Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы определяется также тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.
Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для XXI века.

Содержание работы

Введение 3
1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров 6
1.1. Тарифные методы регулирования 7
1.2. Нетарифные методы регулирования 15
2. Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли 25
2.1. Особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО 25
2.2. Анализ таможенно-тарифной политики РФ 34
3. Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ 47
Заключение 58
Список использованной литературы 61

Файлы: 1 файл

внешне-эконом..doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, цель, поставленная в данной работе, достигнута. Поставленные задачи решены. По работе можно сделать следующие выводы.

Тарифные методы являются наиболее традиционным и общепринятым средством регулирования внешней торговли. Они рассматривались как основной инструмент защиты национального рынка, и именно на их снижение направлены многосторонние переговоры о либерализации торговли, в том числе в рамках ГАТТ/ВТО. В общем, тарифные методы как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности играют большую роль в экономике страны, поскольку выполняют важные для государства функции – фискальную, стимулирующую, протекционистскую.

В бывшем СССР до начала перехода к рыночной экономике существовала государственная монополия внешней торговли, ограничивавшая свободное ее развитие. Переход к рыночной экономике в России сопровождался отменой монополии и либерализацией внешнеторговой деятельности. Торговые организации и предприятия получили право свободного выхода на мировой рынок. Однако государство осуществляет экономическое и административное регулирование внешней торговли, обеспечивающее защиту национальных производителей от иностранных конкурентов и оказывающее влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Важным экономическим регулятором внешней торговли являются таможенные пошлины и таможенные тарифы.

Таможенный тариф – систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте в данную страну и экспорте из нее.

Таможенные тарифы позволяют осуществить защиту национальных производителей от иностранной конкуренции. Одновременно таможенные тарифы выполняют и другие функции. Например, таможенная пошлина служит во многих странах важным источником поступления средств в государственный бюджет.

Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Кроме того, таможенный тариф представляет собой один из источников поступления средств в государственный бюджет. Как правило, в каждой стране применяются свои национальные таможенные тарифы, однако могут применяться и общие для ряда стран, объединившихся в торгово-экономическую группировку (например, ЕС).

Пошлины бывают трех видов:  адвалерные – взимаемые в процентах от цены товары;  специфические – в виде денежной суммы, взимаемой с веса, объема или единицы товара;  смешанные – при которых товар одновременно облагается и адвалерной, и специфической пошлинами.

Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли показал, что таможенное регулирование импорта в РФ до недавнего времени не было определяющим инструментом регулирования экономики, несмотря на то, что уровни ставок таможенного тарифа при импорте явно носили защитительно-фискальный характер и становились все более обременительными. В настоящее время, с учетом предполагаемого вступления России в ВТО, тарифно-таможенная политика стала более целенаправленной. С начала 2001 г. была произведена ощутимая корректировка импортных таможенных пошлин в направлении их снижения, отказа от малопродуктивных запретительных пошлин и преодоления искажения их структуры из-за девальвационных процессов. Снижение и унификация уровня ввозных пошлин привели к уменьшению средневзвешенной ставки импортного таможенного тарифа до 10,7%.

Введенные с 1 января 2001 г. пошлины на импорт предусматривают практический отказ от максимальной 30% адвалорной ставки (по 883 из 888 ранее действовавших позиций). Уровень таких ставок понижается до 20%, в первую очередь по промышленным товарам широкого потребления и оборудованию продукции химической промышленности. Ставка на уровне 30% сохраняется лишь по 5 позициям, в том числе по табачным изделиям и белому сахару. Существенно сокращено число позиций (с 624 до 104), ранее облагаемых по ставке 25%, куда, в частности вошли: фрукты, овощи, рыбопродукция, алкогольные напитки, некоторые химические товары. Ставка 25% сохранена только по одной группе – мясо птицы.

Постоянное увеличение положительного сальдо внешней торговли, причем в основном за счет торговли со странами дальнего зарубежья, позволяет говорить о существовании достаточно эффективного механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей. Однако работа по оптимизации таможенно-тарифного регулирования внешней торговли должна продолжаться.

Оптимальный тариф имеет следующие основные черты, которые необходимо учитывать при осуществлении государственной внешнеэкономической политики: ставка оптимального тарифа невелика (так как в этом случае возможно большую его часть переложить на иностранных поставщиков за счет снижения цены на импортный товар); ставка оптимального тарифа обратна эластичности импорта, чем ниже эластичность, тем выше ставка оптимального тарифа.

Одним из направлений дальнейшей оптимизации Таможенного тарифа является снижение пошлин в отношении электробытовой и компьютерной техники. Эти товары сложны по номенклатуре и высоки по таможенной пошлине. Нет необходимости в столь высоких защитных барьерах, минимальная таможенная пошлина на цифровую технику может стать оптимальной. Так как это дорогостоящая техника, то снижение импортных пошлин приведет к повышению достоверности декларирования товаров в части заявления таможенной стоимости. В этом случае объем поступлений в государственный бюджет может возрасти.

Список использованной литературы

 

 

  1. Федеральный закон от 13.10.95 г. № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности";
  2. Таможенный кодекс РФ от 18.06.93 г. № 5221-1 (ред. от 30.06.02 г.)
  3. Постановление Правительства РФ от 6.1 1.92 г. № 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации»
  4. Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки»
  5. Алексеев И.С.  Управление внешнеэкономической деятельностью. М: Дашков и К, 2002. - 304 с.
  6. Бахрамов Ю.М., Глухов В.В.  Организация внешнеэкономической деятельности: Особенности менеджмента. СПб: Лань, 2005. - 448 с.
  7. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.-М., 2002
  8. Бурмистров В.Н., Холопов К.В. Внешняя торговля Российской Федерации: Учеб.пособие.  М.:  Юристъ, 2005.
  9. Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право. Введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Краткий учебный курс.М.: Норма, 2001. 
  10. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. Е. Стровского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 62 с.
  11. Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике.-Минск, 2005
  12. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/ Под ред. В.И. Кушлина, Н.А.Волгина.  М.:  Экономика, 2005.
  13. Гофман Н. Ф., Маховикова Г. А. Основы внешнеэкономической деятельности. — СПб: Питер, 2006. — 208 с.
  14. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В.  Внешнеэкономическая деятельность. М: Дело, 2002. - 424 с.
  15. Дудкова В. ВТО ожидает рост мировой торговли // Таможня. 2004. № 7. С. 8.
  16. Ершов А.Д. Основы управления и организации в таможенном деле: Учебное пособие. СПб., 2006.
  17. Камаева В.Д. Основы экономической теории. - М.: Изд. МГТУ, 2006.
  18. Коровкин В. П., Незадоров А. Н.  Внешнеэкономическая деятельность в агропромышленном комплексе. М: Элит-, 2003. - 464 с.
  19. Куликов П.М. Основы экономической теории: Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2004 – 400 с.
  20. Международное регулирование внешнеэкономической деятельности; Под ред. Каменкова В.С.; Издательство деловой и учебной литературы; 2005 г.; 800 с.
  21. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Изд-во. «Дашков и Ко», 2003. – 864с.
  22. Попов С. Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. - Изд. 4-е, доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2007 г. - 368 с.
  23. Покровская В.В.  Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. М: Юристъ, 2002. - 456 с.
  24. Прогноз внешнеэкономической деятельности России в 2003 - 2005 гг.// Бюллетень иностранной коммерческой информации. - № 140. - 2002 г.
  25. Савостина И.В. Таможенные платежи: исторический аспект// Финансы, денежное обращение и кредит. Науч. записки. Выпуск 9. – Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2002
  26. Смитиенко Б. М., Поспелов В. К., Карпова С. В. и др. Внешнеэкономическая деятельность.  М: Мастерство, 2006. - 304 с.
  27. Толковый словарь бухгалтера / Сост. Н.Н. Шаповалова, В.М. Прудников.-М., 2006
  28. Энциклопедия предпринимателя / С.М. Синельников и др.-СПб., 2004
  29. Официальный сайт Госкомстат РФ www.gks.ru
  30. Официальный сайт Всемирная торговая органищаия. www.wto.ru

 

 

 

 

Приложение

 

Приложение 1

 

Уровень таможенного обложения до и после Уругвайского раунда в развивающихся странах (промышленные товары), %1

 

Страна

Средневзвешенный уровень таможенного обложения

До раунда

После раунда

Аргентина

38,2

30,9

Бразилия

40,6

27,0

Чили

34,9

24,9

Индия

71,4

32,4

Малайзия

10,2

9,1

Мексика

46,1

33,7

Таиланд

37,3

38,1

Южная Корея

18,0

8,3

Турция

25,1

22,3

Венесуэла

50,0

30,9


 

 

Приложение 2

 

Уровень таможенного обложения до и после Уругвайского раунда в развитых странах (промышленные товары), %2

 

Страна

Средневзвешенный уровень таможенного обложения

До раунда

После раунда

Все развитые страны

6,3

3,8

США

5,4

3,5

Евросоюз

5,7

3,6

Канада

9,0

4,8

Австралия

20,1

12,2

Австрия

10,5

7,1

Япония

3,9

1,7

Южная Африка

24,5

17,2

Новая Зеландия

23,9

11,3


 

 

 

 

1 www.wto.org

2 www.wto.org


Информация о работе Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ