Таможенное регулирование РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Ни одна страна, какой бы крупной и само обеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства. На протяжении веков народы, активно участвовавшие в международном разделении труда, неизменно выигрывали в развитии экономики и культуры в сравнении с теми, что такой активности не проявляли.

Содержание работы

1. Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД в РБ………………
2. Нормативно-правовые основы таможенного регулирования в Беларуси...
3. Расширение ЕС и предстоящие изменения в таможенно-тарифном регулировании Республики Беларусь..................................................………...

Файлы: 1 файл

1.docx

— 90.41 Кб (Скачать файл)

Основными средствами реализации таможенной политики Республики Беларусь являются:

 

  • установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования;
  • осуществление государственного таможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь;
  • участие Республики Беларусь в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами.

 

Таможенную  территорию Республики Беларусь составляют сухопутная территория Республики Беларусь, внутренние воды и воздушное пространство над ними.

На территории Республики Беларусь могут находиться свободные таможенные зоны и свободные  склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются  как находящиеся вне таможенной территории Республики Беларусь, за исключением  случаев, определяемых Таможенным Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь по таможенному  делу.

Пределы таможенной территории Республики Беларусь, а также периметры свободных  таможенных зон и свободных складов  являются таможенной границей Республики Беларусь.

Для более  глубокого понимания сущности таможенного  регулирования в Таможенном Кодексе  РБ дается трактовка основных понятий  и категорий таможенного регулирования  ВЭД. К ним относятся следующие  понятия и категории:

  1. товары - любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, предназначенных для международных перевозок пассажиров и товаров
  2. валюта Республики Беларусь - денежные средства, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на всей территории Республики Беларусь;
  3. валютные ценности - иностранная валюта и другие ценности, перечень которых устанавливается законодательством Республики Беларусь;
  4. ввоз и вывоз - фактическое перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь;
  5. перемещение через таможенную границу Республики Беларусь - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Республики Беларусь или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.
  6. лица - юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Республики Беларусь;
  7. резиденты (отечественные лица):
  • физические лица, имеющие постоянное местожительство в Республике Беларусь, в том числе физические лица, временно находящиеся за пределами Республики Беларусь;
  • юридические лица с местонахождением в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе юридические лица с инвестициями нерезидентов Республики Беларусь;
  • предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местонахождением в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • дипломатические и другие официальные представительства Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
  • представительства резидентов, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
  1. нерезиденты (иностранные лица):
  • физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Республики Беларусь, в том числе физические лица, временно находящиеся в Республике Беларусь;
  • юридические лица с местонахождением за пределами Республики Беларусь, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, в том числе юридические лица с инвестициями резидентов Республики Беларусь;
  • предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местонахождением за пределами Республики Беларусь, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • дипломатические и другие официальные представительства иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь;
  • международные организации, их филиалы и представительства;
  • представительства нерезидентов, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта;
  1. лица, перемещающие товары, - лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Республики Беларусь для совершения с товарами действий, предусмотренных Таможенным Кодексом, от собственного имени;
  1. декларант - лицо, перемещающее товары, и таможенный агент (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства, подлежащие таможенному оформлению, от собственного имени;
  2. перевозчик - лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства;
  3. таможенный перевозчик - юридическое лицо - резидент Республики Беларусь, получивший лицензию Государственного таможенного комитета Республики Беларусь на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика;
  4. таможенный режим - совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, для таможенных целей;
  5. таможенное оформление - процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного Кодекса;
  6. таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Беларусь в целях обеспечения соблюдения законодательства Республики Беларусь о таможенном деле, а также законодательства Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики Беларусь;
  7. меры экономической политики - ограничения на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики Республики Беларусь, которые могут включать в себя квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования внешнеэкономической деятельности;
  8. таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые таможенными органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
  9. таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь или вывозе товаров с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза;
  10. таможенный сбор - отдельный вид таможенных платежей, взимаемый таможенными органами помимо таможенной пошлины;
  11. налоги и сборы - налоги и сборы, взимание которых возложено на таможенные органы Республики Беларусь;

 

 

1.3 Органы  государственной власти, осуществляющие 

таможенное  регулирование ВЭД в РБ

 

Таможенное  регулирование  непосредственно  осуществляют таможенные органы Республики Беларусь, являющиеся правоохранительными  органами и составляющие единую систему, в которую входят Государственный  таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь.

Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь утверждается Президентом  Республики Беларусь.

Создание, реорганизация и ликвидация таможен  осуществляются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Таможни действуют на основании положений, утверждаемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Государственные органы и должностные лица, не осуществляющие руководства таможенными органами, а также местные органы власти, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, не вправе принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции таможенных органов, и иным образом вмешиваться в их деятельность, которая соответствует положениям Таможенного Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Для проведения экспертиз и исследований товаров  в таможенных целях Государственный  таможенный комитет Республики Беларусь создает таможенные лаборатории.

В целях  проведения исследовательских работ  в области таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации в системе Государственного таможенного  комитета Республики Беларусь действуют  исследовательские учреждения и  учебные заведения подготовки кадров и повышения их квалификации.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь создает вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия, деятельность которых  способствует решению задач, возложенных  на таможенные органы Республики Беларусь.

 

Таможенные  органы Республики Беларусь выполняют  следующие основные функции:

  1. участвуют в разработке таможенной политики Республики Беларусь и реализуют эту политику;
  2. обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Республики Беларусь;
  3. принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
  4. обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, являющуюся экономической основой суверенитета Республики Беларусь;
  5. защищают экономические интересы Республики Беларусь;
  6. применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
  7. взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
  8. участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, реализуют эти меры;
  9. обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь;
  10. ведут борьбу с контрабандой, административными таможенными правонарушениями, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие специальным органам в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;
  11. осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Беларусь;
  12. ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
  13. ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
  14. содействуют развитию внешнеэкономических связей, осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности, жизни и здоровья граждан, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов отечественных потребителей ввозимых товаров;
  15. осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Республики Беларусь материалов, а также валютный контроль в пределах своей компетенции;
  16. обеспечивают выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных договоров Республики Беларусь, затрагивающих таможенное дело; осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
  17. проводят исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела, осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;
  18. обеспечивают в установленном порядке Президента, Парламент, Правительство Республики Беларусь, иные государственные органы, предприятия, учреждения, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
  19. реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.

 

2. Тарифное и нетарифное регулирование  ВЭД

 

2.1. Основные  методы нетарифного регулирования

 

Под нетарифными  методами понимается совокупность средств  внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в  рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

Применение  нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.

Нетарифные  методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления  внешнеторговой политики в силу следующих  причин:

• во-первых, нетарифные методы регулирования, как  правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;

• во-вторых, нетарифные методы более удобны в  достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

• в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;

• в-четвертых, нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

Следует отметить, что до настоящего времени  не выработано единой классификации нетарифных методов регулирования. Однако наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп:

  • количественные ограничения импорта и экспорта;
  • таможенные и административные импортно-экспортные формальности;
  • стандарты и требования к качеству товаров;
  • ограничения, заложенные в механизме платежей;
  • участие государства во внешнеторговых операциях.

 

Под количественными ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Данные  методы нетарифного регулирования  торгового оборота получили наибольшее распространение в международной торговле. При этом к ним относятся: квотирование; лицензирование; декларирование; добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

Квотирование представляет собой ограничение государственной властью экспорта или импорта товара в определенном количестве, объеме или сумме на конкретный период времени. В международной практике используются в основном два вида квот: глобальная квота и индивидуальная квота.

Глобальная  квота устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени, вне зависимости от того из какой страны импортируется или в какую страну экспортируется товар. Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчитывается как разность внутреннего производства и потребления товара. В настоящее время глобальная квота является наиболее распространенным видом квотирования.

Индивидуальная  квота представляет собой квоту, устанавливаемую для каждой страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар. При этом выделяются следующие виды индивидуальных квот по способу формирования:

во-первых, индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда  товары в рамках глобальной квоты  распределяются между странами пропорционально  их доле в импорте в предыдущий период;

во-вторых, индивидуальная квота формируется  на основе предпочтения тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соответствующих соглашениях. Эти квоты получили название двухсторонних квот на договорной основе;

в-третьих, индивидуальная квота может формироваться  на дискриминационной основе в рамках конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на запрет ВТО на использование  дискриминационных квот, они применяются многими странами особенно часто в отношении государств, не входящих в члены ВТО.

Следует отметить, что во внешнеторговой политике также часто применяются сезонные квоты, которые рядом экономистов  рассматриваются в качестве индивидуальных квот. Сезонная квота вводится на определенный период времени, когда внутренний рынок  нуждается в государственной защите. В этой связи данная квота обычно применяется в отношении сельскохозяйственной продукции.

Информация о работе Таможенное регулирование РБ