Таможенное дело и таможенная политика РФ. Система таможенных органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:34, контрольная работа

Описание работы

Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.

Файлы: 1 файл

таможенное право.docx

— 42.59 Кб (Скачать файл)

4. Целостность таможенных  органов заключается в том,  что каждый из таможенных органов  - это не автономная единица,  а неразрывная составная часть  целостного организма, которым  является система таможенных  органов. Целостность в этой  связи означает не нечто искусственное,  навязанное, а свойство, обусловленное  собственно характером таможенного  дела.

При этом важно принять  во внимание, что таможенную деятельность характеризует чрезвычайная динамичность, что оказывает немаловажное значение на формирование и функционирование данной системы и ее составных  частей.

Особенно это замечание  касается развития нормативно-правовой базы таможенного дела, его отдельных  блоков: например, развития функций  таможенных органов, порядка перемещения  через таможенную границу РФ товаров  и транспортных средств, государственной  службы в таможенных органах, таможенного оформления и контроля, таможенных платежей и других направлений таможенного дела.

Динамизм нормативно-правового  регулирования надо всесторонне  учитывать, обеспечить слежение за коррективами таможенного законодательства в  ходе формирования и функционирования системы таможенных органов и  ее структурных единиц.

В качестве примера можно  привести такие нормативно-правовые акты, как Дисциплинарный Устав таможенной службы РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396; Инструкцию по таможенному оформлению и таможенному  контролю товаров, перемещаемых через  таможенную границу РФ физическими  лицами и не предназначенных для  производственной или коммерческой деятельности (утвержденную ГТК РФ 25 января 1999 г. № 38), Инструкцию о порядке  заполнения грузовой таможенной декларации (утвержденную ГТК РФ 16 декабря 1998 г. № 848 - и ряд других нормативно-правовых актов. Только учитывая весь массив нормативно-правовой базы, на основании которой действует  в настоящее время система  таможенных органов РФ можно представить  себе картину, отражающую специфику  функционирования системы таможенных органов РФ и ее составных частей.

Прежде всего в этой связи следует отметить тот факт, что все звенья таможенной системы  представляют собой органы федеральной  власти. Это обусловлено тем, что  они предназначены для практической реализации полномочий РФ в области  таможенного регулирования и  внешнеэкономических отношений (п. «ж», «л» ст. 71 Конституции РФ) и  финансируется за счет средств государственного федерального бюджета, а так же иных предусмотренных законодательством РФ источников.

Взаимоотношения в системе  таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации  и децентрализации - каждый нижестоящий  таможенный орган подчинен вышестоящему. Кроме того, структура каждого таможенного органа характерна в целом для органа исполнительной власти.

 

Функции и задачи таможенных органов РФ.

Функции таможенных органов  представляют собой основные направления  деятельности таможенных органов. С  этой точки зрения особую роль играет значение таможенных органов с позиций  экономического развития РФ и ростом товарооборота между Россией  и зарубежными странами. Роль таможенных органов во внешнеполитической деятельности РФ обуславливает особый «набор»  функций таможенных органов, но в  то же время взаимосвязь с выполнение важнейших социально-экономических  и внешнеполитических программ не ограничивает многообразия функций таможенных органов.

Так, ст. 10 Таможенного Кодекса  РФ перечисляет следующие функции таможенных органов:

1) участвуют в разработке  таможенной политики Российской  Федерации и реализуют эту политику;

2) обеспечивают соблюдение  законодательства, контроль за исполнением  которого возложен на таможенные  органы Российской Федерации;  принимают меры по защите прав  и интересов граждан, предприятий,  учреждений и организаций при  осуществлении таможенного дела;

3) обеспечивают в пределах  своей компетенции экономическую  безопасность Российской Федерации,  являющуюся экономической основой  суверенитета Российской Федерации;

4) защищают экономические  интересы Российской Федерации;

5) применяют средства  таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

6) взимают таможенные  пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

7) участвуют в разработке  мер экономической политики в  отношении товаров, перемещаемых  через таможенную границу Российской Федерации, реализуют эти меры;

8) обеспечивают соблюдение  разрешительного порядка перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Российской Федерации;

9) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил  и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым  через таможенную границу Российской  Федерации, пресекают незаконный  оборот через таможенную границу  Российской Федерации наркотических  средств, оружия, предметов художественного,  исторического и археологического  достояния народов Российской  Федерации и зарубежных стран,  объектов интеллектуальной собственности,  видов животных и растений, находящихся  под угрозой исчезновения, их  частей и дериватов, других  товаров, а также оказывают  содействие в борьбе с международным  терроризмом и пресечении незаконного  вмешательства в аэропортах Российской  Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

10) осуществляют и совершенствуют  таможенный контроль и таможенное  оформление, создают условия, способствующие  ускорению товарооборота через  таможенную границу Российской Федерации;

11) ведут таможенную статистику  внешней торговли и специальную  таможенную статистику Российской  Федерации;

12) ведут Товарную номенклатуру  внешнеэкономической деятельности;

13) содействуют развитию  внешнеэкономических связей республик  в составе Российской Федерации,  автономной области, автономных  округов, краев, областей, городов  Москвы и Санкт-Петербурга, а также  предприятий, учреждений, организаций и граждан;

14) содействуют осуществлению  мер по защите государственной  безопасности, общественного порядка,  нравственности населения, жизни  и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров

15) осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;

16) осуществляют валютный  контроль в пределах своей  компетенции;

17) обеспечивают выполнение  международных обязательств Российской  Федерации в части, касающейся  таможенного дела; участвуют в  разработке международных договоров  Российской Федерации, затрагивающих  таможенное дело; осуществляют сотрудничество  с таможенными и иными компетентными  органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

18) проводят научно-исследовательские  работы и консультирование в  области таможенного дела; осуществляют  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации специалистов в  этой области для государственных  органов, предприятий, учреждений и организаций;

19) обеспечивают в установленном  порядке Верховный Совет Российской  Федерации, Президента Российской  Федерации и Правительство Российской  Федерации, иные государственные  органы, предприятия, учреждения, организации  и граждан информацией по таможенным вопросам;

20) реализуют единую финансово-хозяйственную  политику, развивают материально-техническую  и социальную базу таможенных  органов, создают необходимые  условия труда для работников этих органов.

Приведенный перечень показывает, насколько многообразной является деятельность российских таможенных органов.

Из функций вытекают задачи таможенного контроля:

1) принимать меры, предусмотренные настоящим Кодексом, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

2) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом;

3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;

5) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

6) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;

11) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с настоящим Кодексом;

12) выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства Российской Федерации и контролировать выполнение указанных требований;

13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:

о принудительном взыскании  таможенных пошлин, налогов;

об обращении взыскания  на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов;

в иных случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом и другими  федеральными законами;

14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля. 
Заключение

Таможенное дело - это  один из базовых институтов любой  экономики. Особенно важна его роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной.

Это прямо относится к  России: при таких масштабных переменах, какие сейчас происходят в нашей  стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в  силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ

Задача таможенной системы  состоит в том, чтобы состыковать  новую экономическую систему  России с системой мирохозяйственных  связей и за счет этого дать импульс  развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий, для выполнения этой задачи является соответствующее  постановка таможенного дела. И как  следствие развитие правовой базы всего  таможенного дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта.

Россия, будучи евроазиатской  страной, имеет исключительно благоприятные  перспективы интеграции в международную таможенную систему.

Информация о работе Таможенное дело и таможенная политика РФ. Система таможенных органов РФ