Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы определяется также тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.
Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для XXI века.

Содержание работы

Введение 3
1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров 6
1.1. Тарифные методы регулирования 7
1.2. Нетарифные методы регулирования 15
2. Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли 25
2.1. Особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО 25
2.2. Анализ таможенно-тарифной политики РФ 34
3. Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ 47
Заключение 58
Список использованной литературы 61

Файлы: 1 файл

внешне-эконом..doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

Демпинг — этот метод заключается в продвижении товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен существующих в этих странах.

Технические барьеры — это скрытый метод торговой политики возникшие в силу того, что национальные технически-административные и другие нормы и правила построены так чтобы препятствовать ввозу товара из-за рубежа.

Экспорт и импорт по некоторым объектам лицензируются.

Лицензирование — регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, вызываемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Основными видами лицензий являются разовая и генеральная. (7)

Практически все промышленно развитые страны имеют этот нетарифный метод. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые странами системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур. 

Квоты — это предельные объемы определенных товаров, которые разрешено импортировать (экспортировать) на территорию страны в течение определенного срока.

Квоты бывают:

  • индивидуальными, ограничивающими ввоз (вывоз) в одну конкретную страну;
  • групповыми, устанавливающие объем ввоза (вывоза) в определенную группу стран;
  • глобальными, когда импорт (экспорт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничение распространяется.
  • экспортные, вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями устанавливающие долю каждой страны, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров дефицитного на внутреннем рынке. Экспортные квоты могут обеспечивать отечественным производителям  достаточные запасы товаров по низким ценам, также экспортные квоты могут быть использованы для предупреждения использования природных ресурсов, а также для повышения цен на экспорт данных видов тарифа.
  • импортные квоты — вводятся национальным правительством для защиты местных производителей; для достижения сбалансированности торгового баланса, регулирование спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную политику других государств. (15, c.52)

Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения в парламенте.

Квотирование экспорта товаров вводится при необходимости защиты государственных интересов на товары, проводимые в Российской Федерации, для регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, в соответствии с принятыми обязательствами по международным договорам, а также для принятия ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств. Объемы квот на экспорт устанавливает и утверждает Министерство иностранных дел. Оно же при необходимости вносит изменения в квоты и перечни квотируемых товаров.

Специфическим типом квотирования, который полностью запрещает торговлю называется эмбарго. Оно может вводиться в отношения импорта или экспорта определенного вида товаров поставленных в конкретные страны или в отношении всех товаров поставленных в определенные страны, хотя эмбарго вводится в политических целях последствия могут быть экономическими.

По предложению администрации калининградской области на 1998 год установлены количественные ограничения на некоторые товаров (продовольствие, бензин, легковые автомобили старше 5 лет, деревянная мебель, отдельные виды стройматериалов и химической продукции), ввозимые из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны, действующем на территории калининградской области. Данный таможенный режим предполагает освобождение ввозимых товаров от уплаты таможенных пошлин и налогов. К товарам, ввозимым из других стран на территорию калининградской области сверх установленных квот, указанный таможенный режим не применяется.

В целях поддержки отечественных производителей в соответствии с постановлением правительства России от 11 декабря 1997 г. № 1549 с 19 марта 1998 г. Были введены сроком на 1 год квоты на импорт из европейского союза ковров и текстильных напольных покрытий. Затем этот порядок был скорректирован. Согласно постановлению правительства России от 8 мая 1998 г. № 431 вводится лицензирование ввоза указанных товаров из европейского союза. При этом выдача лицензий осуществляется в автоматическом режиме (без количественных ограничений).

В соответствии с протоколом к соглашению между правительством российской федерации и правительством Украины о свободной торговле, подписанным в г. Киеве 14 ноября 1997 г., В 1998 году разрешен ввоз на территорию российской федерации 600 тыс. Тонн сахара белого (код тн вэд 1701 99 100), происходящего из Украины и выработанного из сахарной свеклы, без взимания таможенной пошлины на основании лицензий, выдаваемых МВЭС России. Распределение квот на ввоз указанного количества сахара белого среди российских участников внешнеэкономической деятельности будет осуществлять специальная межведомственная комиссия по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот на основе открытого конкурса.

Расширен перечень алкогольной продукции, подлежащей лицензированию при ввозе на таможенную территорию российской федерации. Если ранее в него входили этиловый спирт и водка, то с 15 февраля 1998 г. Без наличия лицензии на импорт запрещен ввоз спиртных напитков крепостью более 28 об.%, В том числе в случае ввоза этих товаров с территории государств, входящих в таможенный союз (Белоруссия, Казахстан, Киргизия). При этом внесены изменения в перечень документов, необходимых для оформления лицензии на импорт этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Если в качестве заявителя выступает посредник, то его участие в операциях по обороту этих товаров допускается только при наличии лицензии на право закупки по импорту, хранения и оптовой реализации соответствующей продукции. Поэтому обязательным условием является предоставление копии указанной лицензии, а также документов, характеризующих финансовое состояние импортера.

В целях осуществления контроля за внешнеторговой деятельностью в области импорта цветных телевизоров правительство России вводит с 1 мая 1998 г. Сроком на 2 года лицензирование импорта цветных телевизоров (ввоза цветных телевизоров на таможенную территорию российской федерации в собранном виде в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения), за исключением цветных телевизоров, происходящих с территории государств участников таможенного союза. Данное решение относится к товарам, имеющим код тн ВЭД 8528 12 520, 8528 12 540, 8528 12 560.

Определены случаи импорта медикаментов на территорию России без предоставления лицензий. Это возможно при ввозе лекарственных средств, во-первых, для проведения клинических испытаний и регистрации в российской федерации, во-вторых, для нужд иностранных представительств, аккредитованных в российской федерации, в третьих, в случае осуществления таких поставок в качестве гуманитарной помощи. (20, 382)

С 24 января 1998 года действует новый порядок ввоза в Россию семян сельскохозяйственных и лесных растений. Ввоз в российскую федерацию партий семян допускается в случае, если на них оформлены документы, удостоверяющие сортовые и посевные качества, и если указанные партии семян соответствуют требованиям, установленным законодательством российской федерации и нормами международного права. Запрещен ввоз партий семян в незатаренном состоянии (насыпью), обработанных химическими или биологическими препаратами, а также партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых не включены в государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Исключение составляют партии семян, предназначенных для научных исследований и государственных испытаний. Ввезенные в российскую федерацию партии семян подлежат как семенному контролю, так и фитосанитарному контролю.

Принято решение о поэтапном введении, начиная с 1 января 1998 г., Маркирования копий сертификатов соответствия специальными, защищенными от подделки, знаками, несущими голографическое изображение знака соответствия при обязательной сертификации и порядковый номер защищенного знака. Закрепление защищенного знака на копии сертификата будет производиться специальным клеем, разрушающим знак при попытке его отделения.

С 1 марта 1998 г. Потребителям должна предоставляться информация о происхождении пива, ввозимого на территорию российской федерации, в таком же порядке, как и по алкогольной и табачной продукции иностранного производства.

При доставке товаров, следующих в адрес магазинов беспошлинной торговли, разрешено использовать в качестве дополнительной меры обеспечения соблюдения таможенного законодательства договоры поручительства, заключаемые магазинами с таможнями назначения. При этом доставка алкогольных напитков и табачных изделий может осуществляться только при условии, что на каждый экземпляр товара (бутылку или картонную упаковку бутылки, упаковку блока сигарет) нанесена надпись о необходимости реализации товаров только в магазинах беспошлинной торговли.

 

 

 

2. Анализ влияния таможенно-тарифных  ограничений на развитие мировой  торговли

 

2.1. Особенности таможенно-тарифной  политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли

 

Главное направление либерализации импорта – снижение ставок ввозных таможенных тарифов, импортных пошлин. Особая роль и эффективность использования тарифного регулирования на современном этапе развития мирохозяйственных связей и международной торговли определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, при рыночных принципах формирования и развития международных экономических отношений это достаточно действенный и гибкий инструмент экономического регулирования.

Во-вторых, таможенные тарифы применяют практически все страны, что обусловливает их значимость для формирования международных товарных потоков и структуры экономики в целом.

В-третьих, национальные таможенные тарифы охватывают всю номенклатуру импорта, а не отдельные ее части или сферы внешнеэкономической деятельности, как другие средства и инструменты регулирования. В-четвертых, таможенные тарифы сравнительно просты, прозрачны и легко поддаются контролю.

Скоординированная либерализация международного обмена товарами в рамках ВТО в целом выгодна странам-участницам, так как способствует:

1. Снижению импортных тарифов  и связанных с этими изменениями  относительных цен, что способствует  перераспределению ресурсов в  направлении экономической активности, обеспечивающей увеличение ВВП и повышение национального дохода. По оценке Всемирного Банка, сокращение таможенных тарифов, осуществленное согласно договоренностям Уругвайского раунда, привело к увеличению национального дохода в странах-участницах ГАТТ на 0,3–0,4%. (24)

2. Адаптации национальной экономики  к технологическим инновациям, новым  структурам производства и новым  условиям конкуренции. Это приводит  к существенным выгодам в долгосрочном  плане и облегчает потребителям  доступ к более качественным и, как правило, менее дорогим товарам.

За период деятельности ГАТТ (ВТО), начиная с 1948 г., средний уровень таможенных тарифов снижен почти на порядок ( с 43–48% до 4–6%). При этом снижение было более существенным в экономически развитых странах и меньшим в развивающихся. Так, по данным упомянутого доклада Всемирного Банка, в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки средняя тарифная ставка сложилась на уровне от 10% (Чили) до 26–28% (Бангладеш и Филиппины) и 42% (Египет). Согласно данным ВТО, по отдельным развивающимся странам средневзвешенные импортные пошлины после завершения Уругвайского раунда составляли:  в Мексике – 33,7%,  Индии – 32,4%,   Аргентине и Венесуэле – 30,9%,  Таиланде – 28,0%,  Бразилии – 27,0%,  Турции – 22,3%,  на Филиппинах – 22,2%.

В развитых странах средневзвешенные тарифные ставки снизились с 6,3 % перед Уругвайским раундом до 3,8% после него. А по отдельным странам и группам стран соответственно:  США – с 5,4% до 3,5% ;  страны ЕС – с 5,7% до 3,6%;  Канада – с 9,0% до 4,8%;  Япония – с 3,9% до 1,7% (3,9%). (23, 283)

Следует также обратить внимание на довольно широкую дифференциацию ставок импортных пошлин в развитых странах (см. табл. 2).

Дополнительные данные по ряду других развитых стран приводятся в Приложениях 1 и 2.

Показательно, что действующие в России импортные таможенные тарифы примерно в 2,4 раза ниже, чем в развивающихся странах, и в 1,6 раза выше, чем в экономически развитых.

Таблица 2

Уровень таможенных ставок по товарной номенклатуре импорта в США  и странах ЕС (25)

Уровень таможенных ставок, %

Доля товарной номенклатуры, %

США

ЕС

Беспошлинно

39,5

37,7

0,1-5,0

42,9

34,2

5,1-10,0

10,2

10,0

15,1-35,0

6,0

9,9

Свыше 35

0,1

-

Информация о работе Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ