Цели и задачи таможенного кодекса РБ 1998 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение Таможенного кодекса Республики Беларусь от 6 января 1998 года. Как известно, этот документ стал вторым по счёту законодательным актом такого рода после Таможенного Кодекса Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года.

Содержание работы

Введение 4
1. Краткая характеристика Таможенного кодекса РБ от 6 января 1998 года 6
1.1. Понятие «таможенный кодекс» 6
1.2. Структура Таможенного кодекса 8
2. Цели Таможенного кодекса РБ от 6 января 1998 года 11
3. Задачи Таможенного кодекса РБ от 6 января 1998 года 18
Заключение 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 24

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСАЧ.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)
    • заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе через посредников;
    • быть поверенными у третьих лиц по таможенным вопросам;
    • выполнять какую бы то ни было оплачиваемую работу на условиях совместительства, кроме научной, преподавательской и творческой деятельности;
    • выполнять связанные с таможенным делом работы по договорам гражданско-правового характера;
    • оказывать с использованием своего служебного положения какое бы то ни было не предусмотренное законодательством Республики Беларусь содействие лицам и получать за это вознаграждение, услуги и льготы;
    • самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении субъектами хозяйствования;
    • организовывать забастовки и участвовать в их проведении».

Также в данном Кодексе  регламентируется обязательное государственное  личное страхование  должностных лиц таможенных органов, возмещение материального ущерба этим лицам, а также отпуск должностного лица, чего нет в предыдущем Кодексе.

Рисунок 2.2  – Должностные лица таможенных органов Республики Беларусь

Таким образом, можно  сказать, что в Таможенном кодексе Республики Беларусь от 6 января 1998 года были поставлены цели улучшения таможенного законодательства и организации таможенного дела на территории нашего государства. Рассматриваемый Кодекс ликвидировал ряд недостатков предыдущего законодательного акта такого рода. В нём как таковые введены понятия «таможенное дело Республики Беларусь», «таможенный агент», «таможенный перевозчик», «декларант», а также ряд других новых категорий.

 

3. Задачи  Таможенного кодекса РБ от 6 января 1998 года

 

Что же такое «задача» и чем она отличается от цели? Снова обратимся к словарям. Ожегов в своём толковом словаре даёт нам такую трактовку: «Задача – то, что требует исполнения, разрешения».[2] По Ушакову: «Задача – то, что необходимо осуществить, чего необходимо достигнуть».[6] Можно заметить, что понятия «цель» и «задача» очень близки. Однако они отличаются друг от друга. Цель – это конечный результат, то, что нужно осуществить; а задача – это способ достижения цели.

Какие же задачи ставил перед  собой Таможенный кодекс Республики Беларусь от 6 января 1998 года? Среди основных можно выделить:

    • Определение правовых, экономических и организационных основ таможенного дела;
    • Защита экономического суверенитета и экономической безопасности  Республики Беларусь;
    • Развитие  внешнеэкономических связей Республики Беларусь, обеспечение  защиты  прав  граждан,  субъектов хозяйствования и иных юридических  лиц;
    • Соблюдение гражданами, субъектами хозяйствования и иными юридическими лицами обязанностями в сфере таможенного дела.

Организационные основы таможенного дела Республики Беларусь закреплены в главе 2 Таможенного кодекса «Организация таможенного дела». Согласно статье 7 «Общее управление таможенным делом осуществляет Президент Республики Беларусь.

Республиканским органом  государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь».

Успехи в осуществлении  таможенного дела определяются многими  факторами, существенное место среди которых занимает эффективное управление. Президент Республики Беларусь в силу своего конституционного положения имеет особые полномочия в системе управления таможенным делом. Под его руководством разрабатываются концепции организации и осуществления таможенного дела, через институты исполнительной власти, Государственный секретариат Совета безопасности осуществляется контроль за соответствием деятельности таможенных органов таможенной политике государства. Кроме того, Президент издает декреты и указы по насущным проблемам таможенного дела.

Непосредственное руководство  таможенным делом в стране осуществляет ГТК Республики Беларусь. Среди его  основных задач – организация  и совершенствование таможенного  дела в стране. В его подчинении находятся все структурные подразделения таможенной службы, он управляет развитием таможенной инфраструктуры, осуществляет подготовку должностных лиц таможенных органов и т.п.

Непосредственное руководство  со стороны ГТК означает обеспечение  единообразия в действиях подразделений и сотрудников при решении поставленных задач.

Государственный таможенный комитет в пределах своей компетенции  издает нормативные акты по таможенному  делу, обязательные для исполнения всеми таможенными и иными  государственными органами Республики Беларусь, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами. Постановления, приказы и инструкции ГТК определяют главным образом методику осуществления таможенного дела. В частности, они устанавливают порядок таможенного оформления, правила проведения таможенного контроля, формы и порядок декларирования товаров и транспортных средств, перечень документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей; порядок выдачи лицензий на учреждение таможенного склада, склада временного хранения, магазина беспошлинной торговли, на осуществление деятельности в качестве таможенного агента, таможенного перевозчика; порядок выдачи квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, лицензии на переработку товаров на (вне) таможенной территории и под таможенным контролем и т.п. Помимо постановлений и приказов ГТК может издавать и направлять таможенным органам указания и письма. В них, как правило, даются разъяснения о порядке применения того или иного нормативного акта, но не содержатся новые нормы таможенного права.

Что касается обеспечения  защиты экономического суверенитета  и экономической безопасности Республики Беларусь, то здесь можно обратиться к статье 2 Кодекса 1998 года, в которой говорится, что «целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Беларусь, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки». Согласно этому положению, политика Беларуси направлена на защиту экономических интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности, развитие форм интеграции экономических связей с другими государствами.

Относительно развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь следует обратиться к статье 4 Таможенного кодекса РБ от 6 января 1998, в которой указано, что «в интересах развития и укрепления международных экономических отношений Республика Беларусь создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, участвует в различных формах экономической интеграции, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права».

Действительно, Республика Беларусь стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Республика Беларусь выступает за расширение и углубление сотрудничества в сфере таможенного дела в рамках СНГ. 6 января 1995 г. было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Вскоре были подписаны соглашения об участии в Таможенном союзе Казахстана, Киргизии, а затем и Таджикистана. В этих соглашениях было выражено стремление к развитию сбалансированных и взаимовыгодных отношений и созданию условий для активного выхода государств – членов Таможенного союза на мировой рынок.

Создание Таможенного союза пяти государств – это первый шаг международной интеграции в области таможенного дела в рамках СНГ. Возник принципиально новый тип взаимоотношений между государствами на постсоветском пространстве, отвечающий мировым нормам и требованиям. На первом этапе Таможенного союза предполагались применение механизма функционирования Соглашения стран – участниц СНГ о создании зоны свободной торговли и отмена тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле в соответствии с Протоколом о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Беларусью и Россией от 6 января 1995 года. При этом отмена ограничений во взаимной торговле должна происходить на основе применения Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, которое предусматривает создание полностью идентичных систем тарифного и нетарифного регулирования, а также установление одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

Второй этап предусматривает  объединение после выполнения всех мероприятий, предусмотренных первым этапом, таможенных территорий государств Таможенного союза в единую таможенную территорию, решение вопроса о  международной правосубъектности Таможенного союза и судьбе действующих международных договоров. По оценкам специалистов, Беларусь и Россия, как и вся "пятерка", вступили в завершающую стадию формирования Таможенного союза. Таможенный союз – первая в короткой истории межгосударственного союза Беларуси и России форма интеграционного сотрудничества, по существу, пилотный проект для единения двух братских стран.

2 апреля 1997 года. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, а в декабре 1999 года. президенты двух стран подписали Договор о создании Союзного государства и Программу действий по реализации этого Договора, что явилось продолжением и развитием предыдущих документов об интеграции двух стран, в том числе и в сфере таможенного дела.

Таким образом, в Таможенном кодексе Республики Беларусь от 6 января 1998 года был закреплён ряд задач, которые успешно выполнялись с течением времени. Все они были поставлены для того, чтобы достичь основных целей рассматриваемого нормативно-правового акта.

 

Заключение

 

Исходя из всего вышесказанного, к сожалению, не претендующего на всеохватность и скрупулёзность обзора, можно заметить, что Таможенный Кодекс Республики Беларусь от 6 января 1998 года бесспорно усилил положение и статус таможенных органов нашей страны как государственной службы, которая обязана блюсти порядок во внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий и отвечать за сбор соответствующих финансовых средств в пользу государственной казны.

Основные положения  данного Таможенного Кодекса  вносят ясность и чёткую систематизацию в вопросы правового статуса белорусской таможни, являются основой для сложных и многоступенчатых надстроек таможенного законодательства.

Рассматриваемый нормативно-правовой акт исправил недостатки и недоработки  предыдущего Кодекса. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 6 января 1998 года имеет гораздо более развитую структуру по сравнению с предшествующим документом. В нём был поставлен ряд задач, с помощью которых должны были достигаться цели, в которые входило и улучшение организации таможенного дела.

Если судить по относительно небольшому количеству и незначительности поправок, принятых высшей законодательной  властью нашего государства, к данному  Таможенному Кодексу Республики Беларусь, то можно с уверенностью сделать вывод о серьёзной работе, которая была проделана перед непосредственным принятием этого законодательного акта.

Данный Кодекс в достаточно полной мере соответствовал насущным жизненным требованиям  того времени. И несмотря на то, что с 1 июля 2007 года  этот акт утратил свою силу, Таможенный Кодекс РБ от 1998 года по праву может считаться одной из важнейших ступеней развития таможенного законодательства суверенного Белорусского государства.

 

Список используемой литературы

 

1.Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современное написание / В. И. Даль. – М.: АСТ, 2004 – 743 с.

2.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Оникс, 2008 – 736 с.

3.Острога, В. А. История таможенного дела и таможенного права Беларуси: учеб. пособие / В. А. Острога. — Минск: БИП-С, 2005. — 192 с.

4.Таможенный кодекс Республики Беларусь: принят Верховным Советом Республики Беларусь 3 февр. 1993 г. / Ведомости Национального собрания Республики Беларусь.  – 1993.  – № 12.  – ст. 122.

5.Таможенный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 дек. 1997 г / Ведомости Национального собрания Республики Беларусь.  – 1998.  – № 10 – 12.  – ст. 104.

 6.Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова.  – М.: Мир и Образование, 2000 – 815 с.

7.Значение понятия  «таможенный кодекс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.transimperial.ru – Дата доступа: 27.02.2011.

8.Комментарий к Таможенному  кодексу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spravka-jurist.com/ – Дата доступа: 28.02.2011.

9.Таможенное дело в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.kulichki.com – Дата доступа: 10.03.2011.

10.Таможенный кодекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// wikipedia.org/ – Дата доступа: 27.02.2011.

11. Таможенный кодекс – что это такое? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirslov.ru/ – Дата доступа: 27.02.2011.

12.Таможенный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/ – Дата доступа: 14.03.2011.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Статья 18. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе ( от 6 января 1998 года)

В настоящем Кодексе используются основные понятия в следующих значениях:

1) товары - любое движимое  имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая,  тепловая, иные виды энергии и  транспортные средства, за исключением  транспортных средств, указанных в пункте 4 настоящей статьи;

2) отечественные товары - товары, происходящие из Республики  Беларусь, либо товары, выпущенные  в свободное обращение на территории  Республики Беларусь;

3) иностранные товары - товары, не указанные в пункте 2 настоящей статьи;

Информация о работе Цели и задачи таможенного кодекса РБ 1998 года