Цели и задачи таможенного кодекса РБ 1998 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение Таможенного кодекса Республики Беларусь от 6 января 1998 года. Как известно, этот документ стал вторым по счёту законодательным актом такого рода после Таможенного Кодекса Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года.

Содержание работы

Введение 4
1. Краткая характеристика Таможенного кодекса РБ от 6 января 1998 года 6
1.1. Понятие «таможенный кодекс» 6
1.2. Структура Таможенного кодекса 8
2. Цели Таможенного кодекса РБ от 6 января 1998 года 11
3. Задачи Таможенного кодекса РБ от 6 января 1998 года 18
Заключение 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 24

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСАЧ.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Раздел XIV под названием «Должностные лица таможенных органов Республики Беларусь» включает в себя 3 главы из 15 статей. Он определяет правовой статус, условия и пределы применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, оплату труда, материально-бытовое обеспечение и социальную защиту должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь.

Последний, пятнадцатый  по счёту, раздел данного Таможенного  кодекса «Заключительные положения» касается вступления в силу настоящего Кодекса, приведения нормативных правовых  актов в соответствии с ним. В нём также признаются утратившими силу некоторые законодательные акты Республики Беларусь, по причине вступления данного Кодекса в силу.

 Как мы видим, Таможенный кодекс Республики Беларусь от 6 января 1998 года имеет весьма развитую структуру.  В его 273 статьях законодательно отражены все вопросы, необходимые для эффективного функционирования таможенных органов и осуществления таможенного дела и таможенной политики  на территории нашего государства. Это говорит об основательной работе, проделанной в процессе создания рассматриваемого нормативно-правового акта.

 

2. Цели  Таможенного кодекса РБ от 6 января 1998 года

 

Для начала необходимо дать чёткое определение понятия  «цель». Чтобы сделать это, обратимся к толковым словарям русского языка. Словарь Ожегова даёт нам следующее определение: «Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить».[2] Аналогичная трактовка искомого понятия находится и в Словаре Ушакова: «Цель – то, к чему стремятся, что намечено достигнуть; предел, намерение, которое должно осуществить». [6] «Конечное желанье, стремленье, намеренье, чего кто силится достигнуть» – такую формулировку искомого понятия даёт нам «Толковый словарь русского языка» В. И. Даля. [1]

Можно заметить, исходя из всего вышесказанного, что нет принципиальных различий в истолкованном несколькими словарями значении слова «цель». Все авторы сходятся в том, что это какое-либо конечное намерение, которое необходимо осуществить. Так какие же цели ставил перед собой Таможенный кодекс Республики Беларусь от 6 января 1998 года? Что стремился осуществить данный законодательный акт? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Можно бесконечно долго  анализировать акты таможенного законодательства Республики Беларусь, чтобы выявить цели рассматриваемого Кодекса, однако, на мой взгляд, в данном случае наиболее действенным будет метод сравнения. Как уже упоминалось, Таможенный кодекс РБ от 6 января 1998 года был не первым документом такого рода в нашем государстве. Его предшественником является Таможенный кодекс РБ от 3 февраля 1993 года, который действовал на территории белорусского государства в течение 5 лет и был отменён рассматриваемым нами Кодексом. Почему же так произошло? Ответ очевиден – с течением времени менялось внутри- и внешнеэкономическое положение Республики Беларусь, и, как следствие, выявлялось всё больше и больше недостатков в действующем в то время Таможенном кодексе. А ведь законодательство должно идти в ногу со временем. Именно поэтому был принят новый Таможенный кодекс от 6 января 1998 года, соответствовавший всем требованиям того периода.

Какие же недостатки предыдущего  Кодекса от 3 февраля 1993 года ликвидировал рассматриваемый нами Таможенный кодекс от 6 января 1998 года? Для начала стоит отметить, что в предшествующем нормативно-правовом акте отсутствует формулировка понятия «таможенное дело в Республике Беларусь». Положение исправляет Кодекс от 6 января 1998 года, в статье 1 которого чётко прописано, что «таможенное дело в Республике Беларусь составляют таможенная политика Республики Беларусь, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь». Также в рассматриваемой статье указано, что «таможенное дело относится к ведению Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь». Это означает, что исключительное право в определении целей и задач таможенной политики принадлежит высшим структурам государственной власти. В предыдущем Кодексе данный факт не указан. Лишь в статье 1 говорится, что «определение основных направлений  таможенной  политики  и  норм регулирования  таможенных  отношений  относится к компетенции высших органов власти и управления Республики Беларусь».

Немаловажно, что в  Таможенном кодексе от 6 января 1998 года определено направление развития таможенного дела. В статье 2 говорится, что «Республика Беларусь стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в Республике Беларусь развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой». В предыдущем Кодексе об этом совсем не говорится.

Совершенно иная трактовка понятий «таможенная территория» и «таможенная граница» в данных законодательных актах. Согласно статье 2 Таможенного кодекса от 3 февраля 1993 года «территория Республики   Беларусь   образует  единую  таможенную территорию,  в пределах которой все юридические  и  физические  лица обязаны соблюдать действующие нормы таможенного законодательства» и «пределы таможенной  территории  являются  таможенной   границей Республики Беларусь». А в статье 3 Таможенного кодекса от 6 января 1998 года говорится, что «таможенную территорию Республики Беларусь составляют сухопутная территория Республики Беларусь, внутренние воды и воздушное пространство над ними», а также, что  «пределы таможенной территории Республики Беларусь, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Республики Беларусь». Таким образом, в новом Кодексе даётся более конкретная формулировка понятий «таможенная граница» и «таможенная территория».

Рисунок 2.1 – Государственная граница Республики Беларусь

Согласно статье 7 Таможенного  кодекса РБ от 3 февраля 1993 года «Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является центральным  таможенным  органом,  который  в   своей   деятельности подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Положение о  Государственном  таможенном  комитете   Республики Беларусь утверждается Советом Министров Республики Беларусь». Таможенный кодекс РБ от 6 января 1998 года меняет данное положение. В статье 8 «Таможенные органы Республики Беларусь» ясно прописано, что «положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь».

То же касается и таможен. По Кодексу 1993 года «Создание, реорганизация   и   ликвидация  таможен  производятся Государственным  таможенным   комитетом   Республики   Беларусь   по согласованию    с    Советом   Министров   Республики   Беларусь   и соответствующими местными Советами народных депутатов» (Статья 8). А Кодекс от 1998 года в статье 8 утверждает, что эти действия входят в компетенцию Президента Республики Беларусь.

В значительной степени  расширена формулировка и увеличено  количество функций таможенных органов  Республики Беларусь в Таможенном кодексе от 6 января 1998 года. Если в первом Кодексе их было всего 10, и назывались они «задачами таможенных органов», то в следующем «функций таможенных органов» насчитывалось уже 19. Совершенно новыми в таможенном законодательстве были такие функции, как:

  • Участие в разработке таможенной политики Республики Беларусь и реализация этой политики;
  • Принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
  • Обеспечение в компетенции таможенных органов экономической безопасности Республики Беларусь, являющейся экономической основой суверенитета Республики Беларусь;
  • Участие разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, реализация этих мер;
  • Обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь;
  • Ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
  • Осуществление мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности, жизни и здоровья граждан, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов отечественных потребителей ввозимых товаров;
  • Осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Республики Беларусь материалов, а также валютного контроля в пределах своей компетенции;
  • Обеспечения выполнения международных обязательств Республики Беларусь в части, касающихся таможенного дела; участие в разработке международных договоров Республики Беларусь, затрагивающих таможенное дело;
  • Проведение исследовательских работ консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;
  • Реализация единой финансово-хозяйственной политики, развитие материально-технической и социальной базы таможенных органов, создание необходимых условий труда для работников этих органов.

Дополнен и список основных понятий, используемых в Кодексе. В Таможенном кодексе от 3 февраля 1993 года их 16, в Таможенном кодексе  от 6 января 1998 года количество терминов увеличилось до 29. Среди новых  понятий можно выделить «отечественный товар», «иностранный товар», «перемещение через таможенную границу Республики Беларусь», «лица, перемещающие товары», «декларант», «перевозчик», «таможенный перевозчик», «выпуск», «таможенный режим», «условный выпуск», «таможенное оформление», «таможенный контроль», «меры экономической политики», «таможенные платежи»,  «таможенная пошлина», «таможенный сбор», «налоги и сборы», «транзитная задолженность». (Приложение 1)

Значительные изменения  были внесены Таможенным кодексом от 6 января 1998 года и в количество устанавливаемых таможенных режимов. Согласно статье 23 выделяются следующие виды таможенных режимов: выпуск для свободного обращения, реимпорт, транзит, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), свободная таможенная зона, свободный склад, переработка вне таможенной территории, экспорт, реэкспорт,  уничтожение и отказ в пользу государства. Количество таможенных режимов на порядок больше, чем в предыдущем Кодексе. Статья 27 Таможенного кодекса от 3 февраля 1993 года устанавливает 7 таможенных режимов: свободного обращения, экспортной поставки, таможенного хранения,  совершенствования, переработки для свободного обращения, временного пользования, перевозки под таможенным надзором.

Что касается таможенных платежей, то в Таможенном кодексе  от 3 февраля 1993 года выделяется лишь два  вида: таможенная пошлина и таможенные сборы. Следующий Кодекс гораздо разнообразил перечень платежей. В статье 110 данного Кодекса перечисляются следующие виды:

  • таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • сборы за выдачу лицензий таможенными органами Республики Беларусь и возобновление действия лицензий;
  • сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
  • таможенные сборы за таможенное оформление;
  • таможенные сборы за хранение товаров;
  • таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
  • плата за информирование и консультирование;
  • плата за принятие предварительного решения;
  • плата за участие в таможенных аукционах;
  • другие налоги и сборы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Таможенный кодекс Республики Беларусь от 6 января 1998 года вводит понятие таможенный агент, определяет его права и обязанности. Согласно статье 157, «таможенным агентом (посредником) может быть юридическое лицо - резидент Республики Беларусь, получившее лицензию Государственного таможенного комитета Республики Беларусь на осуществление деятельности в качестве таможенного агента».

Ещё одним нововведённым  понятием является таможенный перевозчик. По статье 164 «таможенным перевозчиком может быть предприятие (юридическое лицо) – резидент Республики Беларусь, получившее лицензию Государственного таможенного комитета Республики Беларусь на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика».

Понятие «декларант»  также впервые упоминается в  Таможенном кодексе. В статье 172 Кодекса  от 1998 года говорится, что «декларантом может быть лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо таможенный агент.

Декларантом может быть только отечественное лицо, за исключением случаев перемещения через таможенную границу Республики Беларусь физическими лицами товаров не для коммерческих целей и иных случаев, определяемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь».

Следует обратить внимание и на административные таможенные правонарушения, указанные в обоих Кодексах. Таможенный кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу в июле 1998 г., значительно повысил ответственность за нарушение таможенного законодательства. Если прежний Кодекс содержал 14 противоправных действий либо бездействий, относящихся к административным таможенным правонарушениям, то действующий – 51.

Что касается преступлений в сфере таможенного дела, то Таможенный кодекс Республики Беларусь от 6 января 1998 года в соответствии со статьей 219 относит к ним контрабанду, незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов, оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, уклонение от уплаты таможенных платежей. В предыдущем же Кодексе говорится лишь о контрабанде, как о преступлении в сфере таможенного дела.

В первом Таможенном кодексе  Республики Беларусь ничего не говорится  о праве должностных лиц таможенных органов заниматься коммерческой деятельностью. Следовательно, должностным лицам разрешалось это делать. Положение дел коренным образом меняет Таможенный кодекс от 6 января 1998 года. В его статье 257 чётко прописано, что «должностные лица таможенных органов Республики Беларусь не вправе:

Информация о работе Цели и задачи таможенного кодекса РБ 1998 года