Таможенное регулирование РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Ни одна страна, какой бы крупной и само обеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства. На протяжении веков народы, активно участвовавшие в международном разделении труда, неизменно выигрывали в развитии экономики и культуры в сравнении с теми, что такой активности не проявляли.

Содержание работы

1. Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД в РБ………………
2. Нормативно-правовые основы таможенного регулирования в Беларуси...
3. Расширение ЕС и предстоящие изменения в таможенно-тарифном регулировании Республики Беларусь..................................................………...

Файлы: 1 файл

1.docx

— 90.41 Кб (Скачать файл)

Таможенный  режим переработка товаров под таможенным контролем позволяет использовать иностранные товары на таможенной территории Республики Беларусь без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ним мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим.

Таможенный  режим временного ввоза (вывоза) товаров дает возможность резидентам и нерезидентам Республики Беларусь временно пользоваться товарами на таможенной территории республики или за ее пределами с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Предельный срок действия данного режима — два года. При этом ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа.

Свободная таможенная зона и свободный  склад — таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в определенных территориальных границах или помещениях без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики. Отечественные товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Таможенный  режим переработка товаров вне таможенной территории предполагает вывоз отечественных товаров без применения к ним мер экономической политики с целью использования их вне таможенной территории республики для переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение в Республике Беларусь с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов.

Экспорт товаров — таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Республики Беларусь без обязательства об их обратном ввозе. Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин. Товары должны быть вывезены в том же состоянии, в котором были на день принятия таможенной декларации. При экспорте товары освобождаются от налогов либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствие с налоговым законодательством РБ.

Реэкспорт товаров – это таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории РБ без взимания таможенных пошлин и налогов или с их возвратом, без применения мер экономической политики.

Уничтожение товаров – это таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, непригодное для использования, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики. Уничтожение товаров разрешается только таможенным органам и производится за счет собственника товара.

Отказ от товара в пользу государства – это режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики. Таможенными органами РБ устанавливаются перечень товаров, которые не могут быть установлены под данный таможенный режим.

 

 

2.3. Понятие  таможенного тарифа, его виды

 

Таможенный тариф представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам при перемещении через таможенную границу.

Основными целями применения таможенного тарифа являются:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;
  • защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
  • пополнение доходов государства;
  • обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспортерам на рынки других стран.

Таможенные  тарифы классифицируются по различным  признакам: характеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия (Приложение 1).

Основными видами таможенных пошлин являются конвенциональные и автономные.

Конвенциональные пошлины применяются к вещам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле. Их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными.

Автономные таможенные пошлины, напротив, применяются к вещам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в стране режимом наибольшего благоприятствования. Они являются одним из основных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних экономических факторов и по размеру являются максимальными.

Особые таможенные пошлины могут быть как конвенциональными, так и автономными.

Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.

Преференциальные таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении вещей, происходящих из государств, заключающих договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами Международной торговли.

По инициативе конкурирующих с импортом фирм в  случае доказательства факта демпинга может быть установлен антидемпинговый тариф.

ДЕМПИНГ — это международная  дискриминация в ценах, при которой  товары на внешнем рынке продаются  по ценам ниже цен на    аналогичные  товары на внутреннем рынке страны-экспортера.

Применение  антидемпингового тарифа предусмотрено  международным антидемпинговым законодательством, подписанным большинством| стран — членов ГАТТ в 1967 г. Величина дополнительной импортной пошлины устанавливается в размере демпинговых ножниц цен.

При классификации  таможенных пошлин по времени действия автономные считаются постоянно действующими, временные вводятся на определенный период времени (например, на период применения экономических санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более 4 месяцев.

При взимании таможенных пошлин обычно применяются  три способа. Основной из них — в проценте от стоимости товара. Такие пошлины называются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тариф устанавливается в стоимостном выражении за определенную количественную единицу товара, чаще всего за единицу веса, объема или количества. Эти пошлины называются специфическими. При их использовании важную роль играет выбор веса брутто или нетто. Комбинированные таможенные пошлины сочетают оба этих способа и предполагают одновременное их использование, либо на выбор, либо берется та ставка, которая позволяет получить наибольшую сумму таможенного сбора.

При всех национальных различиях таможенные тарифы имеют ряд общих черт, характеризующих  их экономическое значение и применение.

Во-первых, существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного  обложения пошлинами импорта. Чем  более развита экономика, тем, как  правило, ниже ставки тарифов. Это связано с тем, что конкурентоспособность продукции страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исключением, защищать внутренний рынок от аналогичной иностранной продукции высокими таможенными пошлинами. Например, в Швеции и Швейцарии они в среднем составляют 4 и 3 % соответственно, а в Венгрии — 16%, Югославии — 11 %.

Во-вторых, структура таможенного тарифа у  основного большинства стран  построена по принципу эскалации, т. е. увеличения пошлин по мере роста  степени обработки товара. Сырье  обычно ввозится без пошлин либо облагается минимальными ставками, на полуфабрикаты устанавливаются средние по уровню пошлины, а на готовые изделия — наиболее высокие. Так, в США и Японии средний уровень таможенных пошлин на готовые изделия составляет 5-6 %, а на сырье — менее 1 %.

В-третьих, таможенные тарифы обычно имеют не одну, а несколько колонок с  различными ставками пошлин, предназначенных  для взимания с одного и того же товара, но поступающего из разных стран. Чаще всего встречаются тарифы с  двумя колонками пошлин: одна —  с более низкими пошлинами, предназначенными для обложения товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется договоренность о снижении таможенных тарифов, другая — со значительно более высокими пошлинами. В международной торговой практике существуют таможенные тарифы с тремя, четырьмя и большим числом колонок пошлин. Например, таможенный тариф Японии имеет четыре колонки — с автономными и конвенциональными пошлинами, а также с преференциальными — для развивающихся государств и с сезонными пошлинами.

Взимание  таможенных пошлин в Республике Беларусь осуществляется по ставкам, установленным  Советом Министров РБ. Ставки таможенных пошлин применяются дифференцированно  в зависимости от страны происхождения  товара. Свод ставок таможенных пошлин содержится в Законе РБ "О таможенном тарифе". Так, в отношении товаров, ввозимых на территорию РБ и происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми у Республики Беларусь достигнут режим наибольшего благоприятствования (Приложение 2), применяется ставки таможенных пошлин, установленные таможенным тарифом (базовые ставки).

В отношении  ввозимых товаров, происходящих из развивающихся  стран, пользующихся преференциальным режимом в РБ (Приложение 3), применяются  ставки в размере 75% базовой ставки таможенной пошлины. Товары, ввозимые в РБ и происходящих из наименее развитых стран, пользующихся преференциальным режимом (Приложение 4), а также из стран СНГ (Россия, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина) таможенной пошлиной не облагаются.

Товары, которые происходят из стран, в торгово-экономических  отношениях с которыми не предусмотрен режим наибольшего благоприятствования  или страна происхождения не установлена, облагаются по ставкам, увеличенным  в 2 раза.

Перечень  стран, к которым применяется  режим наибольшего благоприятствования  и преференциальный режим, устанавливается  Совмином РБ. Тарифные преференции  устанавливаются Президентом РБ.

 

 

2.4. Методы  определения таможенной стоимости  товара

 

Таможенная стоимость товаров учитывается прежде всего при начислении различных таможенных платежей и при установлении стоимости товаров для применения санкций за таможенные правонарушения.

Принципы  определения таможенной стоимости  товара были включены в текст ГАТТ в 1947 г. (статья 7 «Оценка в таможенных целях») и уточнены в ходе Токийского раунда переговоров в 1976-1979 гг.

Определение таможенной стоимости производится с использованием следующих методов:

    • по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
    • по цене сделки с идентичными товарами (метод 2);
    • по цене сделки с однородными товарами (метод 3);
    • вычитания стоимости (метод 4);
    • сложения стоимости (метод 5);
    • резервный метод (метод 6).

Основным  методом определения таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами. Причем каждый последующий метод может применяться, если не может быть использован предыдущий.

При первом методе под ценой сделки понимается как фактически уплаченная цена, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары.

В таможенную стоимость вещей при оценке по цене сделки с ввозимыми товарами должны быть включены отнесенные за счет покупателя и исчисленные отдельно следующие расходы:

• затраты  на транспортировку ввозимых товаров  до места их таможенного оформления, в том числе расходы по погрузке-выгрузке, складированию товаров, их страхованию, по выплате посреднических вознаграждений, стоимость контейнеров и иной оборотной тары, которые рассматриваются как единое целое с оцениваемыми вещами;

• расходы, связанные с упаковкой ввозимых вещей, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

• стоимость  вещей, работ и услуг, которые  были предоставлены покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования при производстве или продаже на экспорт оцениваемых товаров, в том числе сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, вспомогательных материалов, затраты на инженерную и опытно-конструкторскую проработку;

• лицензионные и иные платежи за использование  объектов интеллектуальной собственности;

• величина части прямого или косвенного дохода, получаемого продавцами от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых вещей.

Информация о работе Таможенное регулирование РБ