Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы определяется также тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.
Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для XXI века.

Содержание работы

Введение 3
1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров 6
1.1. Тарифные методы регулирования 7
1.2. Нетарифные методы регулирования 15
2. Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли 25
2.1. Особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО 25
2.2. Анализ таможенно-тарифной политики РФ 34
3. Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ 47
Заключение 58
Список использованной литературы 61

Файлы: 1 файл

внешне-эконом..doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

Одним из основных видов таможенных платежей являются сборы за таможенное оформление, взимаемые на основании ст. 114  Таможенного кодекса Российской Федерации.

Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в валюте Российской Федерации в размере 0,15% таможенной стоимости товаров и транспортных  средств. Кроме того, взимаются таможенные сборы за оказание таможенных услуг.

Таможенные сборы  взимаются до или в момент принятия таможенной декларации к оформлению. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных сборов за таможенное оформление и оказание таможенных услуг не предоставляется. 

12 февраля 1998 г. Россия ратифицировала  соглашение об освобождении от  уплаты таможенных пошлин, налогов и выдачи специальных разрешений за провоз нормативных документов, эталонов, средств измерений и стандартных образцов, провозимых с целью поверки и метрологической аттестации, подписанное в городе Алмата 10 февраля 1995 года.

Правительство российской федерации и европейское космическое агентство подписали соглашение о порядке ввоза и вывоза товаров, используемых в рамках сотрудничества по исследованию космического пространства. Таможенное оформление этих товаров (за исключением подакцизных), производится без уплаты таможенных пошлин и налогов. Основанием для освобождения от уплаты является предоставляемое в таможенные органы письмо российского космического агентства, подтверждающее, что товары перемещаются в рамках указанного соглашения.

Использование комбинированных ставок таможенных пошлин становится все более распространенным. С 1 марта 1998 г. они применяются в отношении электрических ламп. Если ранее на лампы направленного света и лампы накаливания прочие (коды тн вэд 8539 10 900, 8539 29) действовала ставка 15%, то новая ставка установлена в размере 15%, но не менее 0.06 экю за 1 штуку. Соответственно, на лампы накаливания вольфрамово-галогенные вместо ставки 25% действует ставка 25%, но не менее 0.07 экю за 1 штуку.

Одновременно с 1 февраля 1998 г. Снижена ставка ввозной таможенной пошлины на жевательную резинку без сахара (полуфабрикат), классифицируемую в позиции тн вэд снг 2106 90 980, до уровня 15%, но не менее 0,6 экю за 1 кг. Ранее ставка таможенной пошлины составляла 25%, но не менее 1,5 экю за 1 кг.

Согласно постановлению правительства от 1 июня 1998 г. n 546, с 10 июня 1998 г. Сроком на 6 месяцев снижена ставка таможенных пошлин с 10% до 5% на ряд товаров, в т.Ч. Алюминий нелегированный, двигатели для автотранспортных средств, антибиотики, иммунные сыворотки, а также лекарства, не расфасованные для розничной продажи. Отменена таможенная пошлина на ввоз необработанных алмазов (ранее она составляла 30%). (7, 25)

В то же время принято решение об увеличении таможенного обложения некоторых товаров также сроком на 6 месяцев, но оно вступает в силу не с июня 1998 г., А с января 1999 г. Полугодовой срок дается для зарубежных поставщиков и российских импортеров для адаптации к новым условиям. К упомянутым товарам в первую очередь относятся лекарства, расфасованные для розничной продажи, аналоги которых производятся в России (парацетамол, аспирин, папаверин, дибазол и др.). ПО ним ставки увеличиваются с 10% до 20%. С 5% до 15% повышается уровень таможенного обложения шприцев и алюминиевой фольги. Вводятся комбинированные ставки таможенных пошлин на свинцовые аккумуляторы в размере 15%, но не менее 3,3 экю за штуку (ранее - 5%), а также на магнитные ленты в кассетах (шириной не более 4 мм - 20%, но не менее 0,11 экю/шт.. А шириной более 6,5 мм - 20%, но не менее 0,48 экю/шт.). Ранее по этим товарам ставка пошлины составляла 15%.

В соответствии с распоряжением правительства России от 3 июня 1998 г. n 726-р определен перечень товаров, по которым до конца 1998 г. Будет произведено снижение ставок ввозных таможенных пошлин с 30% до 20%. В число этих товаров входят табак, автомобильные шины, драгоценные металлы и камни, холодильники, магнитофоны, интегральные схемы, электрические лампы, автобусы, легковые автомобили с электродвигателями, летательные аппараты, яхты и лодки, а также оружие и вооружения.

Таможенное оформление иностранных товаров, ввозимых на территорию России в соответствии с таможенным режимом реэкспорта, осуществляется только в случае обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов внесением причитающихся сумм на депозит таможни, в которой будет производиться таможенное оформление товаров. Под причитающимися суммами понимается величина, равная сумме исчисленных таможенных пошлин и налогов, если бы предполагаемые к реэкспорту товары были выпущены для свободного обращения.

В соответствии с таможенным кодексом России должностным лицам и административно - техническому персоналу дипломатических представительств иностранных государств предоставлено право ввоза транспортных средств на территорию российской федерации без взимания таможенных платежей. ГТК России разъяснил, что с разрешения таможенных органов допускается отчуждение этих транспортных средств допускается другим иностранным гражданам, которым предоставлено право льготного ввоза транспортного средства на территорию российской федерации. При перерегистрации транспортных средств на приобретателя переходит обязанность вывезти за границу транспортные средства после истечения сроков командировки. В случае, если отчуждение транспортного средства производится с выпуском для свободного обращения на территории российской федерации, таможенное оформление допускается только со взиманием всех предусмотренных платежей.

Конкретизирован порядок ввоза товаров представительствами и филиалами иностранных лиц, зарегистрированными в установленном порядке на территории российской федерации. Отсутствие у представительств и филиалов статуса юридического лица не может служить основанием для ограничения иностранных юридических лиц в праве на ввоз товаров в российскую федерацию. Не ограничивает это право и положение статьи 172 таможенного кодекса российской федерации о том, что декларантом может быть только российское лицо - это лишь означает необходимость обращения иностранных лиц к услугам таможенных брокеров. В то же время в случаях ввоза представительствами и филиалами крупных партий товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, предназначенных для коммерческой деятельности, ГТК России рекомендует сообщать об этом в налоговый орган по месту нахождения указанных представительств (филиалов).

 

1.2. Нетарифные методы  регулирования

 

Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, хотя в этой сфере до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок). Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых государствами барьеров в торговле между странами превысило количество  отмененных и сниженных ограничений.

При использовании административных (нетарифных) средств нарушается рыночный механизм, сокращается ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных.

Нетарифные методы включает в себя широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, различные ограничительные правила и процедуры — до запрета торговли с определенными странами, вывоза и ввоза конкретных товаров и т.д. (11, 63)

По классификации Организации Объединенных Наций нетарифные методы регулирования разбиты на следующие группы:

  • прямое ограничение импорта и экспорта посредством лицензирования и квот на импорт; введение системы минимального предельного уровня цен на импортируемые товары на внутреннем рынке;
  • антидемпинговые меры; так называемые добровольные ограничения экспорта определенных товаров в конкретную страну и т.п.

В ряде случаев государства могут вводить полный или частичный запрет (эмбарго на торговлю с данной страной как по собственной инициативе (США - Куба), так и главным образом по решению Совета Безопасности Организация Объединенных Наций (Ирак, Югославия).

Указанные выше группы являются самыми многочисленными и охватывают более половины всех:

  • таможенные формальности;
  • технические стандарты и нормы (по безопасности товаров для потребителей);
  • санитарные и ветеринарные требования;
  • стандарты упаковки и маркировки разливу напитков;
  • сведения о стране происхождения ввозимых товаров и др.

Названные методы, непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли и относятся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю:

  • валютные ограничения, в частности, по переводу прибылей, дивидендов, налоговых и других платежей;
  • регулирование притока капиталов (максимальный процент иностранного капитала и местного персонала в иностранных предприятиях;  льготные условия для участвующих в международных торгах на сооружение объектов местных фирм и т.д.). (20, 615)

Последние две группы методов непосредственно не направлены на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но их действие зачастую ведет именно к этому результату.

Нетарифные методы требуют больших затрат, дают больше возможностей для бюрократизма и волокиты, для злоупотреблений, чем более простые по механизму их осуществления экономические методы.

К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относятся лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы.

В настоящее время мировая практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

Особое место в ряду нетарифных занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.

Среди методов нетарифного регулирования следует упомянуть административно-бюрократические проволочки при въезде, увеличивающие неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов.

Специфическим методом регулирования внешней торговли являются импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, — беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.

Определяющим моментом в современном развитии мировой экономики и международных экономических отношений является международное движение капитала. Высокий динамизм движения капитала, превращение его в объект острой международной конкуренции сделали настоятельно важным выработку международных стандартов и правил в этой области.

На национальном уровне административное регулирование движения капитала осуществляется в основном в рамках двухсторонних соглашений, которые включают в себя четкое определение правового режима, порядок допуска инвестиций и инвесторов, определяется режим (справедливый и недискриминационный, национальный, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации, перевод прибылей и репатриация капитала и порядок урегулирования споров.

“Добровольное ограничение” экспорта — это установление минимальных импортных цен. Специфика этих ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления. Торговый барьер устанавливается на границе экспортной страны. Соглашение о добровольном ограничении экспорта представляет собой навязанную экспортеру под угрозой санкций, обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну.

Формы стимулирования и поощрения экспорта или финансовые методы торговой политики, к ним относятся:

Субсидии — Это денежная выплата направленная на поддержку национальных производителей и косвенная дискриминацию импорта. (7)

По характеру выплат они делятся на: прямые и косвенные.

Косвенные - это скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, возврат импортных пошлин, займов по ставке ниже рыночных.

Прямые - это непосредственные выплаты экспортера после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода.

Кредитование — это скрытое субсидирование экспортера, финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Информация о работе Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ