Меры не тарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: целостное рассмотрение мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности.
2. Представить классификацию мер нетарифного регулирования.
3. Исследовать принцип действия нетарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……...3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИ.6
1.1. Цели и задачи введения нетарифных мер регулирования…………..……..6
1.2. Классификация мер нетарифного регулирования……………………..….10
Выводы по I главе ………………………………………………………………16
Глава II. НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………..17
2.1. Международные экономические отношения и их субъекты………….....17
2.2. Особенности применения нетарифных методов……………………..…...22
2.3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности……..…27
Выводы по II главе ……………………………...……………………………....32
Глава III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РФ) …………………..33
3.1. Демпинг как финансовый метод…………………………….…………….33
3.2. Антидемпинговые меры……………………………………………..……37
Выводы по III главе …..…………………………………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………. ………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Меркулова.docx

— 79.73 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Балашовский институт (филиал)

 

 

Кафедра социальной педагогики

 

 

МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА

 

студентки 3 курса 534к  группы

специальности 036401 «Таможенное дело»,

социально - гуманитарного факультета

Меркуловой Елены Михайловны

 

 

Научный руководитель

доцент кафедры социальной педагогики,

кандидат педагогических наук,

доцент ______________________________________________ О.М. Никулина

(подпись, дата)

Зав. кафедрой социальной педагогики

кандидат педагогических наук,

доцент ______________________________________________ Л.Н. Смотрова

(подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балашов  2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……...3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИ.6

1.1. Цели и задачи введения нетарифных мер регулирования…………..……..6

1.2. Классификация мер нетарифного регулирования……………………..….10

Выводы по I главе ………………………………………………………………16

Глава II. НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………..17

2.1. Международные экономические отношения и их субъекты………….....17

2.2. Особенности применения нетарифных методов……………………..…...22

2.3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности……..…27

Выводы по II главе ……………………………...……………………………....32

Глава III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РФ) …………………..33

3.1.  Демпинг как финансовый метод…………………………….…………….33

3.2.   Антидемпинговые меры……………………………………………..……37

Выводы по III главе …..…………………………………………………………42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………. …………………………………………...45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.

Одним из важнейших направлений регулирования внешней торговли, как свидетельствует международная практика, исторически являются нетарифные методы и инструменты. Данные средства внешнеторговой политики играют все более возрастающую роль в общем объеме регулирующих международную торговлю инструментов практически во всех странах, что происходит на фоне устойчивой общемировой тенденции снижения таможенно-тарифной защиты национальных рынков в процессе реализации своих обязательств в силу условий присоединения к ВТО. Эта тенденция особенно ясно наблюдается в последние два десятилетия в силу недостаточной определенности применения и возможности многократного или длительного использования нетарифных барьеров в отношении одного и того же товара. При этом необходимо отметить, что до сих пор в мировой торговле отсутствует общепризнанное определение нетарифных барьеров, их классификация, единая методология количественной оценки последствий их применения для торговли. Эти обстоятельства лежат в основе проблем, с которыми сталкиваются как государственные органы власти, так и участники рынка в урегулировании спорных вопросов применения нетарифных барьеров.

Теоретической основой работы послужили действующие законодательно-правовые и нормативные акты в области внешнеторговой деятельности, российские и международные договоры; труды ученых по теории внешнеторговой деятельности (Аконова Е.С., изучающего мировую экономику и международные экономические отношения, Дюмулен И.И., рассматривающего Всемирную торговую организацию, Киреев А.П. и Миклашевская Н.А., изучающих международную экономику и других).

Однако вопросам методов нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности в России в научной литературе до сих пор не уделено должного внимания. Особенно сейчас, когда Россия вступила в таможенный союз и в ВТО (всемирная торговая организация) имеющиеся немногочисленные публикации по этой тематике затрагивают лишь незначительные аспекты, связанные с нетарифным регулированием внешнеторговой деятельности, и не содержат единой концепции организации методов нетарифных ограничений с учетом нынешних перемен.

Цель курсовой работы: целостное рассмотрение мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть теоретические  основы нетарифных ограничений  внешнеторговой деятельности.

2. Представить классификацию  мер нетарифного регулирования.

3. Исследовать принцип  действия нетарифных методов  регулирования внешнеторговой деятельности .

4. Рассмотреть государственное  регулирование внешнеторговой деятельности.

5. Проанализировать использование  методов нетарифного регулирования  в РФ.

Предметом курсовой работы является внешнеторговая деятельность.

Объектом курсовой работы являетются: меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации теоретического материала о мерах нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Методы исследования:

1. Литературно- описательный.

2. Системный.

3.Теоритический.

Структура работы: состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИ

    1. Цели и задачи введения нетарифных мер регулирования

В соответствии с ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» нетарифное регулирование – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

После второй мировой войны роль нетарифных методов стала возрастать. Это объясняется несколькими причинами:

1.  Начиная с 50-х годов, в результате многосторонних переговоров удалось значительно понизить среднемировой уровень таможенных пошлин. И расширение нетарифных методов отчасти явилось ответной реакцией на это снижение.

2.  Усиление конкуренции на мировых рынках вынудило многие страны принять меры по защите отечественных производителей.

3.  Резкий рост импорта во многих странах увеличил пассив торгового баланса, что серьезно ухудшило финансовое положение этих стран.

4.  Обострение проблемы безработицы также способствовало усилению нетарифных методов, позволяющих предотвратить закрытие отечественных предприятий под ударами иностранных конкурентов [17].

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

1. Введение временных  количественных ограничений экспорта  или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка.

2. Реализация разрешительного  порядка экспорта или импорта  отдельных товаров, которые могут  оказать неблагоприятное воздействие  на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

3. Выполнение международных обязательств.

4. Введение исключительного  права на экспорт или импорт отдельных товаров.

5. Введение специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

6. Защита общественной морали и правопорядка.

7. Защита культурных ценностей.

8. Обеспечение национальной безопасности [19].

Цели нетарифного регулирования состоят:

1. В улучшении конкурентных условий в импортирующей стране.

2. В защите национальной промышленности, здоровья населения, охране окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.

С точки зрения государственного регулирования внешнеторговой деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

  1. Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин.
  2. Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу.
  3. Таможенный режим.
  4. Товарная номенклатура внешнеторговой деятельности.

В современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются:

1. Соглашения, действующие  между членами Всемирной торговой  организации в соответствии с  её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ) 
2. Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. 
3. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (международный таможенный документ, который представляет собой краеугольный камень всей транзитной системы и подтверждает то, что в отношении перевозимых по процедуре МДП товаров существует международная гарантия). 
4. Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле).

Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя. В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы – количественные, скрытые и финансовые – как часть своей политики протекционизма.

Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС (Европейский союз), США (Соединённые Штаты Америки) и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Нетарифные ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Классификация мер нетарифного регулирования

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П.Х. Линдерта насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности можно разделить на три группы:

1. Меры прямого ограничения.

2. Таможенные и административные  формальности.

3. Прочие нетарифные методы [10].

К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию) [17].

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

1. Введение временных  количественных ограничений экспорта  или импорта отдельных видов товаров.

Информация о работе Меры не тарифного регулирования внешнеторговой деятельности