиваемых таможенных платежей, поэтому таможенный контроль, в первую очередь, выступает действенным средством предупреждения неполной уплаты таможенных платежей в государственный бюджет или ухода от запретов и ограничений во внешней торговле товарами. При этом требования таможенных органов, предъявляемые при совершении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля, не должны служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела.

Осуществление таможенного  контроля предполагает достижение определенных целей. Можно полагать, что целями осуществления таможенного контроля являются:

  • обеспечение соблюдения норм таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов  Таможенного союза;
  • охрана государственной и общественной безопасности, экономических интересов государств;
  • защита общественного порядка;
  • выявление и пресечение правонарушений и преступлений в области таможенного дела;
  • предупреждение неправомерных деяний субъектами внешнеэкономических отношений;
  • защита законных прав и интересов физических и юридических лиц.

Таким образом, таможенный контроль – это система мер, законодательно установленных государством, и осуществляемых таможенными органами  для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов  Таможенного союза, охраны государственной и общественной безопасности, защиты экономических интересов; выявления, пресечения правонарушений в области таможенного дела.

В теории классификация видов  таможенного контроля отсутствует,  но исходя из практики, можно выделить следующие виды:

  • таможенный контроль товаров;
  • таможенный контроль транспортных средств.

Применительно к таможенному  контролю товаров различают таможенный контроль импортных (ввозимых), экспортных (вывозимых) и транзитных товаров.

Поскольку при осуществлении  таможенного контроля большое значение имеют отдельные существенные характеристики товаров, подвидами таможенного контроля товаров можно считать таможенный контроль ручной клади, контроль сопровождаемого или несопровождаемого багажа.

В зависимости от вида транспортных средств таможенный контроль подразделяется на:

  1. таможенный контроль морских судов;
  2. таможенный контроль речных судов;
  3. таможенный контроль железнодорожных составов;
  4. таможенный контроль воздушных судов;
  5. таможенный контроль автотранспортных средств.

Таможенный контроль может быть однократным и повторным.

Однократный таможенный контроль имеет место, если таможенная граница  пересекается только в одном направлении  и таможенный досмотр проводится один раз. Если товары и транспортные средства в течение сравнительно короткого периода времени пересекают таможенную границу дважды, они попадают под повторный таможенный контроль.

Для проведения повторного таможенного контроля не всегда требуется  факт неоднократного пересечения таможенной границы. Если морское (речное) судно заграничного плавания прибыло в порт назначения, как правило, оно не подлежит повторному таможенному досмотру, если таковой уже был произведен при проходе пограничного таможенного пункта. Однако при наличии достоверных данных о совершении таможенного правонарушения таможенный орган вправе повторно досмотреть судно во время его стоянки в пределах портовых вод. Аналогичное правило действует и в отношении других видов транспортных средств.

Объектами таможенного контроля являются:

  • товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную территорию Таможенного союза, в том числе в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом, по линиям электропередач, в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, ручной клади;
  • таможенные декларации и другие документы, содержащие информацию о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;
  • деятельность таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли по соблюдения таможенного законодательства;
  • соблюдение запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств-членов  Таможенного союза;
  • уплата таможенных пошлин и налогов.2

Субъектами таможенного  контроля являются:

  • таможенные органы;
  • должностные лица таможенных органов;
  • лица государств-членов Таможенного союза - юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, а также физические лица, имеющие постоянное место жительства в государстве – члене Таможенного союза, в том числе индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза3;
  • иностранные лица - лица, не являющиеся лицом государства – члена Таможенного союза4;
  • участники внешнеэкономической деятельности.

Предметом таможенного контроля являются общественные отношения, возникающие  при перемещении товаров и  транспортных средств через таможенную границу, как непосредственные, так и опосредованные. Например, предметом таможенного контроля может быть подача декларации на товары.5

 

    1. Принципы проведения таможенного контроля

Основные принципы регулирования  таможенных правоотношений содержатся в Конституции Российской Федерации, которые полностью распространяются на отношения, возникающие при осуществлении таможенного контроля.

Важный принцип сформулирован  в ч. 1 ст. 74 Конституции Российской Федерации, которая не допускает  установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий  для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Конституция Российской Федерации  формирует также такие принципы, непосредственно относящиеся к таможенному регулированию, как законности (ст. 15); равенство всех перед законом и судом (ст. 19); институт обжалования и судебной защиты прав и свобод (ст. 46).

Исходя из конституционных  принципов таможенного контроля, необходимо подчеркнуть их специфическую особенность.

Принцип законности – все  действия участников таможенного контроля не должны противоречить международно-правовым нормам, а также таможенному и иному законодательству Таможенного союза. Таможенные органы обязаны придерживаться конституционного постулата «все, что не запрещено законом, - разрешено».

Принцип уважения прав и  законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Должностные лица таможенных органов не вправе ущемлять права физических и юридических лиц, а также оказывать какое бы то ни было противодействие осуществлению ими внешнеэкономической деятельности. В процессе осуществления таможенного контроля не допускаются действия, направленные на унижение человеческого достоинства. Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля. В противном случае они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза.

Принцип гуманности – применение в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни  и здоровья человека, животных и  растений, а также не причиняют  ущерба товарам, транспортным средствам и лицам. Данный принцип в значительной мере имеет гражданско-правовой аспект.

Принцип оперативности заключается  в установлении законодателем сравнительно коротких сроков для производства всех форм таможенного контроля. Мобильность таможенного контроля прямо отражается на объеме внешнеторгового оборота: чем быстрее он проводится, тем больший объем грузов предприниматель перемещает через границу.

Принцип сотрудничества таможенных органов с соответствующими органами иностранных государств – взаимодействие российских таможенных органов с таможенными службами стран-партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеторговой деятельности, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам.

Информация о работе Таможенный контроль