Таможенное регулирование РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Ни одна страна, какой бы крупной и само обеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства. На протяжении веков народы, активно участвовавшие в международном разделении труда, неизменно выигрывали в развитии экономики и культуры в сравнении с теми, что такой активности не проявляли.

Содержание работы

1. Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД в РБ………………
2. Нормативно-правовые основы таможенного регулирования в Беларуси...
3. Расширение ЕС и предстоящие изменения в таможенно-тарифном регулировании Республики Беларусь..................................................………...

Файлы: 1 файл

1.docx

— 90.41 Кб (Скачать файл)

По направлению  действия различают: экспортные и импортные  квоты.

Экспортные  квоты вводятся государством в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, в рамках которых определяется доля каждой страны в общем экспорте товара, или с целью предотвращения вывоза дефицитных товаров с внутреннего рынка.

Импортная квота применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торгового баланса, а также как ответная мера на дискриминационную внешнюю политику других государств.

Лицензирование представляет собой процесс регулирования внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государством на экспорт или импорт товара в установленных количествах в течении определенного промежутка времени. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений.

На практике используется большое количество разнообразных лицензионных форм, при этом основными видами лицензирования выступают следующие лицензии: индивидуальная, генеральная, автоматическая.

Индивидуальная  лицензия является разовым разрешением на ввоз или вывоз товара, которое выдается органом государственной власти, регулирующим или контролирующим внешнюю торговлю по заявлению национальной фирмы экспортера или по заявлению импортера. Лицензия является именной и в ней регламентируются все важнейшие стороны внешнеторговой сделки: количество и стоимость товара; страна происхождения; фирма экспортер (импортер); срок действия лицензии. В отдельных случаях применяются открытые индивидуальные лицензии, которые позволяют фирме ввозить указанный в лицензии товар без ограничения количества.

Генеральная лицензия представляет собой постоянно  действующее разрешение, дающее право  импортировать (экспортировать) перечисленные  в ней товары без каких-либо ограничений  по количеству или стоимости в  течении всего времени действия лицензии. Следует отметить, что генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары либо из определенных стран, либо из любых государств мира.

Автоматическая  лицензия представляет собой разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена в случае если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.

Мировой опыт показывает, что распределение  лицензий может осуществляться одним из следующих способов: на основе аукциона, с помощью системы явных предпочтений и посредством распределения лицензий на внеценовой основе.

Аукцион - продажа лицензий осуществляется на конкурсной основе. Данный способ считается наиболее эффективным механизмом распределения лицензий, так как он обеспечивает максимальную конкуренцию между импортерами, желающими получить тендер, заинтересовывая их в минимизации доходов от ренты. В определенных случаях иностранные производители могут пойти на полный отказ от ренты и даже перечислить часть своих доходов от продажи товаров ниже среднего уровня мировых цен. Для достижения максимального эффекта от продажи лицензий с начала восьмидесятых годов США стали практиковать аукционы по конкурсной продаже американских квот непосредственно среди иностранных экспортеров, а не среди потенциальных американских импортеров, что безусловно повысило доходы государства, получаемые от распределения лицензий. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей.

Система явных предпочтений - закрепление лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за прошлый период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных производителей. Этот способ распределения лицензий направлен, в первую очередь, на поддержание тех отечественных производители, которые могут пострадать из-за введения квот. Вместе с тем, получателями квот становится ограниченное число иностранных фирм: либо имеющие тесные связи с местными производителями, либо представляющие крупные корпорации, которые способны влиять на политику данного государства прямым образом или через систему межгосударственных отношений. Кроме того, в рамках системы явных предпочтений создаются объективные предпосылки к возникновению коррупции, что может крайне негативно отразиться не только на величине полученного государством дохода от продажи лицензий, но и нанести серьезный ущерб развитию внутренней экономики из-за импорта товаров у заведомо неэффективных иностранных товаропроизводителей. По результатам исследований, проведенных Ч. Греем и Д. Кауфманом, сегодня наивысший уровень коррупции имеет место в России и Китае.

Распределение лицензий на внеценовой основе предполагает выдачу лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность наиболее эффективно осуществлять импорт или экспорт товаров. Это наиболее трудоемкий способ распределения лицензий, поскольку для оценки необходимо создавать экспертную комиссию, разрабатывать специальные критерии оценки, которые обеспечивали бы объективность и обоснованность принимаемого решения по предоставлению лицензий. Эффективность распределения лицензий на внеценовой основе зависит от профессиональной компетенции и опыта экспертного совета, а также используемого механизма осуществления данной процедуры.

Декларированию в таможенном органе Республики Беларусь подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь, товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется, а также другие товары и транспортные средства в случаях, определяемых актами законодательства Республики Беларусь.

Декларирование  производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах  и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых  для таможенных целей.

Форма и  порядок декларирования, а также  перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Таможенная  декларация подается в сроки, устанавливаемые  Государственным таможенным комитетом  Республики Беларусь.

Эти сроки  не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств, перевозящих товары, таможенному органу Республики Беларусь.

При перемещении  через таможенную границу Республики Беларусь физическими лицами товаров  не для коммерческих целей в ручной клади и сопровождаемом багаже таможенная декларация подается одновременно с  представлением товаров.

Въезжающие  на таможенную территорию Республики Беларусь порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие  пассажиров, декларируются не позднее  трех часов после пересечения  таможенной границы Республики Беларусь, а выезжающие транспортные средства - не позднее чем за три часа до пересечения таможенной границы Республики Беларусь.

Указанные сроки могут продлеваться в порядке  и на условиях, определяемых Государственным  таможенным комитетом Республики Беларусь.

Декларантом может быть лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо таможенный агент.

При декларировании товаров и транспортных средств  декларант обязан:

  • произвести декларирование товаров и транспортных средств в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным Кодексом РБ;
  • по требованию таможенного органа Республики Беларусь предъявить декларируемые товары и транспортные средства;
  • представить таможенному органу Республики Беларусь документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей;
  • уплатить таможенные платежи либо обеспечить их уплату;
  • оказывать таможенным органам Республики Беларусь содействие в производстве таможенного оформления, в том числе путем совершения требуемых грузовых и иных операций.

Помимо  иных прав, предусмотренных Таможенным Кодексом, до подачи таможенной декларации декларант вправе под таможенным контролем осматривать и измерять товары и транспортные средства, с  разрешения таможенного органа Республики Беларусь брать пробы и образцы  товаров. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров  не подается при условии, что они  будут охвачены таможенной декларацией, подаваемой в отношении товаров.

Подача  таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу Республики Беларусь документов, необходимых  для таможенных целей.

Перечень  указанных документов и дополнительных сведений определяется Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Поданная  таможенная декларация принимается  таможенным органом Республики Беларусь. Принятие таможенной декларации оформляется  в порядке, определяемом Государственным  таможенным комитетом Республики Беларусь.

С момента оформления принятия таможенной декларации она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих  юридическое значение.

Таможенный  орган Республики Беларусь не вправе отказать в принятии таможенной декларации при соблюдении установленного порядка  декларирования.

Добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка - это разновидность импортной квоты, которая вводится не страной-импортером, а страной-экспортером с целью избежать других торговых санкций со стороны страны-импортера.

С точки  зрения экономистов, рассматривающих  мировую торговлю в статике, добровольные ограничения экспорта являются неэффективной формой государственного регулирования, поскольку весь эффект, представляющий ренту, присваивается иностранными производителями, а также иностранным государством, которое распределяет квоту между импортерами. В частности, по оценке Д. Тарра, исследование эффектов от добровольного ограничения экспорта в области торговли текстилем, автомобилями и военным снаряжением показало, что около 70% их стоимости для потребления составляют доходы иностранных импортеров, получаемые в виде ренты. Тем не менее, большинство развитых стран на практике активно применяют добровольные ограничения экспорта, обеспечивая эффективное развитие экономики и защищая таким образом свой рынок от нежелательного импорта по многим товарным позициям, подтверждая тем самым, что динамические эффекты международной торговли отличаются от исследуемых в экономической литературе статических эффектов международной торговли. Причем П. Кругман и М. Обстфельд вынуждены признать, что рента, присваиваемая иностранными производителями, составляет перекачку дохода, а не потери эффективности экономики.

Более того, в настоящее время происходит модификация добровольных ограничений экспорта и они принимают форму соглашений об упорядочении рынка. Соглашения об упорядочении рынка представляют собой многосторонние соглашения в рамках добровольного ограничения экспорта, которое вводится сразу в нескольких странах. В качестве таких соглашений выступают урегулирования по поливолокну и экспорту текстиля.

Эмбарго представляет собой запрет, который применяется в отношении импорта или экспорта отдельных товаров или в отношении совершения внешнеторговых операций с конкретным государством. Следует отметить, что эмбарго может применяться: в рамках действия международных организаций (эмбарго ООН по отношению к Ирану), на уровне международных группировок государств (запрет на экспорт продовольствия и кормов, содержание вредных веществ которых превышает установленный уровень, введенный странами ЕС) или отдельным государством по соображениям национальной безопасности, в самом широком смысле этого слова.

Под таможенными и административными  импортно-экспортными формальностями понимается совокупность мер государственного регулирования, которая включает в себя антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, требования о содержании местных компонентов, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы и другие.

Из перечисленных  методов нетарифного регулирования  наиболее существенное влияние на мировую  торговлю оказывают антидемпинговые  пошлины, которые представляют собой временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынке, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

Как инструмент регулирования импорта антидемпинговые меры получили наибольшее распространение в промышленно-развитых странах. Следует отметить, что каждые 5 лет, начиная с восьмидесятых годов, против американских корпораций выдвигается более 100 обвинений в демпинге, в то время как США имеет в отношении импортеров более 350 обвинений. Страны Европейского Союза выдвигают порядка 280 обвинений в демпинге своим торговым партнерам, но при этом им предъявляется около 200 обвинений.

Основными инициаторами применения антидемпинговых мер в США выступают национальные фирмы, которые обращаются с жалобой в Министерство торговли в случае, если, по их мнению, они пострадали от демпинга. Министерство торговли в период с 1980 по 1989 годы более чем в 50% случаев удовлетворяло жалобу и вводило антидемпинговую пошлину.

Информация о работе Таможенное регулирование РБ