Таможенные органы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему таможенной политики, направленную на регулирование экономической и внешнеторговой деятельности в Российской Федерации; рассмотреть правовой статус должностных лиц, проходящих службу в таможенных органах РФ.
Основной целью таможенного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:
- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
- содействие проведению структурной перестройки;

Содержание работы

Введение. .
Глава 1. Организация, система и структура таможенных органов
§1. Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция.
1.1. Единая система таможенных органов РФ
1.2 Основные функции таможенных органов РФ.
§2. Таможенные органы РФ, система, структура, правовой статус
2.1. Государственный таможенный комитет РФ;
2.2. Региональное таможенное управление;
2.3. Таможня, таможенный пост.
Глава 2. Должностные лица таможенных органов РФ.
§1. Правовой статус должностных лиц таможенных органов РФ
1.1. Понятие государственного таможенного служащего.
1.2. Должности и специальные звания в таможенных органах. .
1.3. Общеслужебные права и обязанности должностных лиц таможенных органов.
1.4. Правоограничения государственных таможенных служащих.
§2. Прохождение службы в таможенных органах.
§3. Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов
§4. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц
Заключение

Файлы: 1 файл

для скачки.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ.

НОУ СПО  «Гуманитарный техникум»

г. Омска

Курсовая  работа

по дисциплине: Система Государственного Управления (СГУ)

Тема: «Таможенные органы в Российской Федерации»

Омск - 2008 г.

Содержание

  • Введение. .
  • Глава 1. Организация, система и структура таможенных органов
  • §1. Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция.
  • 1.1. Единая система таможенных органов РФ
  • 1.2 Основные функции таможенных органов РФ.
  • §2. Таможенные органы РФ, система, структура, правовой статус
  • 2.1. Государственный таможенный комитет РФ;
  • 2.2. Региональное таможенное управление;
  • 2.3. Таможня, таможенный пост.
  • Глава 2. Должностные лица таможенных органов РФ.
  • §1. Правовой статус должностных лиц таможенных органов РФ
  • 1.1. Понятие государственного таможенного служащего.
  • 1.2. Должности и специальные звания в таможенных органах. .
  • 1.3. Общеслужебные права и обязанности должностных лиц таможенных органов.
  • 1.4. Правоограничения государственных таможенных служащих.
  • §2. Прохождение службы в таможенных органах.
  • §3. Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов
  • §4. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц
  • Заключение
  • Приложения
  • Используемая литература.

Введение

Тема данной курсовой работы «Таможенные органы Российской Федерации».

Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной  экономической жизни. Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических  отношениях России. Грамотно построенная  налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.

В курсовой работе для более полного освещения  темы будут рассмотрены: организация, система и структура государственных  таможенных органов, а также правовой статус должностных лиц, проходящих службу в таможенных органах.

Выбранный мной материал для исследования я считаю актуальным, потому что таможенные органы являются неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства. Таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Цель  курсовой работы - раскрыть действующую систему таможенной политики, направленную на регулирование экономической и внешнеторговой деятельности в Российской Федерации; рассмотреть правовой статус должностных лиц, проходящих службу в таможенных органах РФ.

Основной целью  таможенного регулирования любого государства является обеспечение  его экономических интересов, а  именно:

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

- содействие  проведению структурной перестройки;

- обеспечение  наиболее эффективного использования  инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;

- обеспечение  наиболее эффективного использования  инструментов таможенного контроля  и регулирования товарообмена  на таможенной территории России;

- участие в  реализации торгово-политических  задач по защите российского  рынка;

- стимулирование  развития национальной экономики;

- содействие  проведению структурной перестройки  и реализации других задач  экономической политики России.

Таможенный Кодекс РФ регулируют компетенцию таможенных органов, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения  через таможен-ную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных плате-жей, таможенного  оформления, таможенный контроль и др.

В федеративных государствах таможенные органы составляют, как правило, компетенцию федеральной  власти. Конституция РФ относит таможенное регу-лирование к ведению федеральных  органов (п. "ж" ст. 71). Этот важнейший  принцип таможенного права напрямую связан со ст. 8 Конституции РФ, закреп-ляющей единство экономического пространства, свободное перемещение това-ров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации.

Одной из основных гарантий свободного перемещения товаров, услуг и фи-нансовых средств является отсутствие внутренних таможенных границ. Консти-туция РФ (ч. 1 ст. 74) закрепляет: "На территории Российской Федерации не до-пускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств". Таким образом, Основной закон гарантирует основы конституционного строя (в данном случае - единство экономического пространства) через установление конкретных ограничений в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного само-управления, правовой статус которых содержит полномочия по установлению таможенных границ, пошлин и сборов (пп. "ж", "з" ст. 71, п. "и" ч. 1 ст. 72, ст. 73 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

Обложение пошлинами  и сборами товаров при перемещении  между раз-личными территориями России активно использовалось субъектами вплоть до принятия ныне действующей  Конституции РФ в целях защиты местного товар-ного рынка. Статья 74 Конституции сделала невозможным принятие подобных решений органов государственной власти субъектов РФ в будущем.

Отнесение таможенного  дела к ведению федеральных органов  государст-венной власти гарантируется  также и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования. В соответствии с п. "в" ст. 106 Конституции РФ такие нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Совокупность  институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов та-моженного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.

Глава 1. Организация, система и структура таможенных органов

§1 Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и  компетенция

Таможенные  органы России -- это государственные орга-ны, регулирующие правоотношения, возникающие, изме-няющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.

Эмблема таможенных органов представляет собой факел  и кадуцей золо-тистого цвета, расположенные накрест в поле ярко-зеленого геральдического щита. Щит изображается на фоне золотистого  цвета, орла, Государственного герба  Российской Федерации.

Флаг таможенных органов символизирует государственную  принадлеж-ность морских и речных судов, плавающих под ним. На судне, находящемся в кампании (плавании), поднимается вымпел, который носится  постоянно, в тече-ние всей кампании, в любую погоду, на ходу и на якоре.

Эмблема таможенных органов может размещаться на зданиях и сооруже-ниях таможенных органов, на автотранспортных средствах, морских, речных и воздушных судах  таможенных органов, в залах заседания  коллегий (советов) та-моженных органов, в рабочих кабинетах руководителей таможенных органов.

Правовой  статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти Российской Федерации. Таможенные органы яв-ляются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Структурa федеральных органов исполнительной власти опреде-лена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. и ут-верждена в новой редакции Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г.

Исходя из понимания  федеральной исполнительной вла-сти как деятельности, состоящей в практической реали-зации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что та-моженные органы осуществляют исполнительную и распо-рядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической орга-низации и осуществлении таможенного дела в стране.

Важной отличительной  чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов  испол-нительной власти, является то, что действующим законо-дательством они отнесены к числу правоохранительных органов. Однако, это отдельная тема курса и она будет рассмотрена нами позднее.

Таможенные органы действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела.

Компетенция таможенных органов -- это система влас-тных полномочий, функций и задач, возлагаемых госу-дарством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным орга-нам определенные полномочия для выполнения возложен-ных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объек-там и обязанностей перед личностью, обществом и госу-дарством. Никакие иные государственные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компе-тенции таможенных органов.

Реализация компетенции  таможенных органов осуществ-ляется в различных правовых формах -- путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правопри-менения и правоохраны. Остановимся на этом подробнее.

Таможенные органы во исполнение возложенных на них  функций и решения, поставленных перед ними за-дач имеют право  издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обя-зательные для исполнения всеми субъектами-участника-ми правоотношений, урегулированных нормами таможен-ного права (государственными и муниципальными орга-нами, организациями и учреждениями, юридическими и физическими лицами -- как российскими, так и инос-транными).

Правоприменение в деятельности таможенных органов -- это властно-регулятивные действия должностных лиц та-моженных органов  по претворению в жизнь предписаний  правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, уста-навливающих процедуру правоприменительной деятельно-сти, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы. Правоприменительная деятельность с на-рушением требований правовых норм по ее осуществлению влечет привлечение виновных в этом должностных лиц таможенных органов к соответствующему виду юридичес-кой ответственности (вплоть до уголовной).

Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия.

1.1 ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Единую  систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональ-ной общностью совокупность самостоятельных звеньев, ха-рактеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вы-шестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет опре-деленную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные орга-ны в целом.

Эта система имеет четыре звена: ГТК России, регио-нальные таможенные управления, таможни и таможен-ные посты. Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что таможенные посты за редким исключением не явля-ются юридическими лицами и, следовательно, не облада-ют правоспособностью в полном объеме. А раз так, то их, на наш взгляд, не следовало бы выделять в качестве са-мостоятельного звена системы таможенных органов. В то же время, четырехзвенная структура системы таможен-ных органов имеет законодательное закрепление и отра-жена в ст. 8 ТК РФ.

Взаимоотношения в системе таможенных органов  ос-новываются на принципе сочетания  централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой  иерархической подчиненности и  подконтрольности ниже-стоящих органов  системы таможенных органов вышесто-ящим. Децентрализация проявляется в наличии у каж-дого таможенного органа строго определенной компетен-ции по осуществлению таможенного дела на подведом-ственной ему территории и сочетании единого централи-зованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возло-женных на них функций.

Информация о работе Таможенные органы в Российской Федерации