Шпаргалка по "Таможенному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2015 в 06:54, шпаргалка

Описание работы

Таможенное право и таможенное дело. Таможенная политика. Соотношение таможенного права с иными отраслями права. Система таможенного права. РФ.
Таможенное право - система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Файлы: 1 файл

Tamozhka_gotovoe.docx

— 175.17 Кб (Скачать файл)

Субъектами таможенных правоотношений являются их конкретные участники. Как правило таможенные органы и физ. или юр. лица.

Содержание таможенного правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности его участников.

 

3. Принципы таможенного  права 

Принципы таможенного права представляют собой исходные нормативно-руководящие начала таможенно-правового регулирования. В них в концентрированном виде выражено содержание, важнейшие основы таможенного права.

  • Они обеспечивают взаимосвязь таможенного права, таможенного законодательства и таможенной политики, гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса в сфере таможенного дела, содействуют своевременной отмене устаревших и принятию новых нормативно-правовых актов, а также толкованию правовых актов и устранению правовых пробелов в таможенном законодательстве. 
    Принципы таможенного права можно подразделить на общеправовые принципы и принципы отраслевого характера
    К общеправовым принципам таможенного права относятся:
  • принцип законности (Этот принцип означает, что все участники таможенных правоотношений должны действовать в соответствии с законом. действия как государственных органов и должностных лиц, так и частных юридических и физических лиц должны отвечать требованиям Конституции РФ, международным договорам России, а также ее законодательству),
  • принцип демократизма (предполагает, что таможенное право служит народу и государству, физическим и юридическим лицам страны, также демократизм проявляется в возможности защиты субъектами таможенных правоотношений своих прав и в наличии возможности у граждан и хозяйствующих субъектов в сфере таможенных правоотношений воздействовать на деятельность государственных органов: обжаловать их действия и бездействие, решения, требовать совершения определенных действий и т.д.)

Принципы законности и демократизма присущи любой отрасли современного российского права. Из этих основополагающих принципов вытекают также принцип уважения прав и основных свобод человека, принцип координации и взаимодействия государственных органов, принцип полномасштабного и четкого таможенного регулирования, принцип научности, принцип гуманности, принцип наибольшего благоприятствования, принцип приоритета международно-правовых норм, принцип юридического равенства, принцип объективной истины и принцип судебной защиты субъективных прав. Их содержание общеизвестно. 
^ Основными отраслевыми принципами таможенного права являются следующие: 
— принцип единства таможенной политики России, ее целей и средств реализации, в соответствии с которым на территории России осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства; 
— принцип единства таможенной территории, основанный на нормах Конституции РФ, гарантирующих единство экономического пространства, свободное перемещение по территории России товаров, услуг и финансовых средств, а также недопустимость установления таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для такого перемещения; 
— принцип единства ставок таможенных пошлин, установленный Законом РФ «О таможенном тарифе», в соответствии с которым ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов. К отраслевым принципам таможенного права относятся также принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу,такие как равенство участников внешнеторговой деятельности, запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств, возможность ограничения ввоза и вывоза товаров и транспортных средств, добровольность выбора таможенного режима и ряд других.

 

  1. Методы таможенно-правового регулирования. Таможенно тарифное и нетарифное регулирование.

Метод таможенного права представляет собой совокупность приемов, способов и средств осуществления таможенной политики, реализации норм таможенного законодательства. Поскольку таможенные отношения имеют комплексный характер, а каждому виду общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, соответствует свойственный ему метод правового регулирования, то можно говорить и о комплексном методе таможенного права.

Чаще всего В рамках таможенного регулирования применяются два метода правового воздействия.

  • Императивный метод — это метод властных предписаний. Лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности вступает в определенные отношения с государственными органами, уполномоченными в области таможенного дела. Данные таможенные правоотношения регулируются строго установленными правилами поведения.
  • Диспозитивный метод — это метод дозволений. Данный метод правового регулирования таможенных правоотношений имеет место лишь тогда, когда поведение участников регламентируется гражданско-правовыми нормами (чаще всего при заключении гражданско-правовых договоров, например, при регулировании договора перевозки).

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений внешней  торговли услугами и интеллектуальной  собственностью;

4) мер экономического и административного  характера, способствующих развитию  внешнеторговой деятельности и  предусмотренных настоящим Федеральным  законом.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, осуществляемым путем установления ввозных и вывозных (только в отношении сырьевых товаров) таможенных пошлин при их перемещении через таможенную границу. При этом таможенная пошлина представляет по своей сути разновидность косвенного налога, которым облагается товар при его перемещении через таможенную границу. Как всякий косвенный налог, она увеличивает цену товара и тем самым снижает его конкурентоспособность.

Импортная таможенная пошлина — наиболее традиционный инструмент торговой политики, направленный на ограничение доступа иностранных товаров на внутренний рынок. Экспортные таможенные пошлины менее распространены и направлены на ограничений вывоза определенных товаров из страны и решение фискальных задач.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1) фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

2) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

3) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Нетарифное регулирование. Поэтапное снижение уровня тарифной защиты странами в процессе реализации своих обязательств в силу условий присоединения к ВТО или последующих раундов многосторонних переговоров вывело на первый план в качестве наиболее эффективного средства защиты рынка нетарифные меры. Эта тенденция особенно ясно наблюдается в последние два десятилетия в силу недостаточной определенности применения и возможности многократного или длительного использования нетарифных барьеров в отношении одного и того же товара. При этом необходимо отметить, что до сих пор в мировой торговле отсутствует общепризнанное определение нетарифных барьеров, их классификация, единая методология количественной оценки последствий их применения для торговли. Эти обстоятельства лежат в основе проблем, с которыми сталкиваются как государственные органы власти, так и участники рынка в урегулировании спорных вопросов применения нетарифных барьеров.

Нетарифные меры (наиболее часто употребляемым за рубежом термином является термин «нетарифные барьеры») — любые меры национальной торговой политики, выходящие за рамки таможенно-тарифной политики и используемые в качестве инструментария при регулировании внешней торговли, то есть, любые меры экономического, административного или технического характера, ограничивающие свободную торговлю между государствами.

Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает две большие группы мер (административного и, частично, экономического характера), направленных на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров.

Первая группа мер имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов и т.д.

Вторая группа мер нетарифного регулирования охватывает большой круг различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических, при которых ограничения торговли товарами и услугами оказываются скорее их побочным результатом.

В качестве основных, наиболее часто применяемых мер нетарифного регулирования, как правило, используются:

1) импортное лицензирование;

2) антидемпинговые и компенсационные  меры;

3) различные формы налогообложения (налог на добавленную стоимость  с импортера, налог с оборота (налог  с продажи);

4) акцизные сборы;

5) специальные импортные налоги  и сборы;

6) меры валютного и финансового  характера (налог при операциях  с иностранной валютой или  сбор за ее получение, система  предварительной оплаты пошлин  и налогов и др.).

К барьерам административного характера относят запрещение импорта, «добровольные» ограничения экспорта, количественные ограничения (индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты), а также один из самых распространенных способов нетарифного регулирования — импортное лицензирование.

К техническим барьерам во внешней торговле относят: национальные стандарты, системы сертификации продукции; требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами; требования экологического характера; требования к упаковке и маркировке товаров.

Нетарифные ограничения могут применяться как при экспорте, так и при импорте товаров и услуг.

 

  1. Участники таможенных правоотношений. Понятие и виды субъектов таможенного права. Общие и специальные субъекты.

Субъектом таможенного права является носитель определенного вида прав и обязанностей, данных ему государством и отражающих регулирование общественных отношений в области таможенного права.

К субъектам таможенного права можно отнести:

1) таможенные органы;

2) государственных служащих таможенных органов и служащих таможенных организаций;

3) юридических лиц;

4) физических лиц.

Субъекты таможенного права в зависимости от их прав и обязанностей принято разделять на три вида: общие, специальные и иные субъекты.

Общие субъекты таможенного права – это физические и юридические лица, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью.

К специальным субъектам таможенного права можно отнести таможенные органы и государственных служащих, работающих в таможенных органах, т. е. это те субъекты, которые обладают особенными правами и обязанностями в сфере таможенных правоотношений. Таможенные органы и служащие таможенных органов являются носителями особого правового статуса, установленного таможенным законодательством РФ для регулирования правоотношений в пределах компетенции таможенного права.

Иными субъектами таможенного права являются российские и иностранные юридические и физические лица, а также различного рода субъекты международных торговых отношений, так или иначе связанные таможенными правоотношениями. Юридические и физические лица РФ в равной степени обладают правами на осуществление внешнеэкономической деятельности.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.(?)

Юридические лица (коллективные субъекты таможенных правоотношений) подразделяются на две группы: участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и лица, осуществляющие деятельность в сфере

таможенного дела. Участниками ВЭД, как правило, являются получатели либо отправители товаров, указанные в товаросопроводительных документах. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела( Таможенный представитель, Таможенный перевозчик, Владелец склада временного хранения, Владелец таможенного склада, Владелец магазина беспошлинной торговли, Уполномоченный экономический оператор)

Физическими лицами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Физические лица - граждане государств - членов таможенного союза, иностранные граждане и лица без гражданства, перемещающие через таможенную границу товары - индивидуальные субъекты таможенных правоотношений, для которых установлены особенности перемещения через границу товаров для личного пользования

 

 

 

 

 

  1. Система и статус таможенных органов РФ. Функции таможенных органов. Правовой статус физических и юридических лиц как субъектов таможенных правоотношений.

Таможенные органы РФ - это государственные органы исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.

Информация о работе Шпаргалка по "Таможенному праву"