Цели и задачи таможенного кодекса РБ 1998 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение Таможенного кодекса Республики Беларусь от 6 января 1998 года. Как известно, этот документ стал вторым по счёту законодательным актом такого рода после Таможенного Кодекса Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года.

Содержание работы

Введение 4
1. Краткая характеристика Таможенного кодекса РБ от 6 января 1998 года 6
1.1. Понятие «таможенный кодекс» 6
1.2. Структура Таможенного кодекса 8
2. Цели Таможенного кодекса РБ от 6 января 1998 года 11
3. Задачи Таможенного кодекса РБ от 6 января 1998 года 18
Заключение 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 24

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСАЧ.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

С переходом белорусской экономики с социалистической дороги на капиталистическую значение таможенных органов в жизни государства резко возросло, причем, круг решаемых таможней задач стал не только политическим, но и перешёл в экономическо-правовую сферу. Если раньше, в силу слабости международной торговли стран бывшего Союза Советских Социалистических Республик, таможня выполняла роль “железного занавеса”, то в данный момент она выполняет естественную для себя функцию правового и экономического регулятора международных перевозок и функцию пополнения государственной казны.

На сегодняшний день без знания, понимания и соблюдения таможенного законодательства невозможно представить практически любую международную деятельность. Абсолютно каждое предприятие, которое решило выйти на международный рынок, в перспективе неминуемо столкнётся с проблемой грамотных взаимоотношений с таможенными органами. Юридически же весь спектр сложных, а зачастую просто запутанных законодательных актов, связанных с вопросами таможенного декларирования, налогов и пошлин, которые необходимо уплачивать при пересечении товаром границы, базируется на Таможенном Кодексе Республики Беларусь. Именно поэтому в настоящее время так актуальна проблема понимания таможенного законодательства нашей страны.

Однако почему же для  рассмотрения выбран именно Таможенный кодекс Республики Беларусь от 6 января 1998 года? Потому что именно этот кодекс среди прочих документов такого рода (я имею в виду другие Таможенные кодексы Белорусского государства) действовал  наиболее долгое время (практически  девять лет): он был введён в действие 16 июля 1998 года, а утратил силу лишь 1 июля 2007 года. Следовательно, данный законодательный акт сыграл одну из наиболее важных ролей в становлении современного таможенного законодательства и таможенного дела Беларуси.

К сожалению, избранная  мною тема в недостаточной  степени  освещена в литературе. Именно в  этом, по моему мнению, и заключается основная проблема. Ведь данный кодекс в значительной мере повлиял на развитие таможенной системы нашего государства, и как следствие – он должен быть всесторонне рассмотрен не только в литературных источниках, но и в средствах массовой информации Белорусского государства. Что же касается обеспеченности законодательной и нормативной базой, то можно с полной уверенностью сказать, что выбранная тема обеспечена ей полностью. Это и непосредственно сам Таможенный кодекс от 6 января 1998 года, и предыдущий Таможенный кодекс от 3 февраля 1993 года, а также ряд других нормативно-правовых актов, связанных с этим вопросом.

Цель данной работы –  рассмотрение Таможенного кодекса  Республики Беларусь от 6 января 1998 года. Как известно, этот документ стал вторым по счёту законодательным актом такого рода после Таможенного Кодекса Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года.  Следовательно, необходимо дать краткую характеристику рассматриваемому документу таможенного законодательства, сравнить его с предыдущим и на основе выявленных отличий определить его основные задачи и цели. В этом и заключаются задачи данной курсовой работы.

 

1. Краткая характеристика Таможенного кодекса РБ от 6 января 1998 года

1.1. Понятие «таможенный  кодекс»

 

Ежедневно представители разнообразных профессий, тем или иным образом связанных с внешнеэкономической деятельностью, таможенным делом, или  граждане, пересекающие государственную границу, сталкиваются с понятием «Таможенный кодекс». Что же это такое?  Различные источники дают различные трактовки. Рассмотрим некоторые из них.

Таможенный кодекс - кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу. [10]

Таможенный кодекс - систематизированный единый законодательный акт, регулирующий таможенное дело, основной источник таможенного права. Определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства, активизацию связей государственной экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.[11]

Теперь мы знаем, что такое таможенный кодекс. Однако целью данной работы является рассмотрение конкретного таможенного кодекса нашей страны, а именно Таможенного кодекса Республики Беларусь от 6 января 1998 года. Расскажем о нём поподробнее поподробнее.

Рисунок 1.1 – Таможенный кодекс Республики Беларусь 

Таможенный  кодекс Республики Беларусь от 6 января 1998 года. № 133-З был принят Палатой представителей Республики Беларусь 17 декабря 1997 года, а Совет республики нашего государства одобрил его 20 декабря 1997 года.

Данный кодекс был введён в действие 16 июля 1998 года, включён в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (официальное издание для опубликованных в нем правовых актов Республики Беларусь, созданное в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369), имеющий регистрационный номер 2/665, 20 марта 2001 года. [12]

Рисунок 1.2 – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

Данный законодательный  акт ссылается на Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года № 2151-XII «О таможенном тарифе». Таможенный кодекс от 6 января 1998 года отменил следующие правовые акты:

  • Таможенный кодекс Республики Беларусь, принятый Верховным Советом Республики Беларусь 3 февраля 1993 года (Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. № 2149-XII).
  • Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. №2150-XII "О введении в действие Таможенного кодекса Республики Беларусь".

В данный документ были внесены следующие изменения  и дополнения:

  • Закон Республики Беларусь от 19 мая 2000 г. № 391-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам оперативно-розыскной деятельности".
  • Закон Республики Беларусь от 4 декабря 2001 г. № 71-З "О внесении дополнений в Таможенный кодекс Республики Беларусь".
  • Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 183-З «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь».

     С  1  июля  2007 года Таможенный  кодекс Республики  Беларусь  от 6 января 1998 года № 133-3  на  основании  Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года № 204-З утратил силу. [8]

Таким образом, рассматриваемый  Таможенный кодекс действовал на территории нашего государства в течение  почти 9 лет, став тем самым своеобразным «долгожителем» в сфере таможенного законодательства. На данный момент остальные Таможенные кодексы Республики Беларусь, принятые до или после рассматриваемого, были в действии гораздо меньше (для сравнения: Таможенный кодекс РБ от 3 февраля 1993 года действовал лишь  5 лет). В него было внесено относительно немного изменений и дополнений.

 

1.2. Структура Таможенного кодекса

 

Таможенный кодекс от 6 января 1998 года состоит из 15 разделов, 45 глав, 273 статей. Если сравнивать его с предыдущим Таможенным кодексом от 3 февраля 1993 года, который состоит всего лишь из 7 разделов, 2 глав и 91 статьи, то можно с уверенностью сказать, что структура рассматриваемого является гораздо более развитой (количество разделов больше в 2 раза, глав – более чем в 22 раза, а статей – в 3 раза).

Раздел I Таможенного кодекса РБ от 6 января  1998 года «Общие положения» излагает основные категории данного Кодекса, такие как: таможенное дело в Республике Беларусь, таможенная политика Республики Беларусь, таможенная территория и граница Республики Беларусь. Также рассматриваемый раздел перечисляет основные функции таможенных органов нашего государства, даёт чёткие определения основным понятиям, которые используются в настоящем Кодексе; определяет, кто осуществляет управление таможенным делом Республики Беларусь. Раздел состоит из двух глав: «Таможенное дело в Республике Беларусь» и «Организация таможенного дела», которые включают в себя 18 статей.

Следующий раздел под  названием «Перемещение через таможенную границу Республики Беларусь товаров  и транспортных средств. Таможенные режимы» составляют 16 глав и 91 статья. В них рассматриваются основные принципы перемещения товаров и транспортных средств, а также вопросы содержания таких таможенных режимов, как: выпуск товаров для свободного обращения, реимпорт товаров, транзит товаров, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработка товаров на таможенной территории, переработка товаров под таможенным контролем,  временный ввоз (вывоз) товаров, свободная таможенная зона, свободный склад, переработка товаров вне таможенной  территории, экспорт товаров, реэкспорт товаров, уничтожение товаров, отказ от товара в пользу государства.  

Раздел III «Таможенные платежи» состоит из двух глав. В первой главе этого раздела «Основные положения» перечисляются виды таможенных платежей, а также соответственно приводятся основные положения, касающиеся взимания таможенных пошлин, налогов на добавленную стоимость, акцизов и различных видов таможенных сборов. Вторая же глава «Исчисление и уплата таможенных платежей» чётко определяет, кто является плательщиками таможенных платежей, порядок, сроки уплаты, валюту, в которой взимаются таможенные платежи, основу для их взимания. Также в этой главе приводятся меры ответственности за уклонение от уплаты данных платежей.

6 глав: «Общие положения», «Предварительные операции», «Временное хранение», «Таможенный агент», «Таможенный перевозчик»,  «Декларирование» – являются составными частями четвёрного раздела под названием «Таможенное оформление».  В нём описывается порядок таможенного оформления, назначение предварительных операций и условия их проведения, места и типы временного хранения, права и обязанности таможенного агента, обязанности и права декларанта, регистрация таможенных перевозчиков и  предоставление информации о них, и многое другое.

Пятый и шестой разделы  рассматриваемого кодекса связаны  с различными видами контроля. Называются они «Таможенный контроль» (5-й  раздел) и «Валютный контроль» (6-й  раздел) соответственно. Первый из них  включает в себя 2 главы, второй – одну. 21 статья, из которых состоят эти два раздела, определяет положения, относящиеся к таможенному контролю за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через границу Республики Беларусь, и к валютному контролю, осуществляемому таможенными органами нашего государства.

В следующем седьмом  разделе рассматриваются таможенные льготы, а именно «Таможенные льготы отдельным категориям иностранных  лиц». В число иностранных лиц  включаются работники представительств иностранных государств, дипломатические и консульские курьеры, представители и члены делегаций иностранных государств, члены организаций и представительств международных межправительственных организаций. Регламентирует предоставление льгот 2 главы, которые составляют 10 статей.

«Ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности»  – так называется раздел Таможенного кодекса под номером 8. Как и предыдущий, состоит он из двух глав. Первая касается ведения таможенной статистики, а вторая – ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Раздел относительно небольшой, так как включает он в себя лишь 7 статей.

Следующие два раздела затрагивают правонарушения и преступления в сфере таможенной деятельности.  Раздел IX «Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела. Дознание. Оперативно – розыскная деятельность» составляют три главы, причём в первой и второй главах имеется  только по одной статье, в третьей – три. Они определяют, что именно является преступлениями в сфере таможенного дела, кем ведётся дознание по делам, в соответствии с каким законодательным актом оно проводится. Вместе с вышесказанным регламентируется и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Республики Беларусь.

Чёткую формулировку того, что относится к административным таможенным правонарушениям, какими мерами ведётся производство дел по данным правонарушениям, в каких случаях и как проводится экспертиза, опрос лиц, таможенное обследование, истребование документов, осмотр, какую ответственность несут правонарушители и др., даёт раздел Х «Административные таможенные правонарушения и производство по делам о таких правонарушениях». Он состоит из одной главы в 14 статей.

Раздел XI «Информирование и консультирование. Предварительные решения» включает в себя 2 главы и 10 статей. Он касается обеспечения информацией заинтересованных лиц и консультирования по таможенным вопросам, а также принятия, юридического значения, аннулирования, изменения или отзыва предварительного решения.

Вопросы распоряжения товарами, транспортными средствами и другими предметами, обращёнными в собственность государства, а также использования  средств, полученных от взимания  таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, за предоставление информации и консультирование, рассматриваются в разделе XII. Называется он «Распоряжение товарами и транспортными средствами и использование полученных средств». Данный раздел формируют 2 главы и 7 статей.

Следующий раздел XIII «Ответственность таможенных органов Республики Беларусь и их должностных лиц» является самым коротким в рассматриваемом Таможенном кодексе. Его единственный раздел, состоящий из одной статьи, касается ответственности, которую несут должностные лица Таможенных органов Республики Беларусь за неправомерные действия в отношении граждан, предприятий, организаций и учреждений.

Информация о работе Цели и задачи таможенного кодекса РБ 1998 года