Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы определяется также тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.
Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для XXI века.

Содержание работы

Введение 3
1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров 6
1.1. Тарифные методы регулирования 7
1.2. Нетарифные методы регулирования 15
2. Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли 25
2.1. Особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО 25
2.2. Анализ таможенно-тарифной политики РФ 34
3. Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ 47
Заключение 58
Список использованной литературы 61

Файлы: 1 файл

внешне-эконом..doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Оглавление

 

 

 

Введение

 

Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации республики. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.

На всех исторических этапах развития государства внешнеэкономическая деятельность оказвывала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий. Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеэкономическая деятельность воздействуют на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производственных сил. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.

Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей страной, так и каждым предприятием в отдельности.

Россия имеет экспортно-импортные связи более чем со 100 странами мира. Сегодня невозможно представить деятельность ни одного крупного предприятия  без участия его во внешнеэкономической деятельности. Эффективность работы любого предприятия, вовлеченного в сферу внешнеэкономической деятельности, напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей. Это обусловливает актуальность темы курсового исследования.

Актуальность данной работы определяется также тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.

Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для XXI века.

Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.

Многогранность и сложность возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор нетрадиционных форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками ВЭД, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан.

Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 и на 2006-2010 годы позволила улучшить качество таможенного администрирования таможенной системы на основных направлениях деятельности.

Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ регулирования экспортных и импортных операций а также анализ влияния таможенно - тарифных ограничений на развитие мировой торговли с целью повышения эффективности внешнеторговой политики РФ.

В соответствие с целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть методы регулирования экспорта и импорта товаров;
  • Изучить особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО;
  • Провести анализ таможенно-тарифной политики РФ;
  • Привести пути оптимизации таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ.

Объект исследования – внешнеторговые операции.

Предмет – политика регулирования экспортных и импортных операций.

 

 

 

1. Методы регулирования экспорта  и импорта товаров

 

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие методы (табл. 1). Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт. (13, 62)

Таблица 1

Методы регулирования экспорта и импорта товаров

Методы

Инструменты

Регулирует

Тарифные

Таможенные пошлины

Импорт

Нетарифные

Количественные

Квотирование

Импорт

Лицензирование

Импорт/экспорт

Добровольное

ограничение

Экспорт

Скрытые

Гос. закупки

Импорт

Требование о содержании местных компонентов

 

Импорт

Технические барьеры

Импорт

Налоги и сборы

Импорт

Финансовые

Субсидии

Экспорт

Кредитование

Экспорт

Демпинг

Экспорт


 

 

 

1.1. Тарифные методы регулирования

 

Тарифное регулирование - форма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу России.

Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная функции. (5, 36)

Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и рем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

 Кроме вышеназванных функций  таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.

Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

Таможенно-тарифные меры - совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа.

Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза а вывоза. (7, 117)

Основные цели таможенного тарифа Российской Федерации:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в России;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
  • защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику;

 Ставки таможенных пошлин  являются едиными и не подлежат  изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления России тарифных льгот (тарифных преференций).                   

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин: антидемпинговые, специальные, компенсационные.

 Антидемпинговые пошлины применяются  в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в России.

Применению особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых, компенсационных) предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством Российской Федерации по инициативе органов государственного управления Российской Федерации. Решения в ходе расследования должны основываться на количественно определяемых данных. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Советом Министров Российской Федерации по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.

Говоря об импортных пошлинах, следует иметь в виду, что все страны защищают национальное производство с помощью таможенного обложения импортных товаров. Таможенные пошлины формируются на основе разницы между мировыми и национальными ценами. В развитых странах уровень импортных таможенных пошлин относительно низок, в менее развитых и развивающихся - при высоких национальных издержках - таможенные пошлины на импортные товары достаточно высоки. В Российской Федерации, в условиях экономической нестабильности, в последние годы внутренние цены росли, в то время как мировые цены оставались стабильными либо снижались. В этих условиях не было предпосылок для снижения импортных пошлин, напротив, их повышение вполне оправдано состоянием отечественного производства. У нас сейчас довольно высокие ставки импортных пошлин, хотя по многим товаров они недостаточны для защиты национальных производителей.

В России импортный тариф включает более 820 тарифных позиций по шестизначной Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Тарифная структура включает 11 уровней ставок (от 0 до 100%), причем для большинства товаров (49,2%), действуют тарифы от 10 до 15%; для 10,8% товаров - от 0 до 5%; для 22,2% - от 5- до 10%; для 14,5 - 15-20%; для 3,3% - от 25 до 100%. На 25 товарных позиций установлены пошлины в ЭКЮ за единицу товара в пределах от 0,12 до 100 ЭКЮ за единицу (л, кг, шт.). (6, 52)

Необходимо отметить, что в ближайшем будущем будет превалировать тенденция к понижению ставок пошлины, поскольку формально этого требует участие Российской Федерации в международной торговой системе, а также успехи в развитии национальной экономики. Однако, следует подчеркнуть, что это не должно ущемлять интересы национальной экономики. При вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) необходимо оговорить условия, которые позволяли бы Российской Федерации защищать в случае необходимости отечественное производство. Кроме того, снижение уровня пошлин в Российской Федерации должно встречать ответные уступки со стороны других государств.

Информация о работе Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ