Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы определяется также тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.
Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для XXI века.

Содержание работы

Введение 3
1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров 6
1.1. Тарифные методы регулирования 7
1.2. Нетарифные методы регулирования 15
2. Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли 25
2.1. Особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО 25
2.2. Анализ таможенно-тарифной политики РФ 34
3. Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ 47
Заключение 58
Список использованной литературы 61

Файлы: 1 файл

внешне-эконом..doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

Экспортный таможенный тариф в большинстве развитых стран отсутствует. Он применяется в основном к товарам традиционного экспорта  (товары минерально-сырьевой группы и продукция сельского хозяйства).

Основная функция экспортного тарифа – фискальная.

В России доля таможенных платежей, взысканных при импорте, в 2003 году составила 61 %, при экспорте соответственно – 39 %. Экспортная таможенная пошлина в РФ в 2003 году была сформирована на 91 % за счет нефти и нефтепродуктов (важными экспортными товарами являются также древесина и изделия из нее, черные металлы, никель, медь, бумага и картон, удобрения, алюминий, рыба).

В 2001 – 2002 гг. в системе таможенно-тарифного регулирования внешней торговли происходили значительные изменения. Они вызваны объективной необходимостью изменения таможенного администрирования в соответствии с мировой практикой и нормами ВТО.

Общепринятая мировая практика опирается на разветвленную систему многосторонних межгосударственных соглашений, действующих в рамках ВТО и Международной таможенной организации. Эти соглашения регламентируют и унифицируют правовые, административные и технические стороны деятельности таможенных служб. К числу этих соглашений относятся: Соглашение о таможенной стоимости, Соглашение о стране происхождения товаров и ряд других правовых документов ВТО, среди которых центральное место занимает ГАТТ – 1994, Конвенция об упрощении и унификации таможенных процедур (Конвенция Киото).

Также была проведена большая работа по оптимизации таможенного тарифа. Оптимальная ставка тарифа – это уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Оптимальный тариф имеет следующие основные черты, которые необходимо учитывать при осуществлении государственной внешнеэкономической политики: ставка оптимального тарифа невелика (так как в этом случае возможно большую его часть переложить на иностранных поставщиков за счет снижения цены на импортный товар); ставка оптимального тарифа обратна эластичности импорта, чем ниже эластичность, тем выше ставка оптимального тарифа.

В нашей стране ставка импортного тарифа была снижена в среднем на 5 %. В результате применения новых ставок ввозных таможенных пошлин в 2002 году по сравнению с 2000 годом (до начала оптимизации таможенного тарифа) стоимостной объем импорта товаров, в отношении которых в ходе процесса модернизации Таможенного тарифа были изменены ставки ввозных таможенных пошлин, возрос более чем на 110 %, а сумма таможенных пошлин, взысканных с данных товаров, увеличилась более чем на 115 %.

Увеличение стоимостного объема импорта товаров из дальнего зарубежья по всей номенклатуре за 2002 год по сравнению с 2000 годом составило примерно 65 %, а сумма взысканных таможенных пошлин возросла почти на 90 %.

Таким образом, увеличение объемов взысканных таможенных платежей произошло не только за счет роста объемов внешней торговли, но и в значительной мере за счет повышения достоверности их декларирования в части определения таможенной стоимости. На собираемость таможенных платежей в максимально полном объеме непосредственным образом влияет также борьба с недостоверным декларированием товаров в части классификации и определения страны происхождения товаров.

Постоянное увеличение положительного сальдо внешней торговли, причем в основном за счет торговли со странами дальнего зарубежья, позволяет говорить о существовании достаточно эффективного механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей. Однако работа по оптимизации таможенно-тарифного регулирования внешней торговли должна продолжаться.

Из Концепции Развития таможенной политики РФ на 2007-2009 годы известно, что основная работа в части совершенствования таможенно-тарифной политики будет направлена на оптимизацию таможенного тарифа, имея в виду снижение налоговой нагрузки по широкой номенклатуре товаров, не чувствительных к импорту, при одновременной селективной защите конкурентоспособных отечественных предприятий путем относительно высоких ставок тарифа.

В 2008 году была продолжена работа по установлению режима беспошлинного ввоза на оборудование для металлургической, пищевой, легкой и текстильной, целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей и автомобильной промышленности.

Основными направлениями работы по оптимизации таможенного тарифа являются:

1. Снижение абсолютного размера  ставок ввозных пошлин на большую  часть номенклатуры технологического  оборудования при одновременном  точечном сохранении высоких ставок пошлин по тем товарам, где необходим уровень защиты.

Данная мера будет способствовать активному ввозу в Российскую Федерацию технологического оборудования, что является на сегодняшний день крайне актуальным вопросом ввиду высокого износа основных производственных фондов на большинстве российских предприятий. Ввоз современного специального технологического оборудования, предназначенного как для производства средств производства, так и для некоторых предметов потребления (особенно это касается изделий легкой и пищевой промышленности), окажет положительное влияние на развитие промышленного потенциала Российской Федерации.

Кроме того, проведена работа по подготовке решения Правительства Российской Федерации по отмене ставок ввозных таможенных пошлин в отношении широкого перечня оборудования для нефтегазовой, деревообрабатывающей, медицинской, металлургической, авиационной, судостроительной, электронной отраслей промышленности, средств связи и сельского хозяйства.

Отмена ставок ввозных таможенных пошлин на указанное оборудование позволит перевооружить и модернизировать ряд крупнейших предприятий промышленности, увеличить объемы производства и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. При подготовке предложений о снижении ставок ввозных таможенных пошлин отдается приоритет предложениям, связанным с импортом высокотехнологичного оборудования, поставка которого способна заметно повысить конкурентоспособность российской продукции и одновременно минимизировать негативные последствия от роста импорта для отечественного станкостроения.

2. Установление дифференцированных  по своему уровню ставок ввозных  таможенных пошлин, применяемых  в отношении целого ряда комплектующих  элементов, предназначенных, в одном  случае, для промышленного производства, а в другом случае - не предназначенных для изготовления данных товаров.

В 2005 году было принято постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки». В данном документе были максимально учтены интересы как потенциальных инвесторов, так и российских производителей автокомпонентов. В настоящее время прорабатывается возможность расширения перечня автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки, предназначенных для производства узлов и агрегатов. (4)

Представляется, что принятие таких предложений позволяет, с одной стороны, обеспечить благоприятные условия для увеличения ввоза товаров, имеющих инвестиционный характер, как новыми предприятиями, так и работающими в этой области, а с другой стороны - в значительной степени снижает количество нарушений таможенных правил, имеющих место при ввозе компьютерной техники и телевизоров.

3. Расширение практики применения  дифференцированных по уровню  абсолютных значений ставок таможенных пошлин в зависимости от уровня заявленной стоимости за единицу товара, когда налогообложение тем меньше, чем выше цена единицы продукции.

Особенно эффективен такой подход в случаях, когда требуется тарифная защита в отношении отечественных относительно недорогих товаров, производимых в достаточных количествах российскими предприятиями и обеспечивающих необходимый спрос внутри страны. При этом по дорогим видам рассматриваемого ассортиментного ряда таких товаров при импорте ставки сохраняются невысокими, что позволяет сохранить импорт и обеспечить определенные конкурентные условия. В 2005 году такие решения коснулись дифференцированных ставок пошлин в отношении защитных очков и кожаной обуви.

4. Рассмотрение целесообразности  увеличения в Таможенном тарифе Российской Федерации доли специфических и комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин и перевода, в дальнейшем, специфических составляющих комбинированных ставок на «плюсовые».

Реализация такого предложения, как представляется, позволит на первом этапе (увеличение доли специфических и комбинированных ставок) сократить «поле» возможностей для недостоверного декларирования таможенной стоимости, а на втором (переход на «плюсовые» составляющие ставок), при одновременном сохранении эффекта первого этапа, поможет оптимизировать порядок расчета размеров комбинированных ставок пошлин в части отсутствия обязательной согласованности величины адвалорных и специфических составляющих этих ставок.

Практический опыт применения такого подхода к формированию таможенных тарифов в США и ЕС показал его достаточно высокую эффективность в части реализации регулятивной и протекционистской функций таможенного тарифа.

Отдельным направлением таможенно-тарифной политики является изменение подходов к налогообложению товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и произведенных на территориях свободных экономических зон, расположенных на территории стран СНГ.

Необходимость решения этого вопроса связана с тем, что товары, произведенные в данных зонах, изготавливаются из иностранных материалов и компонентов, ввезенных на их территорию беспошлинно, и затем поставляются в Россию также без уплаты ввозной таможенной пошлины.

Данное обстоятельство ставит отечественных производителей аналогичных товаров в заведомо неравные конкурентные условия.

В целях повышения эффективности работы таможенных органов по определению страны происхождения товаров было бы целесообразным определение на уровне Правительства Российской Федерации критериев происхождения для отдельных видов товаров в виде перечня технологических операций, осуществление которых позволит признать или наоборот не признаешь товар происходящим из той страны, в которой они были произведены. Именно такой подход в определении критериев происхождения наиболее понятен и прозрачен как для таможенных органов, так и для участников внешнеэкономической деятельности.

Как самостоятельное направление таможенно-тарифного регулирования рассматривается применение тарифных квот.

В целях законодательного закрепления тарифных квот в том числе в отношении некоторых видов мяса, импортируемого на территорию Российской Федерации из развитых стран принят Федеральный закон от «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в соответствии с которым расширяется сфера применения тарифных квот, в частности по сельскохозяйственным товарам, независимо от страны происхождения. Данная поправка, позволяющая Правительству Российской Федерации принимать решения о квотировании независимо от страны происхождения товара, является существенной и необходимой.

В 2006 году рабочей группой Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике по товарам агропромышленного комплекса и рыболовства рассматривается вопрос о введении тарифных квот.

Кроме того, с целью более гибкого реагирования на изменение конъюнктуры цен в отношении ряда сельскохозяйственных продуктов следую активизировать применение сезонных пошлин. Такие пошлины, как мера поддержки национальных производителей достаточно активно используются многими зарубежными странами. Для того чтобы избежать "закрытия" рынка отдельных товаров для импорта и вследствие этого возможного ущерба для потребителей таких товаров, можно было бы расширить практику применения сезонных пошлин на сельскохозяйственные товары с короткими сроками хранения.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации «О Таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин являются оперативной мерой регулирования внешнеэкономической деятельности.

В течение 2009-2010 гг. предполагается поэтапная отмена вывозных таможенных пошлин в отношении товаров с высокой степенью добавленной стоимости. А также в отношении товаров, экспорт которых не дает значительных поступлений в доходную часть федерального бюджета.

По нашему мнению, одним из направлений дальнейшей оптимизации Таможенного тарифа является снижение пошлин в отношении электробытовой и компьютерной техники. Эти товары сложны по номенклатуре и высоки по таможенной пошлине. Эффективный уровень таможенной защиты отечественных производителей с учетом НДС достаточно высокий и составляет 38 %. Первоначально эффективный таможенный тариф по данной товарной группе составлял 58 % (1996 год), при этом промышленность практически не развивалась. В 2008 году, напротив, уровень производства в данных отраслях удвоился. Кроме того, доля отечественных производителей на внутреннем рынке невысока – всего 5 – 10 %. Следовательно, нет необходимости в столь высоких защитных барьерах. Некоторые специалисты в области таможенного дела высказывают мнение, что импортная таможенная пошлина на цифровую технику должна быть снижена с 20 % до минимального уровня – 5 % (и лишь по отдельным позициям 10 %).

Действительно, минимальная таможенная пошлина на цифровую технику может стать оптимальной. Так как это дорогостоящая техника, то снижение импортных пошлин приведет к повышению достоверности декларирования товаров в части заявления таможенной стоимости. В этом случае объем поступлений в государственный бюджет может возрасти.

Необходимо отметить также, что в ближайшее время может возникнуть необходимость замены инструмента регулирования внешней торговли, которым является изменение ставок таможенного тарифа, на другие защитные меры. Это следствие присоединения России к ВТО, так как изменение ставок импортного тарифа будет ограничено обязательствами.

Информация о работе Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ