Таможенное дело и таможенная политика РФ. Система таможенных органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:34, контрольная работа

Описание работы

Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.

Файлы: 1 файл

таможенное право.docx

— 42.59 Кб (Скачать файл)

- обеспечивает выполнение  международных обязательств РФ  в части, касающейся таможенного  дела, участвует в разработке  международных договоров РФ, затрагивающих  таможенное дело; осуществляет сотрудничество  с таможенными и иными компетентными  органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;

- выполняет другие функции  в организации таможенного дела в РФ.

Министерство финансов РФ (Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области  финансов), в соответствии с законодательством  Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной  политики и нормативному правовому  регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.

Таможенная политика.

Таможенная политика - это  комплекс мер и направлений в  сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемых через таможенную систему. Таможенная политика включает в себя деятельность государственных органов  по применению таможенных пошлин и  таможенных сборов, а также таможенных процедур и других средств для  достижения определенных экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей.

Основными средствами осуществления  таможенной политики являются: система  экономических инструментов таможенного  регулирования, участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и участие в международных конвенциях (договорах), режим прохождения грузов через границу, сеть государственных органов таможенного контроля, необходимые законодательные нормы таможенной деятельности. В ТС действует единая таможенная политика, являющаяся составной частью внешней и внутренней политики ТС. Таможенная политика РФ обеспечивает эффективное использование инструментов таможенного контроля по защите российского рынка, стимулирует развитие национальной экономики, содействует проведению структурной перестройки и иным целям, определенным Федеральным собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии с ТК ТС и другими законодательными актами РФ.

Таможенная политика - часть  внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру  и условия экспорта и импорта. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризиса. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как  правило, льготные таможенные пошлины  на экспортную продукцию. В последнее  десятилетие широко применяются  наряду с таможенными пошлинами  методы нетарифного ограничения  импорта: квотирования, стандарты качества и экологической чистоты.

Таможенная политика - система  мер применяемых государством с  целью установления определенного  режима таможенного налогообложения  на импортируемые в страну товары и проходящие ими таможенные процедуры.

Таможенная политика - часть  внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она стала  первой формой государственного регулирования  внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д. Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению  ее направленности - это протекционизм  и фритредерство.

Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной  промышленности, сельского хозяйства  от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего  рынка. Ее основные цели достигаются  путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые  товары и ограничением импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет  всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации  каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному  международному разделению труда и  удовлетворению потребностей рынка. В  отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный  уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза  иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или  экономическое, регулирование), процедура  таможенного оформления и таможенного  контроля, различные таможенные ограничения  и формальности, связанные с практикой  внешнеторгового лицензирования и  квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

Административные инструменты  регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в  условиях самостоятельного осуществления  большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах - торговых партнерах Росси.

Таможенная политика должна быть: относительно стабильна и предсказуема; прозрачна для деловых кругов, понимаема ими; управление ею должно носить государственный характер и  быть свободным от амбиций, лоббирования (цивилизованное лоббирование не исключается - оно неизбежно), подчинена обеспечению  экономической безопасности.

Цель таможенной политики в среднесрочной перспективе - повышение  глобальной конкурентоспособности  российской экономики за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Задачи таможенной политики:

1) Содействие технологической  модернизации российской экономики  за счет облегчения доступа  к использованию передовых иностранных технологий и оборудования.

2) Стимулирование развития  производственно-технологической коопераций  российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально  ориентированных обрабатывающих производств на территорию РФ.

3) Повышение конкурентности  российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта.

4) Унификация таможенной  политики со странами, формирующими ТС в рамках ЕврАзЭС.

Реализация поставленных задач будет обеспечиваться следующими направлениями таможенной политики РФ:

1) Стимулирование переноса  производств на территорию РФ  путем дифференциации ставок  таможенных пошлин в зависимости  от глубины переработки и предназначения товаров.

Дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины  переработки и предназначения товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующее, максимальные - на готовые товары) создает более  привлекательные условия для  изготовления товаров в РФ по сравнению  с их импортом и способствует переносу производств на территорию РФ.

Вместе с тем, такие  факторы, как: снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование в  целях содействия модернизации российских производств. Необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса на высококачественные товары, аналоги  которых не производятся в РФ, либо производятся в недостаточных количествах. Выполнение международных обязательств РФ по беспошлинному отдельных видов  товаров. Необходимость защиты наиболее конкурентно способных отраслей российской экономики в сырьевом секторе и в производстве товаров  низкого передела. Временное открытие внутреннего рынка для увеличения предложения и предотвращения роста цен.

2) Усиление регулирующей  функции таможенного тарифа, обеспечение  сбалансированности и рациональная  защита внутреннего рынка страны.

Угроза вытеснения товаров  отдельных секторов экономики с  внутреннего рынка импортом, требует  создание определенных барьеров для  доступа импорта. В тоже время, искусственное  и не оправданное ограждение от импорта  снижает стимулы для повышения  конкурентоспособности отечественного производства, инвестиционной активности, развитие сферы услуг стимулирует  повышение спроса на товары в области  машиностроения, в которой отечественное производство не может удовлетворить в полной мере.

Сбалансировать регулирование  импорта с учетом потребности  производителей и потребителей будет  обеспечиваться: применением специфических  тарифных инструментов в аграрном спектре (сезонные пошлинные, квоты), гибких реагированием  на потребности производителей и  потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или  повышения ставок ввозных таможенных пошлин, применением специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

3) Отказ от необоснованных  ограничений российского экспорта  за счет оптимизации применения ввозных таможенных пошлин.

Сегодня ввозные таможенные пошлины применяются в качестве инструмента изъятия природной  ренты, выполняют функцию ограничений(запретов) на экспорт ряда товаров, а так  же фискальную функцию.

В среднесрочной перспективе  будет осуществлен постепенный  переход к: отказу к применению вывозных таможенных пошлин, за исключение товаров  энергетической группы, а так же необработанного леса, металлолома  и некоторых других видов сырьевой группы товаров. Использование мер  нетарифного ограничения экспорта в случаях, установленным федеральным  законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин.

4) Адаптация инструментов  таможенно-тарифной политики к  условиям ТС и зон свободной торговли.

Двухстороннее соглашение РФ о свободной торговле с государствами - участниками СНГ предусматривает  осуществления взаимной торговли без  взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений. Открытый доступ товаров на российский рынок и свободный экспорт сырья без увязки с едиными правилами регулирования внешней торговли, конкуренция и оказания государственной помощи, четкого правового механизма, введения временных ограничений во взаимной торговле содержат потенциальные риски для интересов российской экономики и рынка.

Установленная система таможенного  учета требует идентификации  каждого компонента в готов изделии  с привязкой к партии товаров, в составе которой этот компонент  ввозился.

Система таможенных органов РФ.

Таможенные органы России в своей совокупности составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат системообразующие  факторы, придающие совокупности таможенных органов РФ черты определенной целостности, единства элементов. Все эти системообразующие  факторы в совокупности обуславливают  существование взаимных связей между  всеми элементами, входящими в  состав таможенных органов РФ. При  наличии этих факторов система проявляет  свою целостность, именно они обеспечивают данную совокупность органов определяющим признаком - системы органов, хотя их роль и значение для каждого различны. В числе такого рода системообразующих  факторов называют следующие:

1. Функциональная общность  таможенных органов состоит в  том, что все они осуществляют  таможенное дело, проводят в жизнь  единую таможенную политики. Этот  важнейший фактор отражен и  юридически закреплен в ст.

8 Таможенного Кодекса  (ТК) о том, что таможенное дело  непосредственно осуществляют таможенные  органы РФ, а так же в ст. 10 ТК, в которой закреплены основные  функции таможенных органов РФ. То, что все они осуществляют  таможенное дело, не означает, что  объем функций и конкретная  компетенция, в частности, характер  полномочий всех звеньев таможенной  системы, - одинаковы. Между таможенными  органами различных уровней есть  существенные различия, что естественно,  учитывая характер и место, занимаемое соответствующим таможенным органом в единой системе. Однако функциональная общность всех таможенных органов - один из наиболее характерных признаков всей таможенной системы.

2. Организационное взаимодействие  и взаимосвязи таможенных органов  означает, что каждый орган взаимосвязан  с другими выше- и нижестоящими  таможенными органами и звеньями, что ни один из них не  функционирует сам по себе; только  в тесном взаимодействии с  другими звеньями он оказывается  способным выполнять свои функции  и предоставленные законом полномочия. Этот существенный момент отражен  в ст. 8,9,10,13 ТК.

3. Единство системы таможенных  органов обеспечивается их задачами  и целями, а так же едиными  организационными принципами построения  их деятельности. Каждый таможенный  орган - частичка достаточно централизованной  системы, функциональным и организационным  центром которой является Таможенный  Кодекс РФ.

Информация о работе Таможенное дело и таможенная политика РФ. Система таможенных органов РФ