Шпаргалка по "Таможенному делу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 09:19, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и содержание таможенного дела в РБ.
Таможенное дело - совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства.
Одна из задач таможенного дела – соблюдение правовых основ таможенного регулирования в РБ:
установление порядка и правил перемещения товаров через таможенную границу РБ,

Файлы: 1 файл

Шпоры таможня.doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и содержание таможенного  дела  в РБ.

Таможенное дело - совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства.

Одна из задач таможенного дела – соблюдение правовых основ таможенного регулирования в РБ:

  • установление порядка и правил перемещения товаров через таможенную границу РБ,
  • использования товаров, ввезенных на таможенную территорию РБ либо вывозимых за ее пределы, в соответствии с таможенным режимом или таможенной процедурой,
  • определение плательщиков и отдельных элементов обложения таможенных платежей
  • регламентация властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Структура таможенного дела соответствует структуре таможенного законодательства и структуре ТК. Однако, одни его элементы не подвержены изменениям (таможенное оформление), другая же часть (таможенные платежи, режимы) – подвижна, что обусловлено изменяющейся обстановкой в обществе.

Руководство таможенным делом осуществляет Президент РБ.

Руководство таможенным делом осуществляет Государственный таможенный комитет РБ, который обеспечивает реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства всеми таможенными органами на территории Республики Беларусь.

 

 

2. Понятие, предмет и методы таможенного права РБ

 

Таможенное право - самостоятельная отрасль права, регулирующая комплекс общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РБ и их последующим использованием.

Предмет отрасли права - совокупность общественных отношений, которую призвана урегулировать эта отрасль (т.е. комплекс общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РБ и их последующим использованием).

Методы правового воздействия:

1) императивный  метод – это метод властных предписаний. Лицо при осуществлении ВЭД вступает в определенные отношения с государственными органами, уполномоченными в области таможенного дела. Данные таможенные правоотношения регулируются строго установленными правилами поведения (например, перемещение обычных грузов через таможенную границу может осуществляться только в строго определенных местах – пунктах ввоза-вывоза);

2) диспозитивный метод – это метод дозволений. Данный метод применяется тогда, когда поведение участников регламентируется гражданско-правовыми нормами (например, в случае действия договора поручения между декларантом и его представителем – таможенным агентом).

Эти методы тесно взаимодействуют друг с другом (например, обязательность подачи ГТД не исключает для декларанта возможности выбора – самостоятельно или через таможенного агента он будет осуществлять ее заполнение и подачу).

 3. Таможенный кодекс РБ, как основной источник таможенного права (его содержание и структура).

 

Основным нормативным правовым актом, определяющим правовые, экономические и организационные основы таможенного дела в РБ и направленным на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности РБ, развитие внешнеэкономических связей РБ, обеспечение защиты прав граждан, субъектов хозяйствования и иных юридических лиц и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела, является Таможенный кодекс Республики Беларусь, принятый 4 января 2007 года. Данный Кодекс определяет основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РБ, закрепляет таможенные режимы (выпуск для свободного обращения, реимпорт, отказ в пользу государства, свободный склад, таможенный склад, переработка на (вне) таможенной территории, экспорт, реэкспорт, уничтожение и др.), таможенные платежи (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы за хранение товаров и др.). Таможенный кодекс также регулирует процедуру таможенного оформления товаров при их перемещении через таможенную границу РБ, устанавливает льготы отдельным категориям иностранных лиц.

Таможенный кодекс РБ регулирует все основные вопросы таможенной деятельности. По юридической силе он уступает только Конституции  РБ и является правовой базой для всего таможенного законодательства.

Таможенный кодекс РБ определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности РБ, активизацию связей белорусской политики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области таможенного дела.

Необходимо отметить, что с 01 июля 2010г. Таможенный кодекс РБ должен претерпеть существенные изменения.

Таможенный кодекс РБ состоит из 9 разделов, 36 глав, включающих 350 статьи.

Разделы:

1. Общие положения

2. Перемещение товаров  через таможенную границу

3.Таможенное оформление

4.Таможенные процедуры

5.Таможенные режимы

6. Перемещение тов-в отдельными  категориями ин-х лиц

7.Таможенные платежи

8. Таможенный контроль

9.Таможенные органы и  обеспечение их деятельности. Пункты  таможенного оформления, склады  временного хранения и таможенные склады

Таким образом, в Таможенном кодексе РБ как базовом источнике таможенного права содержатся все основные материально-правовые, процессуальные и процедурные таможенные нормы, а также нормы, регламентирующие различные аспекты деятельности таможенных органов, непосредственно не относящиеся к таможенному праву.

 

4.Таможенные  органы РБ  и их правовой  статус.

 

Таможенными органами являются Государственный таможенный комитет РБ (ГТК) и таможни. Таможенные органы являются правоохранительными органами и составляют единую систему.

ГТК РБ непосредственно подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы. Система таможенных органов может изменяться для успешной реализации своих функций (так, по согласованию с Президентом РБ ГТК может создавать новые таможни, а также ликвидировать уже существующие).

Совет Министров РБ (если иное не определено Президентом), вправе определять компетенцию таможен в части осуществления ими отдельных функций, возложенных на таможенные органы.

ГТК осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в РБ. ГТК подчиняется Совету Министров РБ, а по отдельным вопросам деятельности–Президенту.

ГТК РБ явл-ся республиканским органом ГУ, который:

  • проводит государственную таможенную политику,
  • обеспечивает экономическую безопасность РБ,
  • осуществляет регулирование и управление в сфере таможенного дела и координирует в этой сфере деят-ть других республиканских органов гос-го управления и иных организаций.

Руководство деятельностью ГТК осуществляет Председатель ГТК, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом. В полномочия Председателя ГТК входит:

  • руководство таможенными органами;
  • информирование Президента, Совмина и Государственного секретариата Совета Безопасности РБ о состоянии таможенного дела в республике и мерах по его развитию;
  • издание приказов и подписание постановлений ГТК и организация контроля за их исполнением.

Для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности таможенных органов в ГТК создается коллегия в составе Председателя ГТК, его заместителей, иных должностных лиц ГТК, а при необходимости и должностных лиц других государственных организаций. Заседания коллегии проводятся Председателем ГТК по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

 

5. Порядок  создания, реорганизации и ликвидации таможенных органов  РБ и их организационная структура.

 

Таможенными органами являются Государственный таможенный комитет РБ (ГТК) и таможни. Таможенные органы являются правоохранительными органами и составляют единую систему.

ГТК РБ непосредственно подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы. Система таможенных органов может изменяться для успешной реализации своих функций (так, по согласованию с Президентом РБ ГТК может создавать новые таможни, а также ликвидировать уже существующие).

Положение о ГТК РБ утверждается Президентом. Создание и ликвидация таможен осуществляются ГТК РБ по согласованию с Президентом.

ГТК осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в РБ. ГТК подчиняется Совету Министров РБ, а по отдельным вопросам деятельности–Президенту.

ГТК проводит гос-ю таможенную политику, обеспечивает эк-кую безопасность РБ, осущ-ет регулирование и управление в сфере таможенного дела и координирует в этой сфере деят-ть других республиканских органов гос-го управления.

Правительство вправе определять компетенцию таможен в части осуществления ими отдельных функций, возложенных на таможенные органы, совершения определенных таможенных операций, а также зоны их оперативной деятельности.

Таможни являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и действуют на основании положений, утверждаемых ГТК РБ.

 

6. Основные задачи и функции  таможенных органов РБ.

 

Таможенными органами являются Государственный таможенный комитет РБ (ГТК) и таможни. ГТК РБ подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деят-ть которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы.

Функции таможенных органов:

  • осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль;
  • взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты;
  • обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу;
  • осуществляют контроль за соблюдением запретов и ограничений на ввоз и вывоз из РБ товаров, устан-х законодательством или международными договорами по основаниям эк-го и неэк-го хар-ра;
  • ведут борьбу с контрабандой
  • осуществляют информирование и консультирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов;

Совет Министров РБ (если иное не определено Президентом), вправе определять компетенцию таможен в части осуществления ими отдельных функций, возложенных на таможенные органы.

Основными задачами ГТК являются:

1) проведение государственной таможенной политики;

2) обеспечение экономической  безопасности РБ;

3) разработка средств  таможенного регулирования;

4) организация и  совершенствование таможенного  контроля и таможенного оформления;

5) пресечение контрабанды, иных преступлений;

 

7.Статус должностных лиц таможенных органов РБ.

 

Должностными лицами таможенных органов являются работники, занимающие штатные должности в данных органах, имеющие персональные звания и обеспечивающие от имени государства исполнение властных полномочий.

Правовой статус этих лиц закреплен в НПА: Указ Президента «О некоторых вопросах таможенных органов», Закон РБ «О гос. службе в РБ», Положение «О порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах» и др.

Служба в таможенных органах является видом гос. службы. На службу принимаются граждане, достигшие 18-летнего возраста. Впервые поступающие на службу, сдают квалификационный экзамен. Каждые 3 года проводится аттестация должностных лиц таможенных органов (исключение составляют Председатель ГТК и его заместители, порядок аттестации кот-х устан-ся Президентом).

Прекращение службы в таможенных органах происходит при:

  • переводе к другому нанимателю;
  • достижении предельного возраста пребывания на гос. службе;
  • разглашении сведений, составляющих гос. секреты;
  • отказе от принесения присяги;
  • отставке;
  • грубом нарушении должностных обязанностей.

Неправомерные действия указанных лиц являются основанием для привлечения их к ответственности (дисциплинарную, административную, уголовную). Также таможенные органы обязаны возмещать вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) должностных лиц таких таможенных органов при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей.

 

8 Правовое  регулирование и основные положения  о перемещении ч/з там. границу РБ тов-в и трансп-х ср-в

 

В ТК РБ определены общие положения о перемещении товаров и транспортных средств, через таможенную границу РБ. Они касаются:

Информация о работе Шпаргалка по "Таможенному делу"