Шпаргалка по "Таможенному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2015 в 06:54, шпаргалка

Описание работы

Таможенное право и таможенное дело. Таможенная политика. Соотношение таможенного права с иными отраслями права. Система таможенного права. РФ.
Таможенное право - система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Файлы: 1 файл

Tamozhka_gotovoe.docx

— 175.17 Кб (Скачать файл)
    1. Таможенное право и таможенное дело. Таможенная политика. Соотношение таможенного права с иными отраслями права. Система  таможенного права. РФ.

Таможенное право - система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Таможенное право регулирует общественные отношения в сфере таможенного дела. Таможенное дело является важнейшей сферой жизнедеятельности и предметом особого правового регулирования.

Понятие термина «таможенное дело» в его современном смысле представляет собой достаточно сложный комплекс отношений, связанных с обеспечением интересов государства во внешней и внутренней политике. В соответствии ФЗ «О таможенном регулировании и таможенном деле в РФ» таможенное дело в РФ представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Структура таможенного дела представляет собой таможенные органы и правовую регламентацию их деятельности, таможенную политику, порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенный контроль, таможенное оформление и другие меры.

Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела - ФТС, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле

Под таможенной политикой имеется в виду ограниченная составная часть внутренней и внешней политики РФ. Ее сущность выражается в выработке единой системы согласованных экономических, политических, организационных и правовых мер по развитию внешнеэкономических связей страны.

Основными целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики РФ. Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности страны.

Являясь комплексной отраслью системы права РФ, таможенное право по своему содержанию непосредственно связано со всеми отраслями права.

Конституционное право, имеющее основополагающий характер для всех остальных отраслей права, играет такую же роль и по отношению к таможенному праву. Некоторые нормы конституционного права, не теряя своего основного значения, одновременно входят в состав таможенного права. Это, например, ч. 1 ст. 74 Конституции о недопущении установления на территории России таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств

В целом конституционное право предопределяет принципы, основополагающие начала для таможенного права, как и для других правовых отраслей.

  К административному праву относятся  общественные отношения, связанные  с перемещением через таможенную  границу товаров и транспортных  средств, таможенным оформлением, таможенным  контролем и др. Правовые нормы, регулирующие производство по  делам о нарушениях таможенных  правил и их рассмотрение, относятся  к административно-процессуальному  праву .

Таможенное право непосредственно связано с финансовым правом. Оно определяет виды таможенных платежей, порядок их исчисления и уплаты, осуществляет контроль  при перемещении через таможенную границу РФ объектов валютного контроля

Таможенное и гражданское право соприкасаются в вопросах регламентации прав и обязанностей по договорам хранения и перевозки, хранением товара на таможенном складе и складе временного хранения и в других случаях. Гражданское процессуальное право применяется в деятельности таможенных органов во всех случаях судебного рассмотрения споров в таможенной сфере,

Таможенное право тесно связано с уголовным правом, уголовно-процессуальным правом, законодательством в сфере оперативно-розыскной деятельности. Все указанные отрасли права регламентируют общественные отношения в связи с совершением таможенных преступлений: контрабанды, незаконного экспорта технологий, невозвращения на территорию РФ предметов художественного достояния, уклонения от уплаты таможенных платежей.

Таможенное право связано с международным правом в вопросах режима государственной границы РФ, нейтральных и прибрежных вод; приграничной территории, статуса международных и региональных организаций, представительств и т.д.

Таможенное право связано с трудовым правом по вопросам организации службы и работы в таможенных органах России.

Таможенное право также тесно связано с некоторыми другими отраслями права, в частности, с правом интеллектуальной собственности, правом в сфере экспортного контроля, экологическим правом.

Таким образом, таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представляющую собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются либо санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела.

Система таможенного права достаточно сложна, поскольку само таможенное право является комплексной отраслью права. В этой отрасли можно выделить три составные части: общую, особенную и специальную.

Общая часть таможенного права включает следующие институты:

1) понятие, особенности, методы и систему  таможенного права;

2) его институты;

3) правовой статус таможенных органов  и их должностных лиц;

4) ответственность в таможенном  праве.

Особенная часть таможенного права содержит такие институты, как:

1) таможенное оформление;

2) таможенные тарифы;

3) таможенные процедуры;

4) таможенные платежи;

5) таможенный контроль.

Специальная часть таможенного права включает в себя:

1) международное таможенное право;

2) сотрудничество РФ с государствами-участниками  СНГ по таможенным вопросам;

3) международные соглашения и двусторонние  договоры по таможенным вопросам.

 

 

  1. Источники таможенного права. Таможенно-правовые норма и отношения.

Источники таможенного права -  совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права- их можно расположить в следующей последовательности:

- Конституция РФ, нормы которой  являются нормами прямого действия  и закрепляют исходные начала  и основные принципы таможенного  дела в РФ; (формирование основ таможенного регулирования (ст. 71), гарантия единства экономического пространства на территории страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8), обязанность каждого платить установленные налоги и сборы (ст. 57),  единство таможенной территории (ст. 74). Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов государственной власти.

- международно-правовые договоры  и иные соглашения по таможенному  делу, участниками которых является  РФ - имеют особое значение для  формирования национального таможенного  законодательства (например, Договор  о создании Евразийского экономического  сообщества от 10 октября 2000 г., Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в Брюсселе 14 июня 1983 г.)

  • федеральные законы (в том числе и законы сводного характера – кодексы - Налоговый, Бюджетный кодексы РФ, КоАП и др.), нормы которых рассчитаны на длительный период действия и, так или иначе, регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела. (Федеральный закон РФ от 27.11.10 №311-ФЗ «О таможенном регулировании»; ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Закон РФ «О таможенном тарифе»).
  • подзаконные нормативно-правовые акты по вопросам таможенною дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, ФТС России, а также совместные акты ФТС России с другими министерствами и ведомствами. (Положение о ФТС, утвержденное Постановлением правительства РФ; Указ президента РФ «Вопросы ФТС»).

Таможенное законодательство ТС состоит из:

  1. Таможенного Кодекса Таможенного Союза;
  2. международных договоров государств-членов ТС, регулирующих таможенные правоотношения в ТС;
  3. решений Комиссии ТС (КТС), регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с источниками 1 и 2.

Таможенное законодательство ТС действует на таможенной территории ТС.

Таможенно-правовые нормы – это устанавливаемые государством правила поведения в таможенной сфере.

Всю совокупность правовых норм в таможенной сфере можно разделить на две большие части 1) нормы, имеющие общее значение для всех направлений, сфер и аспектов таможенной деятельности, – общая часть; 2) нормы, регламентирующие отдельные виды таможенной деятельности, – особенная часть, 3) и нормы регламентирующие международную деятельность таможенных органов

Специфика таможенно правовых норм: чаще всего не содержится санкций за нарушений норм таможенного права. Они предусмотрены уголовным и административным законодательством.

По характеру предписываемых правил поведения нормы таможенного права можно условно разделить на: Управомочивающие нормы таможенного права устанавливают права субъектов совершать определенные действия или воздержаться от них по своему усмотрению; Обязывающие нормы таможенного права предписывают обязанность совершения субъектом таможенного права действий, предусмотренных таможенно-правовой нормой; Запрещающие таможенно-правовые нормы предписывают субъекту таможенного права воздержаться от содержащихся в норме действий.

Действие таможенно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц. Во времени -  акты таможенного законодательства применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие.

По действию таможенно-правовых норм в пространстве их можно поделить на нормы, действующие в пределах всей таможенной территории Российской Федерации и на нормы, действие которых распространяется лишь на определенные территориальные образования (например, на территории свободных экономических зон).

Действие норм таможенного права России по кругу лиц -нормы таможенного права распространяются на всех лиц, находящихся на той части таможенной территории России, где они действуют, а в ряде случаев — и на лиц, находящихся за пределами этой территории.

Таможенное правоотношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права и возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенного дела определена ТК ТС.

В предмет регулирования таможенного права входят общественные отношения, связанные с:

  • перемещением через таможенную границу ТС товаров и транспортных средств;
  • взиманием таможенных платежей;
  • проведением таможенного декларирования;
  • проведением таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу ТС;
  • валютным контролем;
  • ведением таможенной статистики и Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС (ЕТН ВЭД ТС);
  • совершением административных правонарушений в сфере таможенного дела;
  • информированием, консультированием по вопросам таможенного дела и принятием предварительных решений;
  • обжалованием или опротестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;
  • участием ТС в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела.

Таможенно-правовые отношения могут возникать:

а) до фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

б) в момент такого перемещения;

в) после (то есть значительно позже) фактического пересечения товарами или транспортными средствами таможенной границы.

Таможенное правоотношение имеет свою структуру, которая включает:

Объект таможенного правоотношения является порядок, складывающийся в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Информация о работе Шпаргалка по "Таможенному праву"